А.А.Александрова,
учитель изобразительного искусства МБОУ «СШ№18», Ачинск
Моделирование и проектирование как способ формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства
Аннотация. Данная статья предназначена для педагогов школьных образовательных учреждений. Основной целью статьи является использование моделирования и проектирования на уроках изобразительного искусства как метода развития художественных способностей и креативного (творческого) мышления.
Ключевые слова: функциональная грамотность, креативное (творческое) мышление, учебный проект
Одной из главных задач современного образования является формирование функционально грамотных учеников. Функциональная грамотность, исходя из анализа понятия в разных источниках – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Функциональная грамотность, в контексте образования – это уровень образованности, который должен быть, достигнут учащимися за время обучения в школе. Разработаны индикаторы функциональной грамотности такие как, умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах, делать выводы, умение осуществлять пробные действия при поиске решения проблемы (проблемные ситуации на уроке). В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Креативное (творческое) мышление опирается на воображение и характеризуется такими качествами как, быстрота, гибкость, оригинальность, точность. Сформировать социально активную и творчески мыслящую личность можно через художественную грамотность на уроках изобразительного искусства. Художественная грамотность способствует мотивации к обучению, предоставляет условия для освоения новых технологий и интеграцию в учебном процессе с дисциплинами эстетического и гуманитарного циклов. Художественная грамотность так же является необходимой частью для подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности. Исходя из положительного опыта, могу с уверенностью сказать, что использование на уроках изобразительного искусства таких методов как моделирование и проектирование будет наиболее успешны, так как они в полной мере помогают не только раскрыть творческий потенциал учеников, но и реализовать их знания на практике.
Моделирование как метод воспроизведения и исследования определенного фрагмента действительности (предмета, явления, процесса, ситуации) основывается на представлении объекта с помощью модели. Моделирование на уроках изобразительного искусства – это повышение творческо-деятельного потенциала обучающихся в области моделирования и конструирования и формирование умений и навыков работы, в первую очередь, с таким доступным пластичным материалом как бумага. Например, в школьной программе изобразительного искусства есть такие темы как, «Наука и творческая деятельность человека в жизни и искусстве», учащиеся сначала выполняют наброски и зарисовки по представлению различных летательных межконтинентальных космических аппаратов, затем выполняют макет этого космического аппарата. «Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека», учащиеся выполняют не только эскиз будущего интерьера, но и выполняют трехмерный макет комнаты ученика. При организации моделирования учителю необходимо соблюдать ряд условий, таких как, сочетание с другими методами (например, наблюдение реальных объектов), использование различных форм работы (индивидуальную, парную, групповую), а так же учитывать уровень практических знаний и умений учеников. Из опыта, наибольший интерес учеников вызывает именно групповая форма работы. Групповая форма деятельности универсальна практически для всех школьных предметов, любого цикла. Поэтому для более эффективной организации урока учитель может использовать карточки-инструкции. Я использую карточки-инструкции, в которые входят: цель работы, результат работы, правила работы в группе, вопросы для обсуждения, задания для групповой работы, пример составления технологической карты, вопросы для подведения итога работы в группе. Особое внимание уделяется составлению технологической карты, так как она является основой практической части индивидуального творческого учебного проекта.
Другой метод не менее эффективный – это проектирование. Проектирование на уроках изобразительного искусства это не только некая альтернатива классно – урочной системе, но и элемент творчества учащихся, а так же органичная составляющая часть современных педагогических технологий. Данный метод так же повышает качество образования. Придерживаясь мнения, что знания, полученные на уроках это лишь теоретические знания, то с помощью проекта учащиеся могут не только применить их на практике для решения конкретных задач реальной жизни, но и задать свой индивидуальный темп работы, что обеспечит каждому ребенку свой уровень развития. Работая в учебных проектах, школьники учатся исследовать, анализировать информацию и представлять свои новые идеи. Поэтому основу проектной деятельности представляет в первую очередь креативное (творческое) мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно реализовывать свои знания. На уроках изобразительного искусства данный метод можно реализовать практически по всем предлагаемым программой темам. Данный метод так же помогает преодолеть пассивность учащихся, так как идет включение в работу всех без исключения учеников класса.
Из анализа определения учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских работ по изучению проблем или задач, которые учащиеся решают самостоятельно.
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
Практическая значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта;
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки»); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Анализируя разные источники, в работе беру за основу следующий план учебного проекта:
Тема проекта
Название проекта
Проблема проекта (Цель)
Задачи проекта
Планирование
Проектирование (осуществление)
Продукт
Защита проекта
Использую такие основные этапы проектной деятельности, как:
Погружение в проект (определение проблематики проекта, оценка возможностей);
Организация деятельности (определение цели и задач проекта и разработка плана их достижения);
Осуществление деятельности (реализация проекта);
Презентация результатов (представление и анализ результатов).
Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и наставника, и акцент делается на процессе применения уже имеющихся знаний, а не на содержании обучения.
Продуктом творческой проектной деятельности в рамках предмета изобразительного искусства могут быть:
Рисунки (формат от А4 до А 2)
Тематические альбомы (как бумажного варианта, так и мультимедийного)
Макеты (модели, в том числе и 3 D моделирование) и др.
Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
личностных: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других.
В заключении, хотелось бы отметить, что использование метода проекта и моделирования на уроках изобразительного искусства позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Практика показывает, что данные методы вызывают интерес и живую реакцию у учеников (особенно у учеников с низкой мотивацией к обучению), а систематическое использование дает больше возможностей для реализации их знаний.
Проектирование и моделирование – это так же часть воспитательной среды, которая помогает ориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру, вызывает чувство гордости за проделанную работу. Это и переход на новый уровень обучения и повышение качества образования, воспитание личности, подготовленной к жизни в современном обществе.