Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Перспективный план работы по развитию речи посредствам театральной деятельности в средней группе на год
Мероприятие
|
Сроки реализации
|
Результат
|
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков
|
Сентябрь-октябрь
|
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.
|
Педагогический мониторинг образовательной области «Развитие речи» в группе
|
Октябрь (первичный)
Май (итоговый)
|
Карта педагогического мониторинга. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям.
|
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения
|
Сентябрь
|
План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2021 – 2022 учебный год
|
Оформление центра
речевого развития
|
Октябрь - апрель
|
Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей)
|
Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей среднего возраста
|
Октябрь
|
Картотеки двигательно-речевых игр и потешек
|
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»
|
Октябрь
|
Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?»
|
Оформление ширмы для театрализованной деятельности.
|
Ноябрь
|
Ширма для кукольного театра
|
Показ настольного театра «Репка» детям
|
Ноябрь
|
Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка.
|
Изготовление театра на липучках «Колобок», оформление его на полку в доступности для детей
|
Ноябрь
|
Театр на липучках «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. для самостоятельной игры детей
|
Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации.
|
В течение года
|
Конспекты НОД
|
Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, платочный театр, масочный театр
|
В течение года
|
Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», театром из фетра «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»
|
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов
|
В течение года
|
Создание уголка ряжения, изготовление масок,
|
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов
|
В течение года
|
Создание уголка ряжения, изготовление масок,
|
Показ пальчикового театра по русской народной сказке «Репка»
|
Декабрь
|
Закрепление у детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации
|
Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр
|
Декабрь
|
Новогодние атрибуты: атрибуты для танца снежинок, маски зверей, снежки из поролона, домик Деда Мороза
|
Показ пальчикового театра из фетра «Теремок» детям
|
Январь
|
Знакомство детей со сказкой «Теремок»
|
Курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи»
|
Март
|
Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса
|
Изготовление героев по сказке «Теремок» для театрализованного представления в неделю театрализации в МАДОУ
|
Март
|
Подготовка к театрализованному представлению по сказке «Теремок»
|
Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок» на «Конкурс по театрализованной деятельности в МАДОУ»
|
Март
|
Подготовка к конкурсу театрализации по сказке «Теремок»
|
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов
|
В течение года
|
Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости
|
Обыгрывание театрализованных игр-сказок
|
Декабрь – май
|
Подготовка детей к публичным выступлениям
|
Распространение собственного опыта работы, посредством ведения личного сайта воспитателя
|
В течение года
|
|
Конкурс с участием родителей «Театр своими руками»
|
Март
|
Участие в общесадовском конкурсе, пополнение центра театрализации новыми видами театров в группе
|
Оформление группы к конкурсу театрализации
|
Март
|
Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», оформление пространства группы в соответствии с темой недели в МАДОУ
|
Разработка и проведение НОД с элементами театрализации.
|
В течении года
|
Конспекты НОД
|
Изготовление дидактических игр по сказкам
|
В течение года
|
Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»
|
Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей
|
Октябрь
Апрель
|
Оформление выставки, подготовка папки-передвижки, стенда. Фотоотчет о театрализации в группе в мае
|
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей
|
В течение года
|
Консультации по результатам мониторинга, памятки, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста
|
Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме
|
В течение года
|
Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство
всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»
|
Оформление центров развития: центр театрализации, уголок ряжения, центр книги, речевой центр
|
Май
|
РППС
|
Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Перспективный план работы по развитию речи посредствам театральной деятельности в средней группе на учебный год
Мероприятие | Сроки реализации | Результат |
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков | Сентябрь-октябрь | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме. |
Педагогический мониторинг образовательной области «Развитие речи» в группе | Октябрь (первичный) Май (итоговый) | Карта педагогического мониторинга. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям. |
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения | Сентябрь | План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2021 – 2022 учебный год |
Оформление центра речевого развития | Октябрь - апрель | Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей) |
Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей среднего возраста | Октябрь | Картотеки двигательно-речевых игр и потешек |
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» | Октябрь | Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?» |
Оформление ширмы для театрализованной деятельности. | Ноябрь | Ширма для кукольного театра |
Показ настольного театра «Репка» детям | Ноябрь | Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка. |
Изготовление театра на липучках «Колобок», оформление его на полку в доступности для детей | Ноябрь | Театр на липучках «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. для самостоятельной игры детей |
Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации. | В течение года | Конспекты НОД |
Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, платочный театр, масочный театр | В течение года | Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», театром из фетра «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» |
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов | В течение года | Создание уголка ряжения, изготовление масок, |
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов | В течение года | Создание уголка ряжения, изготовление масок, |
Показ пальчикового театра по русской народной сказке «Репка» | Декабрь | Закрепление у детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации |
Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр | Декабрь | Новогодние атрибуты: атрибуты для танца снежинок, маски зверей, снежки из поролона, домик Деда Мороза |
Показ пальчикового театра из фетра «Теремок» детям | Январь | Знакомство детей со сказкой «Теремок» |
Курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи» | Март | Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса |
Изготовление героев по сказке «Теремок» для театрализованного представления в неделю театрализации в МАДОУ | Март | Подготовка к театрализованному представлению по сказке «Теремок» |
Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок» на «Конкурс по театрализованной деятельности в МАДОУ» | Март | Подготовка к конкурсу театрализации по сказке «Теремок» |
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов | В течение года | Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости |
Обыгрывание театрализованных игр-сказок | Декабрь – май | Подготовка детей к публичным выступлениям |
Распространение собственного опыта работы, посредством ведения личного сайта воспитателя | В течение года | |
Конкурс с участием родителей «Театр своими руками» | Март | Участие в общесадовском конкурсе, пополнение центра театрализации новыми видами театров в группе |
Оформление группы к конкурсу театрализации | Март | Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», оформление пространства группы в соответствии с темой недели в МАДОУ |
Разработка и проведение НОД с элементами театрализации. | В течении года | Конспекты НОД |
Изготовление дидактических игр по сказкам | В течение года | Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет» |
Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей | Октябрь Апрель | Оформление выставки, подготовка папки-передвижки, стенда. Фотоотчет о театрализации в группе в мае |
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей | В течение года | Консультации по результатам мониторинга, памятки, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста |
Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме | В течение года | Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье» |
Оформление центров развития: центр театрализации, уголок ряжения, центр книги, речевой центр | Май | РППС |