РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СУОЯРВСКИЙ РАЙОН"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Родничок» г. Суоярви
186870 г. Суоярви, ул. Кайманова д. 3а, телефон 5-34-96
Опыт работы
«Использование камешков Марблс
в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Савенок С.Н.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего опыта работы «Использование камешек Марблс в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: - Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью современной педагогической технологии - литотерапии (камешки Марблс).
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно- насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Я представляю материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
Так что же такое Марблс?
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины.
Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Применение камешков Марблс – это один из нетрадиционных способов обучения детей. Особый дидактический материал. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных, математический и речевых задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 5 до 7 лет) или индивидуально.
При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
На мой взгляд, камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.
Итак, какие задачи можно решить, используя камешки Марблс в работе с детьми по развитию речи.
• развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
• упражнять в ориентировке на плоскости листа;
• упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
• обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
• развивать связную;
• упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
• проводить профилактику по автоматизации поставленных звуков;
• развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
• развивать образное мышление, зрительное внимание, память;
• развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
С какого возраста можно использовать данные камешки? С 2-3 лет и старше. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр и упражнений с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Игра «Услышь звук»
Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка - звук ш слышим в середине слова …
Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий согласный звук).
Игра «Буквы»
Камешки выкладывать под картинками, или под буквами.
С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)
Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?
Игра «Сосчитай, не ошибись»
-Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
- Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Формирование представления о буквах и звуках
«Знакомство с буквой»
«Строитель». Выложить определенную букву из камешков по образцу.
« Исправлялки »
В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.
«Магия».
Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.
Обучение чтению
«Слова – камешки»
Цели: Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Дети выкладывают из камешков заданное слово.
«Веселые гусеницы»
Цели: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова. Закрепление навыка чтения.
Вариант 1. Дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.
Вариант 2. Из представленных гусениц выбирают ту которая походит по цвету заданному слову.
«Прочитай слог»
Цели: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слогов. Закрепление навыка чтения.
Изучение лексических тем.
«Назови животных»
Цели: Обогащение словаря по лексической теме животные. Закрепление притяжательных прилагательных.
Ход: Вариант1 Ребенок катит шарик по лабиринту и называет животных и их детенышей, диких животных. Составляет небольшой рассказ о любом животном.
Вариант 2. Ребенку дается задание. В лесу увидели чьи – то уши или хвост. Назови, чьи они (медвежьи, лисьи).Определи с какого звука начинается слово-заяц, медведь, лиса, белка, гласный он или согласный, положи нужный камешек на каждую картинку.
«Какой предмет?»
Цели: Обогащение словаря существительных. Работа по словообразованию.
Закрепление относительных прилагательных. Образец игры возможен и для других лексических тем.
Ребенок выкладывает камешками Марблс предметную картинку или ободок вокруг картинки. Называет этот предмет, дает его описание .
Автоматизация звуков.
«Назови звук»
Цели: Закрепление пройденного звука.
1.Выкладывание камешков – Марблс на определенную букву с проговариванием звука (используются камушки разного цвета)
2.Выложи дорожку, проговаривая заданный звук.
Развитие лексико - грамматических понятий
«Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
«Назови ласково»
Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму.
Ход: Выкладывать по лабиринту камешки - Марблс и ставить существительные в уменьшительно – ласкательную форму.
«Какое у тебя настроение?»
Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.
Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.
«Эти маленькие слова»
Цели: Закрепление предлогов. Закреплять схематичное изображение предлогов.
Ребенку дается задание положить камушек Марблс справа, слева, над , под, на, около предмета( картинки). Ребенок проговаривает куда положил камушек.
Развитие связной речи
«Составь предложение»
Ребенку дается определенное слово, например- кукла.Ребенок составляет предложения с заданным словом. Считает сколько слов в предложении (выкладывает камушки по количеству слов в предложении)
« Сезонное дерево»
Цели: Закрепление у детей знаний о последовательности времен года. Формирование связной речь. Развитие творческих способностей.
Ребенок рассказывает, на каких деревьях весной появляются листья (береза, осина, рябина, яблоня), и выкладывает первые зеленые листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, например на яблоне, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды, яблоки. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимою деревья под снегом.
Развитие фантазии ребёнка
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение детей. Повышают речевую активность детей.
Данные игры могут быть использованы на разных видах занятий, при работе со всей группой или индивидуально.
«Создай рисунок»
Цели: Развивать творческие способности. Работать над глазомером. Умение работать на предоставленном рабочем поле.
Дети выдумывают свой рисунок и выкладывают на рабочем поле.
«Продолжи узор и придумай сказку».
Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор и придумать продолжение сказки, например «Любопытные гусеницы».
Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку…
Продолжение сказки придумывают дети.
Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается.
Речь служит важнейшим средством человеческого общения, познания мира, помощником в приобщении к ценностям духовной культуры, необходимым условием обучения и воспитания. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
По результатам мониторинга на начало учебного года выяснилось, что в группе из 23 человек , по развитию речи 3 воспитанника имеют высокий уровень усвоения программы,19 детей-средний,1 ребенок –средний по АОП.
Анализируя проведенную работу, можно отметить, что уровень развития речи у детей повысился. Дети стали правильно произносить звуки, определяют место звука в слове, различают гласный и согласный звук, делят слова на слоги, могут посчитать сколько слов в предложении, составляют рассказы по картинке, сформировался правильный грамматический строй речи. Проведя работу с детьми , с использованием камушков Марблс можно наблюдать положительную динамику усвоения детьми , образовательной области «Речевое развитие»
По результатам мониторинга в конце учебного года выяснилось, что в группе из 23 человек , по развитию речи 6 детей имеют высокий уровень усвоения программы,17детей-средний,из них 1 ребенок –средний по АОП.
Опытом своей работы поделилась на мастер классе среди педагогов, который проходил в МДОУ № 7 «Родничок».
Для родителей были организованы консультации и информационные стенды- -« Камушки Марблс, как нетрадиционный прием обучения детей»
- « Игры с использованием камушков Марблс».
Заключение
Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Спасибо за внимание! Успехов в работе!