СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт проведения мстер-класса по теме"Формирование УУД посредством технологии продктивного чтения на уроках в основной школе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации описывается опыт проведения мастер-класса по представленной теме

Просмотр содержимого документа
«Опыт проведения мстер-класса по теме"Формирование УУД посредством технологии продктивного чтения на уроках в основной школе"»

Ю.А. Бычкова

учитель географии

МАОУ СОШ №4

г. Первоуральск, Российская Федерация


Опыт проведения мастер-класса по теме «Формирование УУД посредством технологии продуктивного чтения на уроках в основной школе»

Сегодня отношение государства и общества к предмету география меняется. С 2015 года по инициативе Председателя Попечительского Совета Географического Общества, Президента Российской Федерации В.В.Путина, проводится географический диктант. Его основной целью является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. Что же мы видим по результатам? Средний балл составил – 56 баллов из 100 (за первую часть), 47,7 баллов из 100 (за вторую часть). Только 353 человека из 376 тысяч выполнили обе части абсолютно верно. Заставляет на себя обратить внимание и другой факт. По результатам PIZA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) место РФ по естественнонаучной грамотности среди других стран участниц в 2015 г. только 32 место (из 70).

Данные факты отражают недостаточный уровень географической грамотности населения России. Задачей школы является её повысить. Как этого достичь? Использовать современные технологии, методики, отдельные приёмы. Одна из таких технологий, это технология продуктивного чтения (автор Н.Н. Светловская). Данную технологию применяю на уроках шестой год. Убедилась в её эффективности и результативности.

Если говорить об урочной деятельности, то можно отметить положительную динамику в уровне сформированности таких познавательных УУД, как:

- умение владеть смысловым чтением

- устанавливать причинно-следственные связи

- представлять информацию в разных форма (рисунок, таблица, план, схема, диаграмма)

Коммуникативных УУД:

- излагать свое мнение (в монологе, полилоге).

Регулятивных УУД:

- оценивать степень и способы достижения цели.

Я реально убедилась в том, что ребята научились качественно работать с информацией, представленной в разных формах. Первоначально я изучила саму технологию, из каких этапов она состоит. Далее начала проводить уроки, создавать тексты для отдельных уроков в параллелях 5-7 классов. На настоящий момент уже накоплен банк текстов. В 2017-2018 учебном году разработала технологические карты с применением технологии продуктивного чтения при изучении темы «Южная Америка» в 7-ых классах. В дальнейшем вижу необходимость систематизации текстов по параллелям. Главная проблема в данной технологии – тщательная подготовка к уроку (подготовка самого текста, распечатка текстов на каждого ученика).

Особенностью данной технологии является работа с текстом. Любой текст для проведения урока не годится. Готовых текстов вы нигде не возьмете. Рабочим будет тот текст, который вы создадите сами. Каким должен быть текст?

  1. Объем текста должен быть не более 1 страницы.

  2. Текст может иметь заголовок или нет.

  3. При выборе содержания текста, учитель руководствуется следующими критериями:

- в соответствии с заданными целями и планируемыми результатами

- исходя из предполагаемого объема полученных знаний учащихся ранее, текст может содержать информацию знакомую для них и совершенно новую.

- можно включать в текст такую информацию, которую не всегда можно проверить на уроке и тогда поиск ответа может быть домашним заданием.

  1. Учитель должен четко понимать к каким результатам он должен прийти на уроке, исходя из этого правильно отобрать приемы работы с текстом.

  2. Текст должен состоять из нескольких абзацев (4-5). Предполагается работа с каждым абзацем в отдельности разными приемами.

  3. Заканчиваться текст должен небольшим выводом.

Организовать работу на каждом этапе можно используя различные методические приёмы. Чаще всего для этапа антиципации я использую такие приёмы, как работа с заголовком, проблемная ситуация, видеосюжет.

Есть ещё один этап в технологии продуктивного чтения, это этап работы с текстом во время чтения. Нужно использовать разнообразные приёмы работы с текстом, а для этого предлагать учащимся продуктивные задания.

Для проведения мастер-класса нужны две группы по 3 человека. Группам даётся следующее задание: прочитайте отрывки из художественных произведений разных авторов (Жюля Верна «15 летний капитан» «20000 лье под водой», Александра Беляева «Остров погибших кораблей». Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»), найдите в них, какие составные части Мирового океана упоминаются. Проверьте себя, прочитав научный текст. После этого составьте схему – части Мирового океан (с примерами). Как вы понимаете, в научном тексте эти части названы, а в художественном приведены конкретные примеры и участники мастер-класса должны это соотнести. Время работы группы 3 минуты. После работы групп заслушиваем их, сравниваем выполненные ими схемы с эталоном. Я рассказала об одном из приёмов работы с текстом - это Составление простейших схем (если необходимо выявить составные части единого целого).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!