СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения «новоилимская средняя общеобразовательная школа имени н.и.черных» по реализации комплексно-целевой программы «духовные родники»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НОВОИЛИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.И.ЧЕРНЫХ» ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ДУХОВНЫЕ РОДНИКИ»

 

Н.А.Погодаева, А.В. Лаврентьева, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных» поселок Новоилимск

 

В том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь, поэтому на базе нашей школы была создана модель: «Школа - социокультурный центр села как ресурс духовно-нравственного развития учащихся».

Сегодня общество находится в состоянии «аномии», когда утрачены традиционные нравственные ценности, и образование становится единственным институтом по формированию этих ценностей, поэтому наша школа сегодня стала центром не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и нравственной культуры.

Одна из главных задач нового федерального стандарта – это воспитание современного национального идеала, основанного на базовых ценностях (нравственность, патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, ценность знания, толерантность, экологическое сознание, ценность здоровья, самоопределение).

Для формирования данных ценностей учащихся была создана программа «Духовные родники», цель которой «Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей участников образовательного процесса».

Задачи программы:

  • воспитание не только знающего и работоспособного человека, но и полноценной личности, живущей осмысленно, имеющей твердые нравственные принципы и убеждения.
  • приобщение учащихся, педагогов, родителей, социума к нравственным и духовным ценностям;
  • приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с традиционной культурой.
  • формирование понимания личной ответственности за будущее страны.

 

Программа направлена на объединение усилий школы и сельского социума. Это взаимодействие с организациями и учреждениями, которые находятся на территории Новоилимского сельского поселения.

Направления программы:

- гражданско-патриотическое;

- духовно-нравственное.

Гражданско-патриотическое направление.

В данном направлении сложилась определенная система работы, которая реализуется через урочную и внеклассную деятельность.

Традиционно проводятся мероприятия: День Победы, акция «Никто не забыт, ничто не забыто», акция «Мы родной школе», акция «Мы родному поселку», акция «Солдат нашей школы», акция «Забота» и др.

Духовно-нравственное направление.

Данное направление реализуется через работу с педагогическим коллективом, работу школьной и сельской библиотек, работу с родителями, обучающимися, социумом.

Работа с педагогическим коллективом проводится через методические и педагогические советы по темам «Духовно-нравственные основы развития личности», «Как слово наше отзовется», «Личность учителя как воспитательный потенциал» и др.

Большую роль по формированию духовно-нравственных качеств имеет работа школьной и сельской библиотек. Это приобщение обучающихся к чтению святоотеческой литературы, проведение тематических мероприятий: «Колокольный звон, его значение в русской культуре», «Роспись храма. Андрей Рублев», «Русские традиции праздников. Духовная музыка», «Православный «Домострой» как свод нравственных правил в русской культуре. Образ жизни моей семьи», «Чистота внутреннего мира в человеческом общении».

Особое место отводится работе с родителями, которая реализуется через проведение лекториев, родительских собраний и конференций: «Традиции семьи как основа формирования нравственных качеств», «Воспитательный потенциал современной семьи», «Развитие творческих способностей ребенка с точки зрения современной и православной педагогик», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», «Семейные уроки духовности и нравственности», «Аномалии родительской любви».

Большое значение отводится просветительской направленности уроков истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, уроков естественного цикла: «Личность благоверного князя Александра Невского»,  «Единственная обязанность человека на земле – правда всего существа» (урок по лирике М. Цветаевой),  «Дмитрий Донской – покровитель и защитник Земли Русской», «Смирение как добродетель (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»),  «Храмы города Иркутска – наши духовные родники».  

В программе «Духовные родники» большое значение имеет проведение традиционных православных праздников «Славим Рождество» и «Светлое Христово Воскресенье - Пасха».

Такие праздники стали общепоселковыми, они проводятся совместно с работниками ДК, специалистами администрации поселка, родителями. На проведение православных праздников средства выделяют индивидуальные предприниматели.

В течение многих лет в школе работают два литературно-музыкальных клуба «Духовные родники» и «Пока горит свеча». Такая работа дает возможность вести просветительскую деятельность по духовно-нравственному воспитанию не только школьников, но и родителей, жителей поселка. На этих встречах присутствующие впервые узнают о духовных подвигах святых русской земли: «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова», «Благочестивая жизнь и мученический подвиг венценосной семьи», «Вечер духовной поэзии и музыки», «Мученический подвиг Евгения Родионова».  

Сотрудничество с храмом – это еще один вид работы школы. Педагоги, учащиеся, родители, общественность благоустраивают территорию храма, помогают украшать храм к праздникам «Успенье Пресвятой Богородицы» и «Воздвижение Креста Господня», проводят совместные праздники.

В соответствии с программой «Духовные родники» свою работу строят детская общественная организация «Юная Россия, совет старшеклассников «МЫ».

Неоднократно опыт работы школы был представлен на областной научно-практической конференции «Иннокентьевские чтения», на Епархиальных чтениях в г. Братске, на районных педагогических форумах «Образование Приилимья», научно-практических конференциях старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки».

Обучающиеся, родители и педагоги школы участвуют в творческих конкурсах «Святые заступники Руси», «Мир добрых людей»,  «Красота божьего мира».

Совместная деятельность по формированию духовно-нравственных качеств ученика дает положительный результат:

1. 100% успеваемость в общеобразовательном учреждении.

2. Повышение качества образования.

3.Уровень удовлетворенности родителей качеством воспитательного и образовательного процесса в школе – 92%.

4. Отсутствие правонарушений в школе.

5. Отсутствие наркозависимых в школе.

6. Повышение уровня воспитанности учащихся:

Таким образом, реализация программы «Духовные родники» дает возможность сосредоточить педагогическое влияние на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только учебно-воспитательный процесс в школе, но и приобщать детей к традиционным духовно-нравственным ценностям, общественно-полезному труду, формировать чувство ответственности и принадлежности к своей малой Родине.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения «новоилимская средняя общеобразовательная школа имени н.и.черных» по реализации комплексно-целевой программы «духовные родники»»

ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НОВОИЛИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.И.ЧЕРНЫХ» ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ДУХОВНЫЕ РОДНИКИ»


Н.А.Погодаева, А.В. Лаврентьева, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных» поселок Новоилимск


В том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь, поэтому на базе нашей школы была создана модель: «Школа - социокультурный центр села как ресурс духовно-нравственного развития учащихся».

Сегодня общество находится в состоянии «аномии», когда утрачены традиционные нравственные ценности, и образование становится единственным институтом по формированию этих ценностей, поэтому наша школа сегодня стала центром не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и нравственной культуры.

Одна из главных задач нового федерального стандарта – это воспитание современного национального идеала, основанного на базовых ценностях (нравственность, патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, ценность знания, толерантность, экологическое сознание, ценность здоровья, самоопределение).

Для формирования данных ценностей учащихся была создана программа «Духовные родники», цель которой «Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей участников образовательного процесса».

Задачи программы:

  • воспитание не только знающего и работоспособного человека, но и полноценной личности, живущей осмысленно, имеющей твердые нравственные принципы и убеждения.

  • приобщение учащихся, педагогов, родителей, социума к нравственным и духовным ценностям;

  • приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с традиционной культурой.

  • формирование понимания личной ответственности за будущее страны.


Программа направлена на объединение усилий школы и сельского социума. Это взаимодействие с организациями и учреждениями, которые находятся на территории Новоилимского сельского поселения.

Направления программы:

- гражданско-патриотическое;

- духовно-нравственное.

Гражданско-патриотическое направление.

В данном направлении сложилась определенная система работы, которая реализуется через урочную и внеклассную деятельность.

Традиционно проводятся мероприятия: День Победы, акция «Никто не забыт, ничто не забыто», акция «Мы родной школе», акция «Мы родному поселку», акция «Солдат нашей школы», акция «Забота» и др.

Духовно-нравственное направление.

Данное направление реализуется через работу с педагогическим коллективом, работу школьной и сельской библиотек, работу с родителями, обучающимися, социумом.

Работа с педагогическим коллективом проводится через методические и педагогические советы по темам «Духовно-нравственные основы развития личности», «Как слово наше отзовется», «Личность учителя как воспитательный потенциал» и др.

Большую роль по формированию духовно-нравственных качеств имеет работа школьной и сельской библиотек. Это приобщение обучающихся к чтению святоотеческой литературы, проведение тематических мероприятий: «Колокольный звон, его значение в русской культуре», «Роспись храма. Андрей Рублев», «Русские традиции праздников. Духовная музыка», «Православный «Домострой» как свод нравственных правил в русской культуре. Образ жизни моей семьи», «Чистота внутреннего мира в человеческом общении».

Особое место отводится работе с родителями, которая реализуется через проведение лекториев, родительских собраний и конференций: «Традиции семьи как основа формирования нравственных качеств», «Воспитательный потенциал современной семьи», «Развитие творческих способностей ребенка с точки зрения современной и православной педагогик», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», «Семейные уроки духовности и нравственности», «Аномалии родительской любви».

Большое значение отводится просветительской направленности уроков истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, уроков естественного цикла: «Личность благоверного князя Александра Невского», «Единственная обязанность человека на земле – правда всего существа» (урок по лирике М. Цветаевой), «Дмитрий Донской – покровитель и защитник Земли Русской», «Смирение как добродетель (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»), «Храмы города Иркутска – наши духовные родники».

В программе «Духовные родники» большое значение имеет проведение традиционных православных праздников «Славим Рождество» и «Светлое Христово Воскресенье - Пасха».

Такие праздники стали общепоселковыми, они проводятся совместно с работниками ДК, специалистами администрации поселка, родителями. На проведение православных праздников средства выделяют индивидуальные предприниматели.

В течение многих лет в школе работают два литературно-музыкальных клуба «Духовные родники» и «Пока горит свеча». Такая работа дает возможность вести просветительскую деятельность по духовно-нравственному воспитанию не только школьников, но и родителей, жителей поселка. На этих встречах присутствующие впервые узнают о духовных подвигах святых русской земли: «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова», «Благочестивая жизнь и мученический подвиг венценосной семьи», «Вечер духовной поэзии и музыки», «Мученический подвиг Евгения Родионова».

Сотрудничество с храмом – это еще один вид работы школы. Педагоги, учащиеся, родители, общественность благоустраивают территорию храма, помогают украшать храм к праздникам «Успенье Пресвятой Богородицы» и «Воздвижение Креста Господня», проводят совместные праздники.

В соответствии с программой «Духовные родники» свою работу строят детская общественная организация «Юная Россия, совет старшеклассников «МЫ».

Неоднократно опыт работы школы был представлен на областной научно-практической конференции «Иннокентьевские чтения», на Епархиальных чтениях в г. Братске, на районных педагогических форумах «Образование Приилимья», научно-практических конференциях старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки».

Обучающиеся, родители и педагоги школы участвуют в творческих конкурсах «Святые заступники Руси», «Мир добрых людей», «Красота божьего мира».

Совместная деятельность по формированию духовно-нравственных качеств ученика дает положительный результат:

1. 100% успеваемость в общеобразовательном учреждении.

2. Повышение качества образования.

3.Уровень удовлетворенности родителей качеством воспитательного и образовательного процесса в школе – 92%.

4. Отсутствие правонарушений в школе.

5. Отсутствие наркозависимых в школе.

6. Повышение уровня воспитанности учащихся:

Таким образом, реализация программы «Духовные родники» дает возможность сосредоточить педагогическое влияние на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только учебно-воспитательный процесс в школе, но и приобщать детей к традиционным духовно-нравственным ценностям, общественно-полезному труду, формировать чувство ответственности и принадлежности к своей малой Родине.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!