СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ ……………………………………………………………9

    1. Психолого - педагогические исследования в области развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста …………9
    2. Особенности развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста …………………………………………...12
    3. Театрализованная деятельность, как средство развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста …...22

Выводы по главе 1 ………………………………………………………..26

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ …………………………………………………………..28

2.1Выявление исходной стадии сформированности связной диалогической речи у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад 142»..28

2.2Разработка и проведение педагогических мероприятий с использованием элементов театрализованной игры для формирования связной диалогической речи детей младшей группы ………………………...34

2.3 Анализ результатов опытно- практической работы по формированию связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке ....36

Выводы по главе 2. ………………………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка .Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».

Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.  Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Дети испытывают большие трудности в - усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава в своих исследованиях высказалась Логинова В.И. [11]

Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь: сказала Юрьева Н.М. [20]

Особенностям общения дошкольников со взрослыми говорят, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

Актуальность изучения проблемы развития диалогической речи обусловлена тем, что диалог имеет особое значение в развитии дошкольников так как в нём, проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Ведь речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка- сказала Юрьева Н.М[20]

Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно.

Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя- высказалась высказалась Флерина Е.А.[18]

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации речи детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Кроме того, театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры: сказала в своих исследованиях Афонькина В.А, ВоршковаЛ.В.[4,6]

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей- отметила Афонькина В.А.[4]

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли отметила Горшкова Е.Г.[7]

«Каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно» - высказал В.К .Сигов.[8]

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр, постановок, инсценировок можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей нужно активно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста- высказал Щеткин А.В.[19]

Проблема исследования: при каких условиях театрализованная игра развивает связную диалогическую речь у детей младшего дошкольного возраста?

Объект работы: процесс формирования связной диалогической речи у детей младшей группы.

Предмет: театрализованная деятельность по русской народной сказке, как средство формирования связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования театрализованной игры по русской народной сказке с детьми младшей группы для формирования связной диалогической речи.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ

 

    1. Психолого - педагогические исследования в области развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст – это период активного понимания ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Главная и ведущая деятельность ребенка дошкольника является игра. Подходящие условия для широкой практики и развития детской игры формируются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность придерживает  свое значение как необходимые условия развития интеллекта, психологических процессов, театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая нацелена на развитие  ее участников ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее)- высказали Щеткин А.В, Ушакова О.С[ 19,17]

Театрализованная игра формирует значимое влияние на речевое развитие ребенка. Вырабатывает активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок понимает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и их поступков, дает возможность говорить четко, чтоб его все поняли- сказала в своих исследованиях Афонькина В.А. [4]

В театрализованной игре появляется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше понимают основное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры предполагают усвоение  элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В детском саду применяются различные  виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может на столе, как на своеобразной эстраде, разыгрывать для детей спектакли – миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Театр игрушек оказывает большое влияние на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка.

«Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, дети в основном выступают в роли зрителей. С увеличением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду! Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа»:- высказали Щеткин А.В , Елисеева М.Б, Афонькина В.А . [19,10, 4]

БородичА.М , Горшкова Е.Г   сказали, что  Основа игр – драматизации формируют наши сказки. Все они очень хорошо  знакомы детям и взрослым. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может брать на себя разные роли, копировать как и положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это умение отходить от шаблонов и создавать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок выступает и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он создает свой сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. [ 5,7]

Арзамасцева И.Н, Афонькина В.А высказали что, игры – драматизации оказывают большое значение на развитие речи ребенка. Он изучает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно формируется речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно «накапливается» словарный запас. [2,4]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Об  утверждении  Федерального  государственного  образовательного стандарта  дошкольного  образования   [Электронный  ресурс] /  Приказ Минобрнауки  России  от  17.10.2013  №1155  (Зарегистрировано  в Минюсте  России  14.11.2013  №  30384).  -  Режим  доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2020

2.      Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николоаева. –  Москва: Просвещение, 2-е изд., стереотип,  2015.

3.      Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. [Текст] / А. Г. Арушанова.  – Москва: Мозайка-Синтез, 2001. - №5. Стр.272

4.      Афонькина, Ю. А. Развитие театрализованной деятельности дошкольников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005483303, свободный. Дата обращения: 15.01.2021. 

5.      Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич.   – Москва: Просвещение, 1981. - 255 с.

6.      Воршкова, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практическое пособие для вузов [Текст]  / Л. В. Ворлшкова. – Москва: Юрайт,2018.-190с.

7.      Горшкова, Е. Г. Театрализованная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание  [Текст] / Е. Г. Горшкова.  –  2000. - №12.- 97с.

8.      Детская литература: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / В. К. Сигов [и др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 532 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11615-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://urait.ru/bcode/449251, свободный. Дата обращения: 21.01.2021

9.      Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1991. – с.215

10.    Елисеева, М. Б. От 2 до 5: речь “для других” и “речь для себя”// Ребенок как партнер в диалоге [Текст] / М. Б. Елисеева. – Санкт-Петербург: Издательство “СОЮЗ”, 2001. – 76с.

11.    Логинова, В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, М. И. Попова; под ред. Ф. А. Сохин. – Москва: Просвещение, Изд. 5-е, испр. 1981. – 159с.

12.    Основы теории речевой деятельности [Текст] / Под ред. А. А. Леонтьева. – Москва: Просвещение, 1974. - 148с.

13.    Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов [Текст] / ред. Ф. А. Сохин. - Москва: АПН СССР, 1987. - 120с.

14.    Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07395-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437076, свободный. Дата обращения: 27.12.2020.

15.    Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва Издательский центр «Академия», 5-е изд., стер. 2015.- 256с.

16.    Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2001. – 336 с.

17.    Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]. Е. М. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-14.shtml#book_page_top, свободный. Дата обращения: 12.12.2020.

19.    Флерина, Е. А. Развитие речи [Текст] / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флериной. – Нижневартовск: Нжневарт. Гос. Ун-та , 1946. – С. 210-219.

20.    Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А. В. Щеткин. –  Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 146с.

21.    Юрьева Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей - сверстников в совместной деятельности.// Ребенок как партнер в диалоге [Текст] / Н. М. Юрьева. – Санкт-Петербург: Издательство “Мозаика- синтез”, 2003. - 231 с.

22.    Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 4-е изд., перераб. и доп.,  2013. - 448 с.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Формирование связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Студентка 4 курса,

Специальность 44.02.01.

Дошкольное образование,

группа ДО-4Б





Формирование связной диалогической речи у детей младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке

Выпускная квалификационная работа

Предзащита ВКР

Дата___________

Председатель ПЦК_______

Нормоконтроль

Дата ___________

Подпись________/__________/ Руководитель:

преподаватель высшей категории

Консультант: О.А.Костенко,

методист колледжа

Рецензент:















Дзержинск- 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ ……………………………………………………………8

1.1 Психолого - педагогические исследования в области развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста …………8

1.2 Особенности развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………12

1.3 Театрализованная деятельность, как средство развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ……21

Выводы по главе 1 ………………………………………………………..19

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ …………………………………………………………..21

2.1Выявление исходной стадии сформированности связной диалогической речи у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад 142» ….27

2.2Разработка и проведение педагогических мероприятий с использованием элементов театрализованной игры для формирования связной диалогической речи детей младшей группы …………………………………...34

2.3 Анализ результатов опытно- практической работы по формированию связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке ……………….37

Выводы по главе 2. ……………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….....40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………46









































ВВЕДЕНИЕ



Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка . Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка , что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».

Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Дети испытывают большие трудности в - усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава в своих исследованиях высказалась Логинова В.И. [11]

Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь: сказала Юрьева Н.М. [20]

Особенностям общения дошкольников со взрослыми говорят, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

Актуальность изучения проблемы развития диалогической речи обусловлена тем, что диалог имеет особое значение в развитии дошкольников так как в нём, проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Ведь речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка- сказала Юрьева Н.М [20]

Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно.

Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя- высказалась высказалась Флерина Е.А. [18]

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации речи детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно - образовательные и развивающие задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Кроме того, театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры: сказала в своих исследованиях Афонькина В.А, Воршкова Л.В.[4,6]

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей- отметила Афонькина В.А. [4]

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли отметила Горшкова Е.Г. [7]

Каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. [8]

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр, постановок, инсценировок можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей нужно активно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: при каких условиях театрализованная игра развивает связную диалогическую речь у детей младшего дошкольного возраста?

Объект работы: процесс формирования связной диалогической речи у детей младшей группы.

Предмет: театрализованная деятельность по русской народной сказке, как средство формирования связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования театрализованной игры по русской народной сказке с детьми младшей группы для формирования связной диалогической речи.

Задачи:

1. Изучить психолого - педагогические исследования в области развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Изучить особенности развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

4. Выявить исходную стадию сформировонности связной диалогической речи у детей младшей группы

5. Разработать и провести педагогические мероприятия с использованием элементов театрализованной деятельности для формирования связной диалогической речи детей младшей группы.

6. Проанализировать результаты опытно - практической работы.

В качестве методов исследования используются анализ, синтез, анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, индукция, дедукция, наблюдение , изучение документации ДОУ, констатирующий эксперимент (диагностическая беседа), изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа.

Базой авторского исследования является

Результатом является повышение стадии сформированности связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста. В данном исследовании есть создание технологических карт, направленных на формирование связной диалогической речи детей младшей группы средствами театрализованной деятельности.

Тип работы опытно-практический.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ

1.1 Психолого - педагогические исследования в области развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста





Дошкольный возраст – это период активного понимания ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Главная и ведущая деятельность ребенка дошкольника является игра. Подходящие условия для широкой практики и развития детской игры формируются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность придерживает свое значение как необходимые условия развития интеллекта, психологических процессов, театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая нацелена на развитие ее участников ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее)- высказали Щеткин А.В, Ушакова О.С[ 19,17]

Театрализованная игра формирует значимое влияние на речевое развитие ребенка. Вырабатывает активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок понимает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и их поступков, дает возможность говорить четко, чтоб его все поняли- сказала в своих исследованиях Афонькина В.А . [4]

В театрализованной игре появляется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше понимают основное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры предполагают усвоение элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В детском саду применяются различные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может на столе, как на своеобразной эстраде, разыгрывать для детей спектакли – миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Театр игрушек оказывает большое влияние на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, дети в основном выступают в роли зрителей. С увеличением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду! Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа- высказали Щеткин А.В , Елисеева М.Б, Афонькина В.А . [4,19,10]

Бородич А.М , Горшкова Е.Г сказали, что Основа игр – драматизации формируют наши сказки. Все они очень хорошо знакомы детям и взрослым. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может брать на себя разные роли, копировать как и положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это умение отходить от шаблонов и создавать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок выступает и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он создает свой сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. [ 5,7]

Арзамасцева И.Н, Афонькина В.А высказали что, игры – драматизации оказывают большое значение на развитие речи ребенка. Он изучает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно формируется речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно «накапливается» словарный запас. [2,4]











































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2020

2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николоаева. – Москва: Просвещение, 2-е изд., стереотип, 2015.

3. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. [Текст] / А. Г. Арушанова. – Москва: Мозайка-Синтез, 2001. - №5. Стр.272

4. Афонькина, Ю. А. Развитие театрализованной деятельности дошкольников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005483303, свободный. Дата обращения: 15.01.2021.

5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1981. - 255 с.

6. Воршкова, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практическое пособие для вузов [Текст] / Л. В. Ворлшкова. – Москва: Юрайт,2018.-190с.

7. Горшкова, Е. Г. Театрализованная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Г. Горшкова. – 2000. - №12.- 97с.

8. Детская литература: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / В. К. Сигов [и др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 532 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11615-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/449251, свободный. Дата обращения: 21.01.2021

9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1991. – с.215

10. Елисеева, М. Б. От 2 до 5: речь “для других” и “речь для себя”// Ребенок как партнер в диалоге [Текст] / М. Б. Елисеева. – Санкт-Петербург: Издательство “СОЮЗ”, 2001. – 76с.

11. Логинова, В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, М. И. Попова; под ред. Ф. А. Сохин. – Москва: Просвещение, Изд. 5-е, испр. 1981. – 159с.

12. Основы теории речевой деятельности [Текст] / Под ред. А. А. Леонтьева. – Москва: Просвещение, 1974. - 148с.

13. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов [Текст] / ред. Ф. А. Сохин. - Москва: АПН СССР, 1987. - 120с.

14. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07395-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437076, свободный. Дата обращения: 27.12.2020.

15. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва Издательский центр «Академия», 5-е изд., стер. 2015.- 256с.

16. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2001. – 336 с.

17. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]. Е. М. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-14.shtml#book_page_top, свободный. Дата обращения: 12.12.2020.

19. Флерина, Е. А. Развитие речи [Текст] / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флериной. – Нижневартовск: Нжневарт. Гос. Ун-та , 1946. – С. 210-219.

20. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А. В. Щеткин. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 146с.

21. Юрьева Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей - сверстников в совместной деятельности.// Ребенок как партнер в диалоге [Текст] / Н. М. Юрьева. – Санкт-Петербург: Издательство “Мозаика- синтез”, 2003. - 231 с.

22. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 4-е изд., перераб. и доп., 2013. - 448 с.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей