СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы "Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"»




Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 8 «Колосок» села Нины Советского района










Опыт работы



Тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»








Воспитатель:

Иванова Ирина Владимировна





2022 г.





Содержание

Сведения об авторе……………………………………………….3

Введение…………………………………………………………..4

Технология опыта…………………………………………………6

Дидактическая игра. Виды дидактических игр………….……..9

Создание среды в группе для развития речи детей ………..….10

Взаимодействие с педагогами, семьями воспитанников………12

Результативность опыта…………………………………….…….14

Заключение…………………………………………………… … 15





























СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ



Ф И О: Иванова Ирина Владимировна



Дата рождения: 09. 02 1973 г.



Образование: средне – специальное

Педагогическое училище г.Иноземцево

Педагогический стаж: 18 лет



Место работы: МКДОУ «Детский сад№ 8 «Колосок»»



Должность: воспитатель



Категория: I квалификационная категория







Опыт работы

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

Введение

1. Актуальность. С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

В связи с этим, моя методическая тема «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

1.1 Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС;

- теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

-апробирование новых методов и приёмов работы;

-курсы повышения квалификации.


1.2 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что дидактическая игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста, так как это доступный, полезный и эффективный метод.

И поскольку процесс развития речи предполагает активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать свои мысли, считаю, что применение дидактической игры позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.


1.3Теоретическая база опыта

Многие выдающиеся педагоги и психологи придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в методических работах Светланы Леонидовны Новоселовой «Игра дошкольника», Александры Ивановны Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», Антонины Кирилловны Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Евгении Ивановны Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

Особая заслуга в раскрытии роли дидактической игры принадлежит видному педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре : он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Елизавета Ивановна Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.

Изучив внимательно методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

2. Технология опыта

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.

Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали разрезные картинки правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.

Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:

а) Дети должны четко понять, что от них требуется.

Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.

б) Показать свою заинтересованность.

И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.

в) Поощрять ребенка.

Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.

г) Игра должна быть в радость.

Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Игра должна продолжаться согласно возрастным особенностям детей . И один вид деятельности должен меняться другим.

Весь предыдущий год я занималась изучением проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. Во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста активно формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая подготовительной группой, и потом этот процесс продолжается уже в школе.

Проводя свои исследования в группе старшего возраста, я столкнулась со следующими проблемами в развитии речи дошкольников : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не умение обобщать , неспособность составлять рассказы по картине , по серии сюжетных картинок устанавливая причинно-следственные связи, не умение логически правильно излагать материал.

Взяв за основу мнения выдающихся педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использовала в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры :словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Большое значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта: создать условия для развития речи дошкольников через дидактические игры.

Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

-Развивать связную речь посредством дидактических игр;

- Формировать игровые умения, развитые формы культуры игры;

- Развивать интерес к дидактическим играм;

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, навыки саморегуляции;

- Способствовать активному общению со сверстниками и воспитывающими взрослыми, способствовать социализации.

Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей деятельности:

1. Создание развивающей предметно - пространственной среды, для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

2. Организация работы с детьми с помощью дидактических игр.

3. Взаимодействие с педагогами ДОУ, с родителями дошкольников.



2.3 Дидактическая игра. Виды дидактических игр.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно - печатные и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно - печатные игры, так же как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх ребенку дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Различные виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, учат классифицировать их (мебель, одежда, овощи и т. д., их качествами и свойствами). Другие уточняют представление о сезонных изменениях в природе, о различных профессиях.

Словесные игры более сложные, так как они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как дети в них учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют, и следовательно развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

2.4 Создание развивающей среды в группе

Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, художественного творчества, сенсорный уголок , музыкально –театрализованный уголок, уголок ряжения

.

речевой уголок в котором есть художественная литература, пособия, картотеки: дидактических игр по ЗКР пословиц и поговорок, считалок, русских народных подвижных игр, предметные картинки, сюжетные картинки, карточки с заданиями, материал по звуковому анализу слов, дидактические игры, игры сделанные своими руками, мнемотаблицы , много игр на дыхание , артикуляцию ,на звукопроизношение , на развитие фонематического слуха .

Предметно - развивающую среду регулярно пополняла и обогащала согласно с возрастными особенностями детей.

В своей работе с детьми я использовала различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяла словесным дидактическим играм.

В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи также использовала скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносили их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх.









Взаимодействие с педагогами ДОУ

Участвовала в конкурсе профессионального мастерства «Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи», я изготовила для воспитанников дидактические игры ( «Зайкины запасы», «Игривый котенок», «Самолет», «Загадки по сказкам», «Четвертый лишний», Мнемотаблицы по сказкам для старшего дошкольного возраста, «Найди пару», «Расскажи сказку», «Найди мою тень»,» Найди отличия», лото «Русские народные сказки», домино «Узнай и назови сказку», «Собери картинку по сказкам» и другие).



Взаимодействие с семьями воспитанников

В своей работе взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей я осуществляю в таких формах как: беседы, консультации («Что должен уметь ребенок к 6, 7 годам?», «Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста», «Развитие речи детей с помощью дидактических игр», «Роль родителей в развитии речи детей», «Развитие речи детей 6 – 7 лет», рекомендации: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков, в разделе «Домашняя игротека» родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков, буклеты «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи». Были проведены родительские собрания «Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий». Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей

.

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Но главным фактором общения с детьми является личное время каждого родителя и его нужно всегда находить для своего ребёнка .В индивидуальной беседе старалась тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это, к сожалению, не так. Часто советовала родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушивались к советам, и когда был виден результат, благодарили. После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разнообразных дидактических игр, с удовольствием проводили новые игры, объясняли детям правила и были рады результатам.



Диагностика, результативность опыта.


Результатом этой работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.

Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников.

Дидактические игры сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим . Овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее. У детей появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

С целью выявления уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, мною было проведен мониторинг уровня речевого развития дошкольников в начале и в конце. учебного года в каждой возрастной группе (старшей и подготовительной)



Показатели речевого развития детей старшей группы

за 2020 - 2021 учебный год

Дата Высокий Средний Низкий

Начало года 36% 65% 0%

Конец года 52% 48% 0%

Выводы:

Предложенные в таблице и диаграмме результаты показывают положительную динамику освоения детьми старшей группы программы ДОУ с использованием дидактических игр по образовательной деятельности «Развитие речи».

Показатели мониторинга в подготовительной группе

На 2021-2022 учебный год

Дата Высокий Средний Низкий

Начало года 24% 67% 9%

Конец года 90% 10% 0%

Результаты показали положительную динамику речевого развития детей.

Данные показатели говорят о том, что дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми по формированию речевой активности детей дошкольного возраста.

III. Заключение

На основании собственного опыта использования дидактических игр как средства развития речи детей мною был сделан следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для расширения и обогащения словарного запаса , связной речи детей, развитию фонематического слуха, развитию слоговой структуры речи, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

Для выявления уровня развития речи детей были проведены задания и упражнения, направленные на исследование связной речи, уровня развития словаря и грамматики, звуковой культуры речи, которые в свою очередь, в системе показывают уровень развития речи детей в целом.

Результаты обследования за последние два года показали, что в процессе работы у детей повысился уровень развития речи, обогатился и расширился словарный запас, сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам. Так же начала совершенствоваться звуковая культура речи детей. Многие дети стали отвечать развернутыми предложениями. Еще в своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разнообразных дидактических игр, с удовольствием проводили новые игры, объясняли детям правила и были рады результатам.

В ходе совместной деятельности с детьми и родителями мы добились следующих результатов:

- Повышение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

- Повышение уровня звуковой культуры речи, связной речи, словаря и грамматического строя речи.

- Активное участие родителей в педагогическом процессе.


Я считаю, что проводимая мной работа принесла положительные результаты. Но на этом я останавливаться не буду, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми. Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.







Приложение

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

 

 «Японская печатная машинка»

Цель: Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

 «Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

         - Кто сидел на моем стуле?

         - Кто ел из моей чашки?

         - Кто спал в моей постели?

         - Кто же был в нашем доме? И т.п.

 

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

 

2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

 

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1. Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

2. Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря педвгог предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

 

 «Летает, а не птица»

Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых. Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

         ***                                                                   ***

В тёмной темнице                          Красные лапки

Красны девицы.                             Щиплют за пятки

Без нитки, без спицы                      (Гусь)

Вяжут вязеницы.

   (Пчёлы в улье)

         ***                                                        ***

Явился в жёлтой шубке                    Чёрный, проворный,

Прощайте, две скорлупки.                Кричит «крак»,

         (Цыплёнок)                                Червякам враг.

                                                                  (Грач)

         ***                                                       ***

Летела птица,                                    Не зверь, не птица,

Не перната, не крылата,                    А нос, как спица.

Носик долгий,                                          (Комар)

Голос тонкий.                                                 ***

Кто её убьёт,                                    Спал цветок и вдруг проснулся:

Человечью кровь                             Больше спать не захотел.

Прольёт.                                           Шевельнулся, встрепенулся,

  (Комар)                                           Взвился вверх и улетел.

                                                                  (Бабочка)

         ***                                                            ***

Много мастеров                                Верещанья, белобока.                                

Срубили избу без углов.                  А зовут её …. (сорока).

      (Муравьи)                                

         ***                                                   ***

Маленький мальчишка                     Жу-жу, жу-жу,

В сером ярмячишке                          Я на ветке сижу,

По дворам шныряет,                         Букву Ж все твержу,

Крохи собирает,                                Зная твердо букву эту,

В поле ночует,                                   Я жужжу весной и летом.

Коноплю ворует.                                     (Жук)

    (Воробей)

         ***                                                                         ***

На полянке возле ёлок,                                     На шесте дворец,

Дом построен из иголок.                                  Во дворце певец,

За травой не виден он,                                      А зовут его… (скворец).

А жильцов в нём миллион.  (Муравейник.)

 

3. Игры для развития грамматического строя речи

 

 «Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

 

«Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

 

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

                                                  

 

 

 

4. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

 «Повтори»

         Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                     

Бык-бак-бок                                    

Дам-дом-дым                                   

Ком-дом-гном                                

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка пленка

При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

 

«Похоже - не похоже»

         Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

         

«Поймай звук»

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

 

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой,  выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.

 

«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

 

5. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

 

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

 Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

 

«Скажи по-другому»

 Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

                 

6. Игры для развития грамматического строя речи

 

«Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

 

«Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

 

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

         

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

 

7. Игры для развития связной речи

 

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф  сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

 

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

 

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

                                           

                   



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района



Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи

Тема «В гости к

Старичку –Лесовичку»


Старшая группа «Фиалка»






Воспитатель: Иванова И.В.

2020-2021 год



Программное содержание:

учить правильной постановке языка при произношении звука[c];

учить контролировать силу выдоха;

-учить подбирать родственные (однокоренные) слова;

-закрепить умение четко произносить звуки c и сь в чистоговорках, слогах и словах;

-умение находить место звуков в заданных словах;

-развивать фонематический слух;

-закрепить навыки артикуляционной гимнастики

-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

-воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;

-закрепить названия зимующих птиц.

Закрепить умение делить слова на слоги

Методы и приемы: игровой -сюрпризный момент, словесный, наглядный.

Используемые материалы и оборудование: листы бумаги с контурным изображением снеговика, цветные карандаши, снежинка, елочка, корзинка, ларчик , птицы –синица, снегирь, сорока, сова, Старичок –Лесовичок, , карточки, колокольчик, мультимедиа-проектор.

Ход занятия.

Дети входят в группу. Приветствие.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук «С». Но сначала поиграем с язычком

Артикуляционная гимнастика «Белочка»

1. Увидела орешек –удивилась: -«Какой большой».

Губы вытянуть вперед не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 –10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность ;

2. А потом обрадовалась, улыбнулась.

Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 –10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы, укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.

3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.

Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек. Повторить 3 раза.


А теперь проговорим скороговорку. Будем произносить медленно, но четко, чтобы был слышен каждый звук. Послушайте, как я это делаю. А теперь все вместе: «У маленькой Сани сани едут сами».

Воспитатель: Повторите скороговорку (3 –4 ребенка). Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит письмо.

Воспитатель: Ребята, смотрите, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?

Дети: Ставропольский край, Советский район, село Нины, ул. Кирова, 21, детский сад N8 «Колосок»

Воспитатель: Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес. Ставропольский край, Советский район, село Нины, ул. Кирова, 21, детский сад N8 «Колосок». Значит нам. От кого оно? От Старичка –Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок –Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока –белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное, она поведала мне, что вы умные и сообразительные. Приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес. Хочу узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вам помогут найти обитатели моего леса-птицы. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок –Лесовичок».

Воспитатель: Ну что, в путь? На чем поедем?

Дети предлагают варианты транспорта

Воспитатель: на самолете полетим

Воспитатель: Самолет полетит, если мы поместим в него предметы, в названии которых есть звуки с и сь

Дидактическая игра « Загрузи самолет» Слайд 1

Воспитатель: Молодцы, теперь можно лететь.

Воспитатель Вот мы и на месте. Дальше пойдем пешком Слайд 2- (лес поздней осенью)

Куда же нам идти?

Слайд 3 Синица

Воспитатель: А вот и первый житель леса. Как называется эта птица?

Ответы детей.

Воспитатель: на какой о звук начинается слово синица?

Дети: на звук « сь»

Воспитатель: Подскажите песенку синицы.

Дети: Синь –синь –синь.

Воспитатель: у летела синичка, а корзину осталась. Слайд 4 (корзинка) Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка –Лесовичка.

Воспитатель читает задание: ««Повторите слоги четко, что бы был слышен каждый звук». Я покажу, вы повторите.

СА –СА –СА –в лесу бегает лиса

СО –СО–СО –у Вовы колесо

СУ-СУ-СУ - было холодно в лесу

СЕ-СЕ-СЕ - ленточки в косе

СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы

АС-АС-АС-у нас свет погас

ОС-ОС-ОС-на поляне много ос

УСЬ-УСЬ-УСЬ -на лугу пасется гусь

Сти-стэ-ста-сто-сту-сты

Воспитатель: Молодцы,. Смотрите, еще птица. Слайд 5 (снегирь)

Воспитатель: А эта птица как называется?

Дети: снегирь

Воспитатель: На какой звук слово снегирь?

Дети: на звук c

Воспитатель: Пропойте песню снегиря. Очень четко произносим все звуки. Язычок за нижними зубками, произносим на выдохе.

Дети : Сью –сью –сью (тихо, громко, нормально)

Воспитатель: Крылья снегом припорошило, он летать не может. Поможем снегирю.

Дыхательное упражнение «Снегирь»

Сел на ветку снегирь (Дети взмахивают кистями рук )

Ф –ф, ф –ф. (Коротко, активно выдыхают)

На него упал снежок (Ударяют кончиками пальцев одной руки

по ладони второй)

Ф –Ф, Ф –Ф. (коротко со средним упором выдыхают)

Ветерок, подуй слегка (Качают поднятыми руками над головой)

Ф –Ф, Ф –Ф. (Коротко легко выдыхают)

Отряхни нам снегиря (Стряхивают кисти рук)

Ф –Ф –Ф –Ф –Ф. (Продолжительный выдох)

Отряхнули снегиря.

Задышал он, закрутил головой. (Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо –вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторить 3 раза)

Подышал снегирь и расправил крылья –С –С –С –С –С

Воспитатель: Улетел снегирь, оставил нам сундучок Слайд 6 (сундучок)

Кто его найдет? В нем еще одно задание от Старичка –Лесовичка.

Воспитатель читает: «На моей лесной красавице елке висят карточки со словами, в которых есть звук «c» и «сь». Определите место этим звукам в словах.

Работа по карточкам.

Воспитатель поводит индивидуальную работу, обращается к каждому ребенку: Почему ты выбрал эту карточку?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Слайд 7 (сова)

Воспитатель: Сова предлагает нам поиграть

Физминутка «Сова»

Летела сова - большая голова (бег по кругу)

Вот она летела, летела, (взмахи прямыми руками в сторону)

По сторонам поглядела, ( круговые повороты головой)

Песенку спела, (наклоны вперёд, руки назад )

И опять полетела, (лёгкий бег)

Ветки раздвигала, (разводят руки перед грудью

через середину)

В гости приглашала.


Слайд 8 (сорока)

Воспитатель: А это что за птица?

Ответы детей: Это сорока.

Воспитатель: на какой звук слово «сорока»?

Дети: на звук «с»

Воспитатель: Спойте песенку сороки, старайтесь четко произносить все звуки

Дети: Стрек –стрек –стрек.

Воспитатель: Молодцы.

Улетела сорока, а нам оставила конверт. Слайд 9 (конверт) Кто его найдет?

Воспитатель: послушайте задание от Старичка-Лесовичка: « Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы? Как думаете, справитесь?

Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На поселки, на лужок

Тихо падает … снежок.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик,

Нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.


Воспитатель: Какие слова вы добавили?

Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.

Воспитатель: На какое слово все они похожи?

Дети: На слово «снег».

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: со звука « c»

Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились с заданием

Теперь нам пора продолжать путь к Старичку-Лесовичку. Только вот подсказки закончились. Куда же нам дальше идти?

(раздается звон колокольчика)

Воспитатель: Слышите? Что же это такое?

Дети: Это колокольчик звенит.

Воспитатель: А в какой стороне. И кто же в него звенит?

Дети: Это, наверное, Старичок –Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.

Воспитатель: Пойдемте на звук колокольчика.

Слайд 10 Старичок–Лесовичек:

Старичок–Лесовичек: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли в мой лес и справились с моими заданиями, предлагаю вам выполнить еще одно (читает): «Художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки, то получиться рисунок. А вот какой, вы уже узнаете сами.. Поможете нарисовать? Рисовать можно только теми цветами карандашей, в названии которых есть звуки «с» и «сь»

Дети садятся за стол и обводят точки карандашами

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Снеговики, но на их лицах не все нарисовано.

Воспитатель: Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук «с»

Дети выполняют задание и рассказывают, что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.

Воспитатель: А теперь разделим эти слова на слоги

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы!

Старичок–Лесовичек: Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось, что вы такие добрые, сообразительные и умные. Я убедился, что сорока –белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. Примите от меня угощения ( вручает детям корзинку с угощениями)

Дети благодарят Старичка–Лесовичка

Воспитатель: Старичок–Лесовичек , и мы были очень рады увидеться с тобой, но пришла пора нам возвращаться в детский сад, до свидания!

Старичок–Лесовичек: До скорого свидания в моем сказочном лесу

Воспитатель: занимаем места в самолете, отправляемся в полет!

Воспитатель: вот мы и в детском саду. Попрощаемся с нашими гостями .





Конспект образовательной  деятельности

с детьми подготовительной группы

Тема: «В поисках клада»


Цель: развитие коммуникативных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

Задачи:

–Уточнить представления детей о малых фольклорных произведениях (потешка, считалка, пословица, небылица, загадка, колыбельная) и их назначении.

–Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

–Развивать умение более точно характеризовать объект и ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, приучать к самостоятельности суждений через использование нарративного метода в образовании.

–Помогать детям осваивать выразительные средства языка (эпитеты, сравнения).

–Отрабатывать интонационную выразительность речи.

–Воспитывать любовь к устному народному творчеству, навыки культурного общения.

Слайд 1

 –Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, как здоровались в старину, с поклоном:  «Здравствуйте, гости, милости просим Вас в гости!» (дети здороваются с поклоном)

– Дети, я хочу вас спросить, а вы любите приключения? (да)

–Очень хорошо! Нас сегодня ждет необычное, увлекательное приключение. Мы отправляемся с вами на поиски клада.

Слайд 2:

–Что ж, пора в дорогу. Но нам надо выбрать командира нашего отряда. Кто хочет?

(Если не поднимут руки, сказать, что командир нам все равно нужен, без него мы не сможем начать путешествие. Если много желающих: желающих много, кого же выбрать? Как нам решить эту проблему, чтобы никого не обидеть? (варианты детей).

–А можно выбрать по считалочке. Так зачем же нужны считалочки? (спросить детей)

Правильно, считалки – это такие стишки, которые использовали в древности и используют до сих пор для выбора командира команды или ведущего.

–Встаем в круг. Кто нас рассчитает?  (ребенок или воспитатель)

Я хочу напомнить, что надо говорить и сразу показывать на человека.

Текст считалочки:

Шла коза по мостику

И махала хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи их круга вон!

Командиру значок и корзину.

А мы получаем алмаз считалок (положить в корзину).

– Встали за командиром. Пора в путь:

По ровненькой дорожке

 Шагают наши ножки,

 Вот так, вот так

 Шагают наши ножки.

– Ой, куда же мы пришли?

Слайд 3(дети плачут).

–Что за лужа на пути,

  Ни проехать, ни пройти?

–Кто наплакал такую лужу (посмотрите)?

Дети, а как вы думаете, почему они плачут? Что они испытывают? (какое у них настроение?) (ответы детей)

– Я вам открою секрет: они были друзьями, но поссорились. Как же нам их помирить?  А чтобы их помирить, нам надо вспомнить пословицы о дружбе. (ответы детей)

Текст пословиц:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Дерево живет корнями, а человек друзьями.

  • Друзья познаются в беде.

–Что помогло нам их подружить? (пословица)

Еще ее называют «мудрая». Почему? (содержит народную мудрость, которая помогает в трудной ситуации)

Например, нам она сейчас помогла что сделать?

Такие мудрые выражения и называют пословицами.

Слайд 4: дети улыбаются.

– А теперь вода, если только от дождя. Мы получаем алмаз пословиц.

–Двигаемся дальше:

Слайд5: дорога.

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом,

Слайд 6: луг.

Через лужу – прыг,

Через яму – скок.

Шли мы, шли,

К кому же мы пришли?

Слайд 7: кот на экране

–Это не простой кот, а потешный. А зовется он так потому, что очень любит… что? Как думаете?

Он очень любит потешки. Для чего они нужны? Кто знает? (я вам помогу). Потешки – это небольшие стихи для потехи, для веселья.

–Сейчас кот злой. А знаете почему? Его давно никто не веселил – не читал потешек. Как же нам его задобрить, ведь это кот потешный? (дети: прочитать потешку про кота)

Текст потешки:

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые. 

–Давайте кота покормим. Сядьте за столы, у вас пустые миски, нальем коту молока. А вместо молока у нас будет что? (манка) Намажем клеем середину миски и посыпем манкой. Лишнее стряхните в тазик.

–Вот сколько мисок с молоком получилось. Угостим кота и повторим потешку так, чтобы кота развеселить, потешить. Я вам помогу. (2-3 ребенка повторяют потешку интонационно, выразительно)

Слайд 8котенок пьет молоко

–Теперь наш потешный кот опять стал добрым, как ласково мурлычет.

–За это он подарит нам алмаз потешек и покажет путь, куда двигаться.

–Построились за командиром.

Слайд 9: дорога.

Мы идем, идем, идем

И никто не отстаем.

появляется избушка на курьих ножках

–Где мы с вами очутились? (на экране избушка)

Слайд 10: появляется Баба Яга (голос): «Вот я вас не пропущу. Всех сварю и проглочу»

–Как же нам пройти? (ответы детей) Как вы думаете, может нам ее усыпить? Но как? Что нам сделать, чтобы она заснула?  (спеть колыбельную).

Как поется колыбельная?

–Давайте споем (дети с воспитателем поют)

Текст колыбельной:

Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. 
Он утащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу бабушку не буди.

(Баба Яга исчезает, слышится храп.)

–Слышите, заснула. Почему?

–И правда, еще с незапамятных  времен, чтобы уложить ребенка спать мама напевала ему колыбельную. Мы получаем алмаз колыбельных.

–Ох и устали мы в пути.

Слайд 11: Посмотрите, на какой полянке мы оказались. Не пора ли отдохнуть. Давайте поиграем в народную игру «У дедушки Трифона».

–У дедушки Трифона семеро детей,

  Семеро детей и все сыновья,

  Они не пьют, не едят,

  Друг на друга глядят

  И все делают вот так (дети повторяют за ведущим)

Получаем алмаз народных игр.

Слайд 12: полянка

–Идем дети дальше. За командиром становись.

Застучали ножки

По ровненькой дорожке.

Застучали много раз,

Вот как весело у нас.  (лежит камень)

–Что за камень на пути

  Ни проехать, ни пройти?

  Да здесь трясина, встаньте на маленькие серые камешки.

–А на камне что-то написано. Кто-то может прочитать?( не переживайте я вам помогу) : «Прямо пойдешь – небылицу найдешь»

Текст небылицы:

Как у вас поживают?

- На босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами.

А лошади наши - с усами,

Бегают в подполье за мышами.

–Что здесь не так?

 –Что же я вам рассказала? (небылицу). Что это такое? (я вам помогу).

 Небылицы – это такие маленькие стишки, в которых говориться о том, чего на самом деле не бывает (пример из небылицы).

– Ребята, посмотрите, а под камнем что-то лежит. (сначала картинки возьмут девочки, а теперь мальчики) Что на этих картинках не так? (ответы детей) Как назвать эти картинки одним словом. Да ведь это картинки-небылицы.

–А как вы думаете, зачем нужны небылицы? (развеселить). На Руси часто придумывали для веселья небылицы.

Получаем алмаз небылиц.

–Отправляемся в дорогу.

Слайд 13

  Мостик в стороны качался,

  А под ним ручей смеялся,

  На носочках мы пойдем,

  На тот берег попадем.

Слайд 14

–Мы уже совсем близко.

Надо лишь открыть замок.

А откроем его мы его только тогда, когда найдем ключ-отгадку. А у чего бывают отгадки? (у загадок)

–Слушайте внимательно:

Текст загадки:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!  (небо)

Нужно выбрать правильную отгадку.

(Появляются картинки-варианты отгадок.)

–Все-таки что это такое?

–Сейчас я вам еще раз прочитаю загадку, а вы постарайтесь запомнить, как говорится о небе, с чем оно сравнивается. (ответы  детей)

–Мы получаем алмаз загадок.

Слайд 15: замок распадается, ворота открываются)

–Замок открылся.

Ой, посмотрите, что там такое интересное под елкой лежит, блестит.

–А вот волшебная шкатулка.

–Хотите узнать, что в ней? Откроем? (Она пустая)

–Что же делать? Как же так, мы столько сделали, так старались, а шкатулка пустая. (дети предполагают).

–Как же нам ее наполнить? (ответы  детей)

–Посмотрите, а пока мы с вами путешествовали и преграды преодолевали, набрали целую корзину алмазов. Как вы думаете можно ли их в шкатулку положить? (ответы детей)

–А сейчас мы будем брать алмазы по одному и класть в шкатулку.

(Что это за алмаз такой?)

1)Это алмаз считалок. Зачем нам они нужны?(выбирать водящего в игре)

2)Это алмаз пословиц? Как мы их называем? (мудрые)

3)Алмаз потешек. Что делают потешки? (развлекают, нужны для потехи)

4)Алмаз колыбельных песен. Для чего они используются?

5)Алмаз народных игр.

6)Алмаз небылиц.

7)Алмаз загадок.



Воспитатель: –Вот и стала наша шкатулка полной драгоценных алмазов. Я вам ее подарю. Пусть она вам помогает.

Потребуется кого-то развеселить, вам поможет… какой алмаз? (небылиц) Найти какую-то отгадку поможет алмаз… (загадок), а если захочется поиграть пригодится алмаз …(народных игр).

А чтобы вы не забыли какой алмаз для чего нужен, я подарю вам еще и карточку-подсказочку.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо за работу.




37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя