МО учителей русского языка и литературы
«Опыт работы по подготовке к ГИА»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Колыванская СОШ №2»:
Морозова Виктория Аркадьевна
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.
У каждого учителя постепенно
формируется свой стиль подготовки к экзамену, свои формы, методы, приёмы.
Мой (пока единственный) опыт – выпуск 49 учащихся в 2020-2021 учебном году.
Работа по подготовке к экзамену я начала с:
- Психологического настроя учащихся и себя
- Информационной работы как с детьми, так и с родителями
- Создание методической базы
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсекая второстепенное), умение сокращать текст разными способами, умение воспринимать авторский замысел, владения нормами орфографии и пунктуации.
Фактически подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже в начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене.
Очень важно соблюдать преемственность.
Задания разнообразны: прочти текст, озаглавь его, выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели на абзацы, микротемы и так далее.
Самом сложным моментом считаю чтение текста незнакомцем.
Выпускнику тяжело воспринять на слух «чужой» голос.
Поэтому я с сентября прекращаю читать тексты, а использую аудиотексты материалов ФИПИ.
Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на уроках русского языка, но и литературы.
И здесь я прибегаю к старому доброму коспектированию (здесь отрабатываются все способы сжатия текста).
Ассоциативные и контекстные игры , творческие задания (Л.В. Петрановская)
Работу по подготовке к выполнению части 2 необходимо начинать уже в 5 классе . У каждого учащегося заводится тетрадь «Опорные конспекты», в которой собран теоретический материал, необходимый для сдачи экзамена. Темы, вызвавшие затруднение у учащихся, выносятся на зачёт. Зачёты проводятся как в устной, так и в письменной форме. Зачётная система позволяет своевременно обратить внимание учеников на теорию языка, не допускает пробелов в знаниях учащихся.
Сочинение-рассуждение.
Задание 9 (на выбор)
Мои ученики выбирают задание 9.3.
Подготовка к данному заданию также идёт и на уроках литературы, когда нужно дать ответ на вопросы типа «Почему ты считаешь…», «Зачем герой так сделал…», «За что я осуждаю…», «Урок герою..», « и т.п., дать письменный ответ на вопрос «Понравился ли рассказ и почему?», «Мой любимый герой?» «Моё любимое стихотворение».
Всегда призываю детей добавлять пример из жизненного опыта.
Такие задания развивают речь, творческие способности, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, учат писать сочинения-рассуждения, решают не одну воспитательную задачу.
Помогаю с клише, без этого не обойтись!
Результаты:
49 выпускников
«5» и «4» – 21 ученик (43%)
«3» – 27 учеников (55%)
«2» – 1 ученик (2%)
92% - сдали с первого раза
52% - подтвердили годовую оценку
17% - улучшили