Опыт профориентационной работы в МАОУ «СОШ № 40»
социального педагога
Силиной Наталии Валентиновны
Новоуральск 2019 год
Введение
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.
1. Наши школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным. Их проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов, например:
Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении;
Профессии родителей;
Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься;
Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ;
Собственный практический опыт профессиональной работы;
Примеры и опыт друзей, знакомых;
Советы родителей или других родственников;
Рекомендации учителей;
Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах;
Интуитивное принятие решений;
Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы;
Престиж профессии в обществе и др.
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
2. Профориентационная работа исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Цели и задачи профориентационной работы в школе
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка.
Цели:
ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника;
развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к
планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения;
обучение основам выбора некоторых профессии.
Задачи:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
обеспечение предпрофильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в системе воспитательной работы;
выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Основные компоненты системы профориентации школьников
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных учреждений, школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты. Которые осуществляются через предметные уроки, беседы, школьные и внешкольные мероприятия.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.
Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Структура, в рамках которой строится профориентационная работа
В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (проф-информация и проф-пропаганда), проф-ессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение (пропаганда) – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.
Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.
Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии.
Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
Учителя-предметники:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
Школьный психолог:
изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
Медицинский работник:
способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные планы работы по профориентации
Начальная школа (4 классы). На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Все профессии хороши». Классы – знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, в сфере транспорта; в области почтовой связи; в сфере обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков. Формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Основная школа (5-7 классы). Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собирается материал о профессиях родителей учащихся. К концу года защищают свои проекты, оформленные в виде презентаций: «Моя будущая профессия», «Профессия моих родителей».
Основная школа (8-9 классы). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм.
Старшие классы (10-11 классы). Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении.
В учебный план вносят элективные курсы. Увеличение количества часов на преподавание различных предметов. На этом этапе школа активно взаимодействует со специалистами МОУ «МУК».
В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, о профессиях наиболее востребованных в нашем городе.
Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, классные часы, профориентационные игры консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
Учащиеся 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни Самоуправления – День учителя», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, социального педагога, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности, практикуются экскурсии в профессионально-технические училища.
Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, педагога социального с учащимися и их родителями.
Критерии эффективности профориентационной работы в школе
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
План профориентационной работы школы на 2018 – 2019 г.г.
Циклограмма профориентационной работы в школе
Мероприятие | Ответственный |
Оформление стенда (общешкольного) и постоянное его обновление: “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”, «Я выбираю профессию». | Социальный педагог |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. Постоянно действующая выставка литературы «В мире профессии». | библиотекарь |
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению. | библиотекарь |
Обеспечение участия школьников в работе ученических летних трудовых отрядов | Социальный педагог |
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами (подготовка и проведение школьных радиопередач, участие в конкурсах, организация школьных мероприятий). | Классные руководители, социальный педагог |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости. | Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР |
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы на школьном радио Ведение рубрики «Энциклопедия профессий» | классные руководители |
Работа с педагогическими кадрами.
1. Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп (в течение учебного года).
2. Организовать проведение конкурса пособий
по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий. 3.Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся
Работа с родителями
1. Организовать для родителей лекторий по теме «Медицинские аспекты в выборе профессии» (9 кл.).
2. Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
3. Организовать встречи учащихся с их родителями с представителями различных профессий (9 кл.).
4. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на
5. Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Работа с учащимися
1. Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города.
2. Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности.
3. Проведение конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Защита проектов “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”,“Мои жизненные планы, перспективы и возможности”
4. Классный часы викторины, беседы на различные тематики профессий: согласно возрастным особенностям.
5. Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”,«Мама, папа на работе», «Кем я хочу стать».
6. Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"
7. Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.
8. Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”.
9. Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений.
10. Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д.
11. Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда .
12.Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся.
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
Цели и задачи профориентационной работы в школе………………..…3
Основные компоненты системы профориентации школьников……….4
Структура, в рамках которой строится профориентационная работа…5
Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации……………………………………6
Этапы и содержание профориентационной работы в школе……………7
Критерии эффективности профориентационной работы в школе…...…8
План профориентационной работы школы на 2018 – 2019 г.г………….9
13