СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы патриотического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен классному руководителю

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы патриотического воспитания»

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Николай Гаврилович Чернышевский

Разрешите представиться. Я – Перова Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5. Педагогический стаж – 12 лет, опыт работы классного руководителя 11 лет.

В настоящее время я – классный руководитель 6 «А» класса, численностью 25 человек; из них 19 мальчиков и 6 девочек.

Как научить любить Родину? Как вырастить гражданина и патриота? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в воспитании патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

Сегодня, в условиях социально- экономического и политического кризиса, когда рушатся стереотипы и теряются привычные ориентиры, когда прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя, происходит непростительное выпадение из памяти поколений целых пластов героической истории народа, а вместе с тем и утрата величайшей нравственной ценности – естественного патриотизма, любви и уважения к старым людям, чья жизнь и судьба многими нитями связана с героическими этапами нашей истории.

Работая в школе, я всегда акцентировала внимание на том, как привить любовь к своей Родине, научить видеть красоту родного края, воспитать бережное отношение ко всему, что тебя окружает? Конечно, все эти вопросы можно решить, только работая в системе гражданско-патриотического воспитания.

"Растить достойных патриотов своей страны" - вот мой девиз.

Мы не должны забывать, что школа, помимо просветительской, выполняет и воспитательную функцию, формируя личность с активной жизненной позицией, настоящего гражданина своей страны. Ведь для будущего России важно не только, насколько знающие специалисты будут создавать её богатство, но и каким будет их мировоззрение и нравственная культура.


Как же воспитать учеников, чтобы в своей взрослой жизни они совершали те или иные действия, по своему внутреннему побуждению, основанному на высокой гражданской позиции? Этот вопрос волнует не только учителей, но и широкую российскую общественность. По моему глубокому убеждению, необходимо уделить особое внимание воспитанию учащихся на примерах ратного и трудового подвига наших предков, восстановить порушенную связь поколений, довести до сознания понимание величия, духовной красоты и преданности человека высоким идеалам.

Исходя из этого, ставлю перед собой следующие цели: (сл)

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

Основные принципы, на которых строится Гражданско-патриотическое воспитание: (сл)

1. Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность.

Сформированность устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Системность.

Анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

4. Преемственность.

Патриотическое воспитание продолжается в начальной, средней и старшей школе.

Воспитательная работа в классе осуществляется по четырем основным направлениям. (слайд схема). В каждом направлении обязательно поставлены определенные воспитательные задачи, которые решаются различными формами и методами, в соответствии с содержанием работы.

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;

• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

• изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

• развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;

• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней: (сл)

• День Победы;

• День защитников Отечества.

2. Участие в акциях: (сл)

• «Посылка солдату»;

• «Герои живут рядом»;

• «Георгиевская ленточка»;

• «Бессмертный полк»;

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий (сл)

• легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;

• смотр строя и песни;

• проведение спортивных мероприятий.

4. Участие в акции «Вахта памяти»(сл)

• встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;

• линейки, посвященные памятным датам истории;

• общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;

• организация помощи ветеранам;

• проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Изучение родного края: (сл)

• экскурсии в музеи;

• туристические поездки;

• благоустройство территории школы;

• уход за памятниками и мемориальными досками героев.

6. Организация конкурсов: (сл)

• конкурс чтецов;

• конкурс патриотической песни;

• конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;

• конкурс рисунков «Защитники Отечества».

Поставленные задачи по патриотическому воспитанию реализуются, работу в данной области считаю удовлетворительной т.к.:(Сл)

Проводимая работа является фундаментом для будущего поколения, обладающего духовно нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное и историческое прошлое. Конечно, на этом работа по гражданско-патриотическому воспитанию не заканчивается, она будет продолжаться и в следующих классах. Понятно, что патриотизм, как и любое другое чувство, обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, его глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать. А я истинный патриот своей страны!