Выпускная квалификационная работа
Тема: «Детское экспериментирование» как средство развитие познавательной деятельности у дошкольников
Нестерова Т.И.
1
Содержание
1.Актуальность 2 2. «Теоетическое» обоснования работы 4 3. Цели и задачи 8 4. Основные припципы организации детского экспериментирования 8 5. Успешность экспериметра 9 6. Связь экпериментирования с другими видами детской деятельности 9 7. Оснащение детской лаборатории 11 8.Стимулы для положительной мотивации дошкольников 12 9. Ожидаемые результаты 12 10. Вводная часть 13 11. Организация детского экспериментирования 15 12. Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности 22 13.Безопасности 26 14. Вывод 29 15.Перспектива 30
16.Список используемой литературы 31
2
Актуальность
Мир-это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще.
С раннего детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое- основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Здесь нельзя не упомянуть федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы ДОУ. Дошкольное образование призвано
3
обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Работая в детском саду, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
4
Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисковой - экспериментальной деятельности.
«Теоретическое» обоснования работы.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей - экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами, а я испытывала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформления уголков с соответствующим материалом. Таким образом, у меня назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами
5
предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Учебное исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы «Одаренный ребенок » А.И. Савенковым. Автор определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике.
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Я считаю, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова. В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой
6
богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Н. К. и Е.И. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание,неприятие отрицания и гнева. Мы же сегдня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит : «Я не могу, не умею», причём если один в эти слова вкладываетсмысл «научи меня», то другой говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферутворческого единодушия, рождающую радость создание нового,где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнетивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно – исторического процесса. Разрабатывая содержание и технологии руководства экспериментальной деятельностью детей, мы ориентировались на принцип единства фило-и онтогенеза. Данный пинцип предполагает, что ребёнок в своём индивидуальном развитии повторяет культурно – исторический путь человечества. Исторически экспериментирование возникает в деятельности, когда субъект (человечество, ребенок) противопоставляет себя объекту (природе, педметам,физическим явлениям). С этого момента освоение действительности выступает как процесс постоянного совершенствования
7
собственной деятельности и обогащения творческого опыта. Творчество в экспериментировании обуславливаетсоздание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребенка. Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования, как цель,идея, предвидение способов её достижения,контроль прцесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса. В связи с этим можно сказать, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
8
Задачи:
Познавательные
расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация образования.
Психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
9
Успешность эксперимента:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для
10
экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Лушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления» (с. 1). Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Как гласит народная мудрость - «Если знанья есть — то и слову честь Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностьютоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объек, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность фиксировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость
11
считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Оснащение детской лаборатории;
Приборы - помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
«Природные материалы»: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные
12
зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки , нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
Новизна, необычность объекта;
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так);
Ситуация выбора.
Ожидаемые результаты
Детское экспериментирование - метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо. С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
13 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» так считаем мы - воспитатели.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической наук Лев Семенович Выготский. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Любознательность у детей — это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые! В последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется
14
исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?.. Если ребенок найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от нас требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности.
Основная цель работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении пяти лет. Я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои
15
исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В уголке находятся: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) побуждает их экспериментировать с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и способствует развитию любознательности.
Организация детского экспериментирования.
Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов, с учетом возрастных особенностей детей, составила перечень занятий и игр по э следующим разделам: свойства воды, воздух и его свойства; условия необходимые для жизни растений; твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса; свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло. Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект –
16
субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности. Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельно составленных конспектов и использую конспекты из опыта работы других педагогов. Занятия провожу с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка. Для поддержания интереса к экспериментированию задания и проблемные ситуации даются детям от имени сказочных героев - это и незнайка, зайка - всезнайка. Они маленькие, а младшему очень хочется передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как дети ставили перед собой Незнайку и рассказывали ему, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так во время прогулки, на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом - на обочине - рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей. Поисковая деятельность отличается от любой другой деятельности,
17
потому что в ходе цели поиска она уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность. Понимая важность этой деятельности, наблюдая особенности своих детей (любознательность, пытливость творческой личности), а так же разрозненность и обрывочность знаний решила эту деятельность привести в систему и поэтому включила в задачи развития. В своей работе я применяю два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности у дошкольников. Первый вид деятельности заключается в том, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Второй вид деятельности организуется мной, где я выделяю существенные элементы ситуации, обучаю ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены. Также использую такой метод, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладеет понятием и подходами к решению проблем в процессе познания, но направленным мною. В течение года распределяла опыты и экспериментирование. Например, с водой и песком провожу опыты круглый год - переношу оборудование в помещение (песок) с водой на улицу и по ходу опытнической деятельности знакомлю детей со свойствами воды, песка. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природеесть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты: «Тонет, не тонет»
18
(В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы - выталкивает более легкие предметы); «Подводная лодка » (В стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает – в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли); «Цветы лотоса» (Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются - бумага намокает, становится тяжелее - лепестки распускаются); «Чудесные спички» (Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются - волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) «Подводная лодка» (Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает - пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать) «Капля шар» (Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки - пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) «Можно ли склеить бумагу водой?» (Берем два листа бумаги, смачиваем водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются - вода обладает склеивающим действием) «Чем пахнет вода?»
19
(Даю детям три стакана воды, в один из них добавляем раствор валерианы - есть запах - вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). «Сравнить вязкость воды и варенья» (Варенье более вязкое, чем вода) «Есть ли у воды вкус?» (Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую - вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) «Испаряется ли вода?» (Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени, воды на тарелки не стало - при нагревании жидкость превратится в пар) «Куда делись чернила? Превращение» (В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах - уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) «Делаем облако» (Наливаем в банку горячей воды Зсм на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается -водяной пар концентрируется, образуя облако). Ведя работу по детскому экспериментированию, показало, что эта деятельность представляет для детей живой интерес. Дети - пытливые исследователи окружающего их мира. Эта особенность заложена в них природой, мы взрослые только помогает понимать окружающую жизнь. В этом виде деятельности я строю отношения с детьми на основе партнерства соучастия, что способствует развитию интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.
20
Свою работу по исследовательской деятельности я начала с ясельной группы. Уже с этого возраста предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Учитывая эту особенность раннего возраста, использую на занятиях, в индивидуальной работе, методические приемы, которые помогали детям решить поставленную задачу научить детей элементарным действиям: просеять мелкую крупу, отделить крупную фасоль. Дети экспериментируют с разными формочками и материалом: мокрым и рассыпчатым снегом, влажным и сухим песком, делаем дорожки и узоры из песка - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт , цветную бумагу из лейки без кончика, ведерка с дырочкой на дне , кулечка с небольшим отверстием. «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной водой, рисуя узоры. « Разные ножки беру по дорожке» - отпечатывая следы от обуви, следов игрушек с колесами, полозьями, протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек. Игры с тенью: «Веселые путешественники», «Норки», «Вот какая пена», «Ловкие пальчики». Игры с бумагой: « Снежки», «Блестящие комочки» , «Бумажный вихрь», «Султанчики». Также знакомлю со свойствами предметов, через осязательные действия (ум ребенка на кончиках пальцев). Дети на ощупь знакомятся с качествами предметов ( мягкий, твердый, холодный, теплый). По вкусу определяют, кислый, сладкий , соленый , горький. Применила эффективный методический прием как нетрадиционное рисование пальчиком на подносе с манной крупой, мукой. Используя подобные методы в работе с детьми, значительно
21
расширяется и уточняет знания детей о свойствах предметов , обогащает их личный опыт. Познавательные занятия строятся на стремлении вызвать у детей удивление от открытий, к которым они пришли в ходе практической опытной деятельности. В этом возрасте я начинаю закладывать детям первые ориентиры в мире природы, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе. Вот, например: « Посадка лука» Мы, вместе с детьми проводить обследование луковиц, потом идет посадка лука в землю, полив. Далее ведем наблюдение за прорастание, обсуждаем условия необходимые для роста растений. Дети с интересом наблюдают за веточками поставленными зимой в вазу, отмечаем, что растения зимой живые. Определяем проявления жизни по набуханию почек, появлению листьев. Проводится опыт по проращиванию корней у веточек тополя, вербы, наблюдаем через прозрачное стекло и воду, как появляются корни, откуда как увеличиваются. Затем мы (вместе с детьми) посадили веточки на участке и будем дальше наблюдать за ростом и развитием этих веточек. Провожу игры с песком: «Пирожки для Мишки» , «Испечем куличики» , «Построим башенки» и т. д. - дети расширяют знания о свойствах сухого и мокрого песка, сравнивают и делают выводы, обогащают словарь , закрепляют культурно - гигиенические навыки. В играх с водой: «Прятки», «Теплая капелька», «Поможем Кате улыбнуться», «Тонут не тонут», «Хотела птичка пить» ( увеличение объема воды в емкости) подвожу к пониманию того, что вода имеет такие свойства как жидкая , прозрачная , бесцветная , холодная, горячая, замерзает и превращается в лед, мокрая , воспитываю аккуратность при работе с водой.
22
Создаю условия для расширения представлений детей о свойстве льда и снега: «Освобождение бусинки из ледяного плена». «Что происходит со снегом ,когда его принесешь в помещение», « Морозный узор» и т. д. Дети знакомятся со свойствами льда : гладкий, прозрачный, хрупкий ,холодный , тает в тепле. Рассматриваем через увеличительное стекло снежинки, определяем свойства снега : рыхлый, рассыпчатый ,липкий , мокрый , блестит на солнце, можно лепить. На организованных занятиях по экспериментированию ведется работа по сравнению предметов: ткани и булочки, резины и дерева, песка и глины - дети в познавательной деятельности расширяют представления о свойствах материала, особенности природных материалов, проводят их сравнение. На занятиях используют разнообразные методические приемы: введением сказочного персонажа, использую игровые проблемные ситуации : «К детям пришла кукла и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты», «У Мишки не получились пирожки. Как ему помочь?», «Поможем Буратино разобраться, почему кубик не скачет как мяч? Почему воздушные шары растягиваются, а деревянные нет?» Эвристические беседы, художественное слово, благодаря которым дети становятся более активными, проявляют любознательность и интерес на протяжении всего занятия, с большим старанием выполняют трудовые действия. Практика показала, что реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи..
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка
23
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас,
24
педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Мой опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на методических объединениях детских садов района и т.д.), посещение кружков художественно-творческого и музыкально эстетического развития при поступлении в школу. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учу родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в совместных досуговых мероприятиях, являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно
25
выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково-исследовательской деятельности детей («Анкета для родителей» в приложении).
62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними. Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», Вот несколько советов для родителей по развитию поисково исследовательской активности детей.
26
Безопасность
Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.
С водой. Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда: Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
Со стеклом: Со стеклом будь осторожен, Ведь оно разбиться может. А разбилось - не беда,
Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат – совок, И для мусора бачёк - Вмиг осколки соберут,
27
Наши руки сберегут.
С песком. Если сыплешь ты песок - Рядом веник и совок.
С огнём: Помни правило: огонь, Никогда один не тронь!
По окончании работы
Ты работу завершил? Всё на место положил?
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:
Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативу детей.
Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
28
Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Помогать управлять процессом усвоения знаний:
Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
Анализу, классификации, обобщению информации.
На первых этапах экспериментирования я предлагала детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать. Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно - научных представлений - это направление работы второго этапа исследовательской деятельности. В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества. Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно! Взвесить все, что хочешь, не только с помощью гирьки, но и ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы. К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь именно в
29
них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать
Вывод
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и
30
воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах — являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Перспектива
Я считаю, что выполняя в системе все то, что перечислила выше, дети моей группы в старшем возрасте уже будут иметь определенный оббьем знаний и представлений об окружающем , но каждое знание продолжает приоткрывать ребенку малоизвестные стороны познавательного объекта порождает вопросы, догадки. Я буду учитывать эту особенность развития старших дошкольников и строить свою работу с детьми на основе поиска оптимальных форм и методов ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, организма человека , ведь круг познания старшего дошкольника достаточно широк. И тогда мои дети к подготовительной группе научатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивления и даже восторг испытывают дети от своих „открытий” , которые вызвали у них чувство удовлетворения от проводимой работы.. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет если?) Почувствовать себя учеными исследователями. При этом мы, взрослые, должны играть роль не учителя наставника, а равноправного партнера, что позволяет детям проявить собственную исследовательскую активность.
31
Список используемой литературы:
Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред. М.А. Васильева. М.
План - программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» 4.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольника с окружающей действительностью»
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование»
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой ». М. 1999.
Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург, 1995.
Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» пресс 2010.
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие)5. Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.
Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6. Серия книг Скоролуповой О. А. «Вода», «Зима», «Лето», «Ранняя весна», «Весна. Насекомые, перелетные птицы»