СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы: формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание моего опыта работы о любви к природе, сочувствии ко всему живому, заботе о нём, совершении добрых поступков, участии в экологических проектах и акциях .

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы: формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия.»





Описание опыта работы


участника регионального этапа

Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019года

Фоченковой Натальи Александровны,

воспитателя МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал – майора Никитина И.С.





Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия»







р.п. Дубровка - 2019



Актуальность

Сегодня в ряду самых актуальных проблем современности стоит ухудшение экологической обстановки. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру: вырубка лесов, уничтожение животных и растений, загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов. Учитывая, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, наша задача формировать культуру природолюбия у взрослых и детей.

Ведущая педагогическая идея: организация эмоционально-чувственного воздействия, нравственно-ценных переживаний, сочувствие живому, забота о нём, совершение добрых поступков способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребёнком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманного отношения к миру природы.

Новизна опыта: инновационные педагогические технологии, метод проектов, активные формы работы позволят более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес, создать благоприятный эмоциональный фон.

Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, – бережного отношения к ней, создание условий для применения детьми умений по защите окружающей среды.

Задачи:

  • Формировать у детей основы экологической культуры и культуру природолюбия;

  • Способствовать формированию у детей познавательных, практических и творческих способностей экологического характера;

  • Повышать общую культуру ребёнка;

  • Воспитывать желание изучать и охранять природный мир.

  • Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы организации работы по экологическому образованию: научность, доступность, гуманность, системность, преемственность, интеграция, сезонность.

Педагогические технологии: игровые, исследовательской деятельности, проектирования, моделирования, кейс - технология.

Условия работы: для реализации поставленных задач составила план работы по экологическому образованию, подобрала методическую литературу о природе, разработала картотеку игр, опытов. Создала центр природы с подобранными растениями для данного возраста. Имеется разнообразный материал по экспериментальной деятельности, картотека компьютерных игр.

В своей педагогической практике использую разнообразные формы и методы работы: ООД, игровые обучающие ситуации, театрализованные постановки, эксперименты, экскурсии, акции, проекты, демонстрации моделей, видеофильмов, презентаций, моделирование.

Технология опыта.

В своей педагогической практике широко применяю различные проекты и акции экологического характера. Они способствуют развитию у детей самостоятельности, любознательности, помогают детям увидеть проблему с разных сторон, комплексно, освоить окружающую действительность, сформировать навыки сотрудничества.

В младших группах был реализован проект «Времена года» в ходе, которого у детей сформировались элементарные представления о временах года, учились наблюдать за объектами живой и неживой природы. Итогом стало изготовление макета дерева «Времена года».

Особенно интересен, для детей стал проект «Деревья родного края» в ходе, которого они изучали, распознавали, сравнивали, фотографировали деревья для фотоальбома.

Интересно был организован проект «Рыбы». Проводились виртуальные экскурсии в акванариум, был изготовлен аквариум совместно с детьми.

В детско-родительском проекте «Домашние животные» дети совместно с родителями наблюдали за домашними питомцами, посетили СПК «Зимницкий», где узнали об условиях содержания животных и ухода за ними, какую пользу приносят людям. В реализации краткосрочного проекта «Птицы нашего поселка» рассматривали иллюстрации с изображением птиц, читали художественную литературу. В проекте «Старой вещи – новая жизнь» дети учились применять ненужный материал для создания новых вещей: театр из одноразовых ложек, зоопарк из стаканчиков, кормушки из бросового материала.

В рамках года экологии дети приняли участие в познавательно-поучительном проекте «Эколята-дошколята», направленным на защиту окружающей среды. На церемонии открытия проекта «Царица природы» вручала детям свидетельства «Эколенка» и специальные почётные эмблемы «Защитник природы».

Во Всероссийской акции «Марш парков» родители с детьми посетили библиотеку, где находили информацию о заповедных местах брянского края. В экологической викторине «Птичьи следы», дети угадывали названия птиц и называли их отличительные особенности. Во время «Недели охраны диких животных» с помощью виртуальной экскурсии побывали в заповеднике Брянский лес и увидели животных в среде обитания приближенной к естественной. На заключительном этапе акции детьми был изготовлен макет заповедника.

В год волонтёра был создан отряд юного добровольческого движения. В рамках волонтёрской деятельности приняли участие во всероссийской акции «Голубая лента», посвящённая сохранению водных ресурсов. Юные волонтёры тесно сотрудничают со школьниками, плодотворно участвуют в природоохранных акциях и проектах.

Во всероссийской информационной кампании «Антипал» против поджога сухой травы и лесных пожаров делали самостоятельно знаки и раздавали жителям нашего района.

В природоохранной акции по сбережению живого дерева «Ёлочка, живи!» дети посещали районное Дубровское лесничество. Под девизом «Не загрязняй свой край родной» прошла акция «Сдай батарейку – спаси планету!» дети, использованные батарейки собирали в специальный контейнер для дальнейшей утилизации.

Таким образом, использование разнообразных форм, методов и средств работы вовлечение родителей в педагогический процесс, создание эффективных условий привели к устойчивым положительным результатам.

Уровень освоения детьми раздела «Ознакомление с природой»

В процессе работы у детей расширился общий кругозор, появилось разностороннее ценностное отношение к природе, активное желание изучать и охранять природный мир, сформировались познавательные практические и творческие умения экологического характера, навыки природоохранной деятельности. Дети с гордостью стали заявлять, что они – юные экологи.

Заключение

Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой - это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры. В процессе общения с природой дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.









Список литературы



1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! /Л.В. Ковинько. - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

4. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.

6. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. /С.Н.Николаева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

8. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.

9. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ./Е.А. Сыпченко. – Детство-Пресс, 2012 .

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!