СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по проектной деятельности «Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактического игрового пособия «Театральный чемоданчик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по реализации проекта по созданию авторского игрового пособия "Театральный чемоданчик". Цель пособия: создание оптимальных условий для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности. Задачи: познакомить с театральной терминологией и театральными профессиями, устройством зрительного зала и сцены, правилами поведения в театре; дать детям представления об известных театрах. Вызвать интерес и желание в самостоятельной деятельности использовать настольный, кукольный, пальчиковый, магнитный, фланелеграф и теневой театры. Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал. Продолжать формировать культуру общения и поведения, в том числе во время подготовки и показа различных театров, постановок, спектаклей.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по проектной деятельности «Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактического игрового пособия «Театральный чемоданчик»»

Алексюк Алёна Николаевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 50» г. Сыктывкара


Опыт работы по проектной деятельности «Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактического игрового пособия «Театральный чемоданчик»


Работая с детьми, невозможно оставаться взрослой. Приходится постоянно перевоплощаться, брать на себя различные роли (на утренниках, в сюжетно – ролевых, подвижных и др. играх и ситуациях), но самым главным своим достижением я считаю развитие моих воспитанников посредством театрализованной деятельности. Именно театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов, активизирует все имеющиеся у него возможности, способствует самопознанию, самовыражению личности, создает условия для социализации ребенка.

Мои воспитанники с 3-летнего возраста принимают активное участие и являются лауреатами в различных фестивалях детского творчества «Театральная весна», «Свет рождественской звезды», «Мойд куд», «Öшкамöшка», различных конкурсов чтецов «Чужан кывлöн гор» и др.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Так говорил Василий Александрович Сухомлинский, педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Однако, в современном обществе повышается социальный престижа интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками.

Многие детские сады испытывают затруднения в оснащении развивающей предметно – пространственной среды и отсутствии в ДОУ специалистов: отсутствие декораций и костюмов, различных видов театров, хореографов и руководителей театральных студий.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Натальи Васильевны Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству. Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Для привлечения и организации разнообразной театрализованной деятельности с детьми необходимо в первую очередь создать условия, оформить развивающую предметно - пространственную среду.

Все мы помним, что 2019 год был объявлен в России годом театра, и мы, конечно же не могли обойти стороной это важное событие.

С целью создания в МАДОУ оптимальных условий для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности, повышения компетентности педагогов и родителей в создании условий для развития творческой активности детей, в рамках реализации плана мероприятий ДОО по Году театра в России был проведен смотр – конкурс «Лучший уголок по театрализованной деятельности».

Совместно с родителями в группе мы создали «Центр театрального искусства», в котором были собраны разные виды театров (настольный, магнитный, пальчиковый), маски, дидактические и настольные игры, познавательный и наглядный материал, уголок ряженья, разные ширмы, атрибуты, оформлены картотеки, подобраны различные сценарии для спектаклей, аудио фоны для музыкального сопровождения, создан электронный банк детских презентаций и видеоклипов на темы «Мы идем в театр».

Мы обратили свое внимание на то, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко пользуются центром театра, а также при его оформлении, мы столкнулись с проблемой, что из – за отсутствия достаточного места, не смогли разместить все виды театров. И для нас, воспитателей, стало актуальным рациональное использование данного материала. Нам очень хотелось создать для детей что – то новенькое, интересное, такое, что поможет нам активно использовать имеющийся и накопленный нами материал в работе с детьми, а потом его можно было использовать еще много – много раз.

Наше внимание привлек обычный, старый чемодан, который когда-то нам принесли родители.

Чемодан стоял в кладовке —

Весь нескладный и неловкий,

Тощий, пыльный, но не модный —

Позабыли все его.

Ребята уже были знакомы с чемоданом. Его мы использовали как сюрпризный момент в начале театрализованных представлений.

Чемодан освободили,

Пыль оттёрли, грязь отмыли.

Решили чудо совершить -

Чемодан наш оживить.

Так родилась идея создания игрового пособия и проекта «Театральный чемоданчик». Данный проект был реализован в период с 01.03. 2019 года по 29.03. 2019 года. Участники проекта – дети, воспитатели и родители старшей группы, музыкальный руководитель.

Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.

Создавая «Театральный чемоданчик», прежде всего, мы хотели вызвать у детей интерес и отзывчивость к искусству театра и актерской деятельности, окунуть их в мир театра, познакомить с театральной терминологией и театральными профессиями, устройством зрительного зала и сцены, правилами поведения в театре; дать детям представления об известных театрах. Вызвать интерес и желание в самостоятельной деятельности использовать настольный, кукольный, пальчиковый, магнитный, фланелеграф и теневой театры. Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал. Продолжать формировать культуру общения и поведения, в том числе во время подготовки и показа различных театров, постановок, спектаклей.


Ожидаемые результаты:


ребенок будет знать

ребенок будет уметь

у ребенка будут сформированы навыки

  • некоторые виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия и т.д.);

  • названия театральных профессий;

  • известные театры России и своего города;

  • правила поведения в театре.

  • чётко произносить в разных темпах скороговорки;

  • пересказывать знакомые литературные произведения;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.


  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;

  • самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки общения с партнером

  • элементарного актёрского мастерства

  • образного восприятия окружающего мира

  • коллективного творчества

А также избавляется от излишней стеснительности, приобретает общительность, открытость.


Для того, чтобы с помощью «Театрального чемоданчика» мы смогли решать поставленные цель и задачи, и чемоданчик наш мог выполнять различные функции на начальном этапе нами была составлено планирование работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня, которое включало в себя совместную деятельность с детьми по 5 тематическим неделям. В данном планировании мы отразили содержание совместной деятельности, материалы и оборудование (что должно быть в чемодане), материал для самостоятельной деятельности детей и указали формы работы с родителями.

Для того, чтобы «Чемодан» ожил, снаружи и изнутри мы его обшили тканью, в крышке чемодана приделали резинки, в прорезях которых можно размещать какие – либо атрибуты, виды театра, декорации и т.д. В самом чемодане размещали альбомы, энциклопедии, различные виды театров. Для кукольного, пальчикового театров используем занавес, который легко надевается на крышку чемодана. Для настольного театра была сделана подставка с разными фонами и декорациями.

Изюминкой нашего «чемоданчика» стала своего рода карта путешествий, размещенная на второй стороне чемодана, которая была представлена пятью картинками – символами (в соответствии с тематическими неделями), но об этом дети узнают, когда начнется 2 этап проекта.

Инициирование проекта:

Когда дети пришли в детский сад, на утреннем круге я обратила внимание детей на то, что в группе появился интересный чемодан, мы вместе рассмотрели его, попробовали открыть, но он не открывался. Я спросила у детей, откуда он, что в нем может быть? Дети отвечали, там новые игрушки, книжки, сказки. Обратила внимание детей, на записку «Отгадайте загадку, оживите отгадку». Дети отгадывают загадку про Петрушку. И тут появляется Петрушка. В ходе беседы с ним дети узнали, что Петрушка – самый известный персонаж русского народного кукольного театра, куклы балаганной, русского шута, потешника и остряка. Персонаж поиграл с детьми в игру «Здравствуй, друг!». Петрушка спрашивал у детей, любят ли они театр, ходят ли они в театр, и приглашает ребят совершить путешествие в мир театра. А в помощь он нам дарит «Театральный чемоданчик» и знакомит с картой путешествия.

Чемоданчик – непростой.

Театральный, озорной.

Будет с вами он играть

Театральную азбуку преподавать.

Так начался проект с использованием игрового пособия «Театральный чемоданчик».

В ходе тематической недели «Театральная азбука» «чемоданчик» предложил ребятам посмотреть презентацию «Что такое театр?», после просмотра которой они вспомнили правила поведения в театре, устройство театра, рассматривали и беседовали по иллюстрациям с различными видами театров (театр оперы и балета, драматический театр, театр кукол), вспомнили, какие театры есть в нашем городе. В дидактических играх закрепили знания о театральных профессиях. В конце недели в чемоданчике мы обнаружили билеты в театр и вместе с родителями был совершен выход в театр. В самостоятельной деятельности ребята активно использовали чемоданчик для показа кукольного театра. Дети самостоятельно выбирали что они будут показывать.

Следующая тематическая неделя была посвящена развитию игрового поведения детей. В «чемоданчике» каждый день мы находили новую и интересную игру на развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа. Мы играли в театрализованные игры на развитие воображения и фантазии «Нарядись и

изменись», «Зеркало», разыгрывали этюды на основные эмоции Скажи по-разному», на развитие двигательных способностей «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», на развитие творческого воображения. Очень нравилось детям передавать книгу друг другу так, как будто это кирпич или стеклянный шар, или взять со стола карандаш так, как будто это горячая печёная картошка или маленькая бусинка.

В самостоятельной деятельности ребята продолжали показывать различные театры, исходя из собственных интересов и желания. Мы ходили к малышам и показали им кукольный театр «Колобок».

На третьей неделе мы с чемоданчиком отправились путешествовать в музыкальный зал, где вместе с музыкальным руководителем учились импровизировать. С детьми были проведены игры и упражнения на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально - пластические импровизации. Приведу один пример:

Игра - фантазирование «Волшебный колпачок». Дети образуют круг. Воспитатель сообщает о том, что у него есть волшебный колпачок, и стоит только его надеть и произнести волшебные слова, как тот, кто его одевает, превращается в кого захочет. Воспитатель выбирает ведущего и тот произносит волшебные слова:

Колпачок волшебный буду надевать,

Вы, друзья, попробуйте теперь меня узнать!

Ребёнок, отгадавший загаданного героя, становится ведущим.

Игра - импровизация «Колобок». Дети образуют круг, руки вытянуты вперёд ладонями вверх. Для игры выбирается ребёнок, исполняющий роль Колобка. Он стоит внутри круга. Ребёнок – «колобок» идёт по внутреннему кругу, произносит текст, ритмично ударяя своими руками по ладоням детей:

Я – весёлый колобок, колобок, румяный бок.

Кого встретил я, скажи, ну а лучше покажи!

Ребёнок, на котором закончились слова колобка, изображает персонажа сказки «Колобок».

Игра - импровизация «Заводные игрушки». В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка, «у игрушек включается завод» - дети – игрушки танцуют. Музыка останавливается - «кончается завод», игрушки замирают в любой позе. «Покупатель» (педагог или ребенок) ходит, рассматривает игрушки, выбирает

себе игрушку. Выбранная игрушка становится «покупателем».

Игра - импровизация «Добрая фея». Педагог волшебной палочкой превращает детей по своему желанию. По команде педагога: «Раз, два, три, палочка волшебная, детей преврати в….». Дети превращаются в деревья (цветы, бабочек, лягушек, котят и т.д.). Дети двигаются под музыку, характеризующую тот или иной образ.

Игра - импровизация «Снеговики и снежинки». Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом. Под музыку польки «снеговики» хлопают в ладоши (играют на треугольнике), под музыку Вальса «снежинки» плавно вращают перед собой сделанными «снежинками» из бумаги (цветной или из белой из салфетки). Пьесы исполняются несколько раз в разной последовательности.

Хороводная игра «Митрошкина ложка». Дети идут по кругу и исполняют попевку под музыку. В центре стоит «Митрошка» и выполняет движения, соответствующие тексту.

Ел щенок Митрошка

Кашу у окошка.

Уронил Митрошка

Ложку за окошко.

Ах! (дети в кругу останавливаются и хватаются за голову руками)

«Митрошка ест ложкой»

Руку с ложкой опускает вниз и подходит к детям.

Руку с ложкой вытягивает вперед

Раз, два, три,

ну, попробуй, догони!

и отдает ее ребенку в кругу.

«Митрошка» выбегает за круг. Дети хлопают в ладоши. Под музыку дети передают из рук в руки ложку друг другу вправо, а «Митрошка» бежит влево за кругом на большом расстоянии от детей. И добежав до того ребенка, кому отдал ложку-пятнает его. Если у этого ребенка окажется в руках ложка, то Митрошка проиграл.

Музыкальная пантомима «Зимняя песенка» (под музыкальное сопровождение дети должны отгадать, какому герою подходит эта музыка и изобразить его.

В начале четвертой недели «чемоданчик» принес детям различные игры на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи. Всю неделю ребята учились правильно дышать, упражнялись произносить гласные звуки, учились проговаривать скороговорки. В самостоятельной деятельности ребята продолжали показывать спектакли с использованием «театрального чемоданчика».

Всю пятую неделю проекта мы готовились к премьере театрализованной пьесы «Котята-поварята» музыка Е. Тиличеевой. Данная пьеса была поставлена нами к 8 марта, а сейчас мы хотели ко дню театра показать ее для других детей, а самое главное – мы готовились к участию в «Театральной весне». В «чемоданчике» мы нашли поварские колпаки, фартуки, атрибуты для пьесы, материалы для оформления афиши и пригласительных билетов. В ходе репетиций, ребята закрепляли все полученные знания, развивали свои сценические навыки и творческие способности.

Юные театралы справились со всеми задачами. Зрители остались довольны.

Вот так незаметно подошло к концу наше путешествие с «Театральным чемоданчиком». Все темы недель реализованы, на вечернем круге мы еще раз вспомнили своё путешествие, каждый ребенок поделился своими впечатлениями. В результате работы по проекту дети называли некоторые виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия и т.д.), названия театральных профессий, известные театры России и своего города, правила поведения в театре. Научились подбирать средства выразительности в соответствии с характерами героев, передавать образы в интонациях. Дети самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки. Избавились от излишней стеснительности, стали более общительными, открытыми. А главное, мы заметили, что дети стали проявлять интерес к центру, их все чаще можно было увидеть возле чемоданчика, ведь он очень мобильный, с ним можно найти уединённый уголок в группе, использовать в самостоятельной игре; с ним можно сходить в соседнюю группу показать сказку; его можно вынести на прогулку, поиграть в настольные игры, игры – импровизации, сюжетно – ролевые игры, почитать книжку, показать театр на открытом воздухе.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе пополнилась мобильным, трансформируемым, привлекающим внимание игровым пособием.

Таким образом, созданный с помощью родителей «Театральный чемоданчик» помог нам реализовать поставленную цель и задачи проекта, он до сих пор продолжает радовать детишек и родителей, ведь следующий проект мы запустили именно с ними. Но это уже другая история…