БАНК МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ
Развитие у учащихся речевых компетенция на уроках учебного предмета «География»
ОБУЧАЯ, Я ВОСПИТЫВАЮ КОММУНИКАТИВНУЮ РЕЧЕВУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Е.Н.Бабкевич,
учитель географии первой категории
ГУО «Гимназия г.Логойска»
Работая в творческой группе инновационного проекта данный опыт был важен для формирования речевой компетенции учащихся на уроках географии.
Системa обучения географии в учреждениях общего среднего образования должна обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить учащихся коммуникативно применять знания в различных сферах деятельности. В тoже время отмечается низкий уровень коммуникативной компетенции у современных школьников, что негативно отражается на результатах и качестве их практических умений, способности последующей социальной самореализации. Зачастую учащиеся затрудняются свободно говорить перед классом, делать сообщение по ключевым словам, заменяют культурную речь односложным ответом, стандартной житейской мимикой, жестами.
Я считаю, что важным принципом обучения географии учащихся является коммуникативно-речевой. Это значит, что содержание образования подчинено обучению учащихся эффективному общению.
Таким образом, по окончании школы учащиеся должны обладать ключевыми компетенциями, в которые входят умения и качества, необходимые человеку для его успешной социализации, а это в первую очередь речевая компетенция.
Анализ психолого-педагогической литературы натолкнул меня на поиски эффективных методических приемов и методов, способствующих воспитанию коммуникативной культуры учащихся на уроках географии.
Коммуникационная компетенция - это качество, умение человека общаться, взаимодействовать, сотрудничать для успешной социализации.
Суть коммуникативной компетенции заключается, в том, чтобы:
Учиться общаться.
Учиться сотрудничать и взаимодействовать, учиться соотносить и координировать совместные усилия.
Учиться обмениваться информацией.
Учиться вступать в дискуссию и убеждать оппонентов.
Учиться обсуждать результаты совместной деятельности.
В своей практике я столкнулась с серьёзной проблемой: у учащихся скудная, лишённая яркости и образности речь. Они не умеют общаться, слушать друг друга, стесняются выражать открыто свои мысли, не умеют тактично поправлять, дополнять ответы одноклассников.
Предмет география – это устный предмет, где необходимо уметь говорить, выражать свои мысли. Поэтому процесс обучения предмету будет успешным в том случае, если будет построен на коммуникативной речевой компетенции. Таким образом, научив общаться, аргументировать свою точку зрения, я смогу повысить уровень обученности учащихся.
Изучив педагогическую литературу по теме, проанализировав свой опыт работы и опыт моих коллег, мне удалось выделить педагогические условия, способствующие повышению коммуникативной речевой компетенции учащихся на уроках географии:
Первое педагогическое условие - игровые технологии, которые формируют умение выбирать нужную этикетную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь), а также развивают способности учащихся логически строить разнообразные высказывания и обогащают речь лексическими средствами.
В игре развивается чувство сотрудничества, а такие понятия, как справедливость и несправедливость, взаимопомощь и взаимовыручка, равенство и лидерство, преданность и предательство начинают обретать реальный личностный смысл. (Приложение 1)
Втрое педагогическое условие - проектная деятельность, которая предполагает сотрудничество учеников и учителя при решении разнообразных задач. Ценность данного вида деятельности заключается в систематической работе со словарями разных видов, с художественной литературой, которая способствует развитию речи, умению анализировать, систематизировать, формирует умение делать связные сообщения, запрашивать информацию в библиотеке и сети Интернет, выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. С учащимися мы работали над проектами «Рассказ о географическом объекте», «Крылатые слова и выражения про географические явления» (Приложение 2).
Третье педагогическое условие - интерактивные технологии (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление), то есть полное вовлечение учащихся в процесс общения, их тесное взаимодействие друг с другом и с учителем, а также с компьютером при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Особое значение на уроках географии я придаю коллективной работе. Коллектив учащихся становится в творческом процессе единым организмом, решающим общие задачи. Ребята с интересом относятся к коллективному творчеству. (Приложение 3).
Четвёртое педагогическое условие – использование продуктивных методов и приёмов развития критического мышления.
С целью развития творческого мышления, речи, обогащения словарного запаса, для актуализации знаний по изучаемой теме, развития у учащихся критического подхода к получаемой информации, формирования умения формулировать собственное мнение использую приёмы: «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Верные – неверные утверждения», «Синквейн».
Пятое педагогическое условие – использование парных и групповых форм организации деятельности детей. Групповая деятельность, вырабатывает умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, двухсторонний обмен информацией;
Организация работы в парах – это важный компонент при формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках географии.
На первоначальном этапе я помогаю учащимся сотрудничать друг с другом. Сначала такое обучение происходит во время фронтальной работы с учащимися. Здесь я использую следующие приёмы: в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника, а для оценки своего ответа сам назначает «учителя» (Приложение 4).
Для усвоения отдельных понятий на уроке, закрепления темы урока использую приём «Пчелиный улей». Считаю, что эти приёмы располагают ученика к общению, создают условия для многосторонних взаимоотношений, повышают активность учащихся (Приложение 5).
Формированию речевой коммуникативной компетенции у моих учащихся способствуют правила, разработанные в ходе коллективного обсуждения: правила работы в группе, правила общего обсуждения, правила группового оценивания (Приложение 6).
Для оценки результативности и эффективности опыта мною были использованы следующие критерии коммуникативных умений и навыков, направленные на формирование коммуникативной культуры (автор М. Ступницкая) (Приложение 7):
способность связно излагать собственные мысли;
умение вести дискуссию;
способность аргументированно отстаивать собственную позицию;
способность гибко менять собственную позицию;
способность подчиниться решению группы для успеха общего дела;
соблюдение социальной дистанции в ходе общения.
Сравнительный анализ показателей сформированности коммуникативных компетенций и навыков в 2018/2019 учебном году и 2019/2020 показывает, что в развитии выделенных критериев выявлена положительная динамика: количество учащихся с высоким уровнем коммуникативной компетенции увеличилось на 4 %, со средним уровнем увеличилось на 6,5 %, с низким уровнем снизилось на 2,5 %. (Приложение 8). Таким образом, проведённый анализ указывает на правильность выбранного подхода, направленного на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках географии.
Цель достигнута, так как учащиеся демонстрируют достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции, успешно могут реализовать себя в социуме.
Итоги проведенного мною работы позволяют сделать следующие выводы:
становление активной позиции в учебной деятельности способствует включённости всех без исключения учащихся в работу;
организация парной и групповой работы разносторонне воздействует на личность учащегося, дает возможность каждому проговаривать изучаемый материал, задавать вопросы;
активизация речевой и познавательной деятельности учащихся способствует формированию устойчивого интереса к процессу обучения и способствует усвоению учебного материала;
воспитание коммуникативной компетенции содействует сплочению коллектива, воспитанию у каждого учащегося доброты, чуткости, взаимовыручки.
Таким образом, можно утверждать, что созданные педагогические условия активизируют речевую и познавательную деятельность учащихся, дают возможность самореализации личности, воспитывают коммуникативную компетенцию, что в итоге развивает у учащихся интерес к обучению и способствует повышению качества знаний.
Представленный опыт во многом может быть использован в практике других учителей. Он полезен как для начинающих, так и для опытных педагогов, которые могут творчески использовать ведущую идею опыта, а также методы и приёмы, применение которых способствует воспитанию коммуникативной компетенции на уроках географии.
Приложение 1
Игры на уроках географии
«Кто скорее, кто точнее?».
Учитель предлагает определить, что обозначают цифры, названия на карточках.
Например, 8848 м(г.Эверест), 207,6тыс.км2 (площадь Беларуси), 10 994 м (Марианский жёлоб).
«Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается». Цель этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.
«Собери». Карта разрезается на части и раскладывается в разные конверты. (количество карт и команд может быть разное).
«Математики». Выполнение заданий на определение протяженности объектов, географических координат, высот, глубин и тп).
Приложение 2
Проект «Рассказ о географическом объекте или термине»
Цель работы: собрать как можно больше материала об объекте, его ГП, климате и тд.
Ребята всесторонне исследуют объект:
- ГП;
- Климат;
- Рельеф;
- Животный и растительный мир;
Объект для исследования учащиеся выбирают на тематической карте.
Приложение 3
Упражнения, реализующие различные виды совместной деятельности
Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль.
Цель: развитие умения слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.
Запишите причины вулканизма и землетрясения на Земле. Покажите основные тектонические плиты. Оцените свои ответы.
Взаимные тематические диктанты в паре.
Цель: формирование умения слушать и слышать собеседника, управлять поведением партнёра.
Задание. Найти в тексе описания страны ошибки и исправить их.
Совместное выполнение задания.
Цель: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, рефлексировать свои действий.
Задание. Работа в группе. Прочитайте слова. Река, приток, ручей.
Близки ли они по смыслу? Какой вопрос у вас возникает? Сформулируйте вопросы. Найдите ответы на свои вопросы
Развитию коммуникативной компетенции с применением алгоритма работы.
Тема: «Описание страны».
Цель: к концу урока учащиеся будут уметь составлять описание страны по предложенному плану.
Прочитай описание страны.
Ответь на вопросы:
1. Где находится страна?
2. Какая у нее площадь?
3. Плюсы и минусы ГП?
4. Рельеф, климат и тд?
Групповая работа.
Например, при характеристике хозяйства любой страны возможна следующая групповая работа (технология «Мост»).
1 гр. Определяет ЭГП территории.
2 гр. Дает характеристику полезным ископаемым.
3 гр. Дает характеристику природным ресурсам (кроме минеральных)
Все вместе по полученным данным определяют отрасли специализации района.
Главный вывод данной работы - мы сделали это, потому что договорились!
Приложение 4
Упражнения для групповой работы, включающие как однородные,
так и дифференцированные задания.
Количество участников в группе, как правило, 4–5 человек.
Тема «Температура воздуха. Тепловые пояса».
Игра «Мозаика».
Задание: Учащиеся должны сложить «мозаику.
Алгоритм:
Одна группа участников получает задание с незаконченными фразами, другая только ответы
Прочитайте полученные предложения, оцените работу каждого.
Оцените работу группы.
Приложение 5
Приём «Пчелиный улей» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например:
1 группа – отвечает на вопросы к тексту;
2 группа – используя текст, отгадывает кроссворд;
3 группа – заполняет таблицу (кластеры);
4 группа – придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.
Приложение 6
Правила работы в группе:
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Приложение 7
Диагностика коммуникативных умений и навыков, способствующих формированию коммуникативной компетенции
(автор М.Ступницкая)
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся 6 «В» класса |
Петушкова М | ВяжевичД. | Щербицкая Н. | Ханкевич А. | Шмуйлов З | Анищук С | … и т.д |
1. Изложение собственных мыслей: |
3 | может самостоятельно донести свою мысль до других | 3 | | | | | 3 | |
2 | может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | | | 2 | 2 | 2 | | |
1 | не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов | | 1 | | | | | |
2. Ведение дискуссии 2.1.Способность отвечать на вопросы: |
4 | обычно отвечает, давая развёрнутый ответ | 4 | | 4 | | | 4 | |
3 | обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ | | | | 3 | | | |
2 | как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения | | 2 | | | 2 | | |
1 | практически не может самостоятельно отвечать на вопросы | | | | | | | |
2.2. Способность задавать вопросы: |
3 | обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы | 3 | | 3 | | 3 | 3 | |
2 | формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | | 2 | | 2 | | | |
1 | практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | | | | | | | |
2.3. Способность корректно возражать оппоненту: |
3 | способен выделить самостоятельно | 3 | | 3 | | | 3 | |
2 | нуждается в помощи | | | | | 2 | | |
1 | испытывает значительные затруднения | | 1 | | 1 | | | |
3.Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) 3.1.Способность аргументировано отстаивать собственную позицию: |
3 | обычно отстаивает свою позицию аргументировано | 3 | | 3 | | | 3 | |
2 | не всегда аргументировано отстаивает свою позицию | | | | 2 | | | |
1 | как правило, не может аргументировано отстаивать свою позицию | | 1 | | | 1 | | |
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию: |
4 | обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости | 4 | | 4 | | | 4 | |
3 | не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию | | | | | 3 | | |
2 | как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага | | 2 | | 2 | | | |
1 | не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага | | | | | | | |
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела: |
3 | обычно может подчиниться решению группы | 3 | | 3 | | 3 | 3 | |
2 | не всегда может подчиниться решению группы | | 2 | | | | | |
1 | как правило, не подчиняется решению группы | | | | 1 | | | |
4.Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения): |
3 | обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения | 3 | 3 | 3 | | 3 | 3 | |
2 | не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения | | | | 2 | | | |
1 | как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения | | | | | | | |
Общий балл: | 26 | 15 | 25 | 14 | 19 | 26 | |
Напротив каждого учащегося выставляются баллы, а в конце они суммируются.
Обработка данных опроса (ключ)
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 баллов).
Баллы | Статус | Рекомендации учителям |
Слабая группа 8-13 баллов | Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения. | Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками. |
Средняя группа 14-20 баллов | Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию. | Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении. |
Сильная группа 21-26 баллов | Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения. | Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков. |
Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Приложение 8
Литература
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://old.2spbg.ru/innov/fgos/stupn.pdf.- Дата доступа 27.03.2020.
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/formirovanie_kommunikativnih_kompetentcij_na_urokah_202525.html- Дата доступа 25.03.2020.
Учебные программы по учебному предмету «География» 6-7 классы , 8 класс, 9 класс и 10-11 классы.
8