20
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебекинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Белгородской области
Обобщение опыта работы по теме:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ, КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Автор работы:
Лаврова Мария Евгеньевна,
учитель математики
ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области
г. Шебекино, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
I.ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ……………………………………………………………4
1.1Сущность дистанционного обучения……………………………………………………….4
1.2Цели и задачи использования ИКТ……………………………………………………….....5
1.3Использование ИКТ на этапах процесса обучения………………………………………...7
II.ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА (ПРИМЕРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СРЕДСТАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ)……………………………………………………………9
2.1Формы использования ИКТ………………………………………………………………….9
2.2Использование графического планшета и его плюсы…………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь».
(Китайская мудрость)
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен учебный процесс. Поэтому применение информационных технологий в процесс дистанционного обучения математики является неотъемлемой частью сферы образования и применение таких технологий позволит оптимизировать процесс обучения для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации и увеличить насыщенность образовательного процесса различными видами информационных технологий.
Применять информационные технологии можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении, для контроля знаний.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет проводить уроки:
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, видео);
-обеспечивает наглядность;
-привлекает большое количество дидактического материала;
-повышает объём выполняемой работы на уроке;
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
I. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
1.1 Сущность дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между учащимися и преподавателем, находящимися на расстоянии.
Моделирование уроков и использование различных дидактических моделей их проведения с применением сетевого образовательного ресурса имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся:
- способствуют индивидуализации учебного процесса;
- способствуют развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- направлены на развитие творческо-поисковой деятельности учащихся по добыванию и конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений;
- повышают мотивацию учебной деятельности;
-наличие мультимедийных объектов (аудио-, видео-файлы, различный иллюстративный материал, динамические модели и т.п.) позволяет усилить визуальное восприятие учебного материала, тем самым облегчая его усвоение.
1.2 Цели и задачи использования ИКТ.
Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Задачи учителя математики следующие:
· обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
·формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
·подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
· сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
· эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
· индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
· раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
· осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
· самостоятельно критически мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео-уроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
Поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности и цели, которые я ставлю при этом: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что ИКТ можно и надо использовать на различных этапах урока математики: при изучении нового материала, при подготовке и проверки домашнего задания, на этапе активации умений и навыков, проведении самостоятельных, проверочных работ, во внеклассной и внеурочной работе, при работе над проектами.
1.3 Использование ИКТ на этапах процесса обучения.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
-самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
-самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
-частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
-использование тренинговых (тренировочных) программ;
-использование диагностических и контролирующих материалов;
-выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
-использование компьютера для вычислений, построения графиков;
-использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
-использование игровых и занимательных программ;
-использование информационно-справочных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
-графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
-возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.
Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека. Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.
При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:
- наличие соответствующих изучаемой теме программ;
-количество компьютеризированных рабочих мест;
-готовность учеников к работе с использованием компьютера;
-возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.
II.ОПЫТ.
2.1Формы использования ИКТ.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. И эти формы воспроизвожу с помощью графического планшета One by WACOM. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
· мультимедийные сценарии уроков;
· проверка знаний на уроке;
· подготовка к ОГЭ.
Мультимедийные сценарии уроков. Одно из преимуществ использования планшета является визуальная подача нового материала в виде фильмов, видео- уроков, презентаций, таблиц, текстов и т. п. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы на одном мониторе в нескольких программах.
Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:
Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы для большего закрепления изученного материала.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
а) Интернет ресурсы (сайты).
Услугами сети Интернет учащиеся пользуются не только на уроках математики, но и в домашних условиях при подготовке к семинарам. Так, выйдя на официальный сайт Решу ОГЭ, выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку.
б) ЦОР
“ЦОР” расшифровывается как “цифровой образовательный ресурс”. То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, “компьютерной” форме.
Адрес коллекции в Интернет: http://school-collection.edu.ru. Формы и место использования ЦОРа, презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.
2.2Использование графического планшета и его плюсы.
Реализация всех этих форм ИКТ лучше всего реализуется при использовании графического планшета, который не только позволяет выводить экран для рукописного письма, но и позволяет использовать все эти формы в едином целом для лучшего осмысления учащимися учебного материала.
Видео-уроки:
Работа с текстовыми документами.
Работа с файлами PDF:
Работа с таблицами и графиками:
Работа с презентациями:
Графический планшет:
Подготовка к ОГЭ:
И это еще далеко не все функции этих планшетов…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На сегодняшний день использование ИКТ на уроках математики представляется актуальным и необходимым. В учебном информационном пространстве владение средствами ИКТ, как учителем, так и учащимися, позволяет расширить кругозор детей, дать возможность раскрыться индивидуальным особенностям учащихся, разнообразить урок и подать материал разносторонне. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение ИКТ на уроках математики обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.
На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:
· формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
· повышение мотивации к обучению учащихся;
· овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
· организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
· создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
· развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
· эстетическая привлекательность уроков.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится интереснее. По итогам таких уроков можно значительно повысить эффективность обучения.
Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках математики необходимо. На сегодня нет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы ни использовался компьютер, поэтому обязанность школы научить учащихся использовать его по назначению.
Список литературы:
http://Ictsport.wehse.ru/…/VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc
http://pedsovet.org/…/Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.
http://www.uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_nauk/dkl4.htm
Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М.: изд. Филинъ, 2003. — 616 с.
Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебн. Пособие — Ростов — н/д: Феникс, 2007. — 283 с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. — Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
Кардач А. А., «Использование ИКТ на уроках математики» Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ г. Рябичев.
Кнышенко Л.Н. «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике» Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20., г. Старый Оскол
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007. - 368 с.
Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т.В. Руденко. — Томск, 2006. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. — 3-е изд. — М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9–110.
http://www.edu-reforma.ru
http://www.school.edu.ru. - Российский образовательный портал
Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. Математика в школе. 1993, №2 с. 24
http://festiv al.1september.ru/articles/527236/
https://oge.sdamgia.ru/