Работа в «Яндекс. Учебник»
Хочу представить опыт работы на образовательной платформе «Яндекс. Учебник».
Как обычно организована работа учителя начальной школы? Учитель несколько часов в день проверяет тетради, а затем еще какое-то время готовит план следующих уроков и материалы для них. Во-первых, это долго, а значительную часть заданий по русскому и математике вполне можно проверить автоматически. Во-вторых, времени на анализ работ учеников часто не остается, но если результаты автопроверки известны сразу, то и решения для следующего урока можно принимать не на глазок, а точно понимая, где слабые места класса и как дети усвоили материал. В-третьих, учитель обычно создает усредненный урок или ориентируется на более успешных учеников.
Современные технологии позволяют легко и быстро получать самые разные данные об учениках, задавать разные задания разным детям, формировать индивидуальную траекторию и раз за разом повышать личные результаты каждого ребенка. Одна из главных проблем учителя — это нехватка времени. «Яндекс.Учебник» — это сервис, позволяющий учителю начальных классов улучшить работу c заданиями для учеников.
«Яндекс. Учебник» — это сервис с заданиями по математике и русскому языку для 2—4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Задания составлены на основе примерных программ по русскому языку и математике и соответствуют ФГОС начального общего образования.
Здесь собраны традиционные задачи, которые все хорошо помнят из детства: найти ошибки в тексте или сказать, какое число нужно умножить на 8, чтобы получилось 32. Теперь они даются на онлайн-сервисе, и система проверяет их автоматически. Учитель, придя домой, смотрит, как ученики справились с домашней работой и на что именно стоит обратить внимание на следующем уроке. А ребенок не только сразу видит, правильно ли он решил задачу, но и может поработать со своими ошибками, потренироваться на других примерах.
Проверка домашних работ, составление планов, подбор упражнений для контрольных и проверочных, создание новых заданий на дом — эти типичные задачи, возникающие при подготовке к уроку. Всё это можно сделать в «Яндекс.Учебнике» примерно за 15 минут. Этому способствует автоматическая проверка и аналитические инструменты: преподаватель может в режиме реального времени следить за тем, как дети выполняют на сервисе задания по русскому языку и математике, и делать выводы, кому нужно помочь, а кому нужно дать больше самостоятельности в освоении материала.
Мои ученики работают онлайн с «Учебником» в школе и дома, видят свои успехи, а я отслеживаю динамику развития каждого ученика. На платформе собраны интересные интерактивные уроки, инструменты автоматической проверки заданий и другие возможности. Сервис сам проверяет ответы и составляет отчет для преподавателя. Задания не только школьной программы, но есть и работы повышенной сложности. Разработанные методистами задания подобраны так, что из них можно составить множество вариантов работ, которые соответствуют программе младших классов. На подготовку к занятиям у учителей уходит в среднем 15-20 минут, а ученик на выполнение домашнего задания тратит от 5 до 10 минут. А также Яндекс.Учебник открыл для учеников бесплатную онлайн-олимпиаду «Я люблю математику».
Преимуществами пользования программой для учителей являются:
- Единый доступ к заданиям из разных учебников и рабочих тетрадей;
- Удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ;
- Аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика;
- Экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий;
- Автоматизированная проверка домашних работ.
Преимуществами пользования программой для учеников являются:
- Интересные, интерактивные задания повышают интерес и мотивацию к занятиям;
- Домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени;
- Результат можно увидеть сразу после решения;
- Легко наверстать учебную программу, если пропустил занятие.
При этом «Яндекс» сообщает, что для работы в программе в школе должно быть хотя бы одно устройство с выходом в интернет, будь то ноутбук, компьютер или планшет, интерактивная доска или проектор. В этом случае сервис можно использовать для фронтальной работы на уроке и давать ученикам задания на дом. Все устройства, на которых будут работать учителя и ученики, должны быть подключены к интернету. Для работы на платформе нужен стабильный интернет со скоростью не ниже 5 Мбит/с.
Учитель располагает большой базой интерактивных задач и упражнений, которые он может раздать учащимся. Рутинная работа учителя сведена до минимума. Достаточно выбрать необходимые задания, определить время его выполнения и раздать ученикам.
Учитель имеет возможность дать задания как всему классу, так и отдельным ученикам, которые, к примеру, отстают по какой-то теме или пропустили занятия.
Задания разнообразны.
Выделение необходимых объектов.
Перетаскивание объектов (drag and drop).
Всплывающие списки.
Ввод текста или числа.
Пока ученики выполняют задания, платформа собирает статистику. В случае неверного или неполного ответа, сервис предлагает вернуться к его выполнению. И в то же время платформа фиксирует все неудачные попытки и снижает итоговую оценку.
Учитель получает добротную статистику как по классу в целом, так и по каждому ученику.
Это позволяет реализовать идею создания индивидуальной траектории обучения по каждому ученику.
Платформа обеспечивает безопасный индивидуальный вход для каждого ученика в двух режимах: в школе и дома. Каждый ученик получает код доступа.
Правда, если за компьютером или ноутбуком в школе это весьма просто, то доступ к выполнению домашнего задания дома, на мой взгляд, чересчур усложнён.
Безусловно, очень важно, чтобы ученики правильно поняли задание. Для этого учитель может воспользоваться функцией демонстрации задания на весь экран и подробно проинструктировать учеников.
Эта функция позволяет выполнять учебные задания в классе на интерактивной доске.
В нижней части экрана учитель может воспользоваться другой функцией для того, чтобы вывести на отдельный экран информацию о ходе выполнения отдельного задания.
Таким образом, идея формирующего оценивания обрела конкретные формы. Будем надеяться, что в недалёком будущем появятся новые электронные пособия по другим учебным дисциплинам, в том числе и для основной и средней школы.