Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования Тимашевский район
Опыт работы по проектной деятельности в начальных классах
Автор:
Кармаева Ирина Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3,

Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне действовать самому – и я пойму.
Китайская мудрость
Уважаемые коллеги! В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий ФГОС второго поколения.
В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.
Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
На первом этапе своей работы я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений;
информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть основами исследовательского поиска.
В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.
1) Развитие умений видеть проблемы(формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.
Учитель читает детям неоконченный рассказ.
“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;
Задание “Тема одна – сюжетов много”.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”
“…Так я и не выучил стихотворение”.
2) Развитие умений выдвигать гипотезы
Задание “Давайте вместе подумаем”
Почему у белого медведя нос чёрный?
Гипотезы (предложенные детьми):
1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
3. Предположим, чтобы медвежата его видели.
Упражнения на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон
Задания типа “Найди возможную причину события”
Машина резко затормозила.
Молоко прокисло.
3) Развитие умений задавать вопросы
Игра “Угадай, о чем спросили”
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
4)Подбор литературы по заданной теме
5)Ориентировка в тексте, ключевые слова
6) Знакомство учащихся с видами и формами учебных проектов, с этапами их выполнения
Следующий шаг –“практика”, где я уже предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.
Творческая работа (реферат) ПИНГВИНЫ
К теме прилагается список литературы.
И вопросы:
Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?
Жизнь императорских пингвинов.
Как пингвин разучился летать.
Заключение.
Порядок работы:
Внимательно прочитай план реферата.
Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.
Каждый пункт плана – это абзац текста.
Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
Подробно ответь на вопросы основной части плана.
Сделай короткое заключение.
Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с первого класса. (Например, в 1-ом классе предлагаю детям проект «Моя любимая цифра». Ребёнок объясняет, почему эта цифра любимая, где чаще всего встречается, в пословицах и поговорках, сказках и т.д.)
Мои ученики выполняют много индивидуальных проектов.
Так, например, на уроке окружающего мира мы выполнили индивидуальные проекты на тему «Чем накормит нас фасоль?» Учащиеся высаживали семена фасоли дома в горшочки. Затем вели за всходами наблюдения, записывали всё в дневник наблюдений, анализировали, делали выводы. В интернете, в энциклопедиях ребята нашли много интересной информации об этом растении. В итоге провели конкурс и дегустацию блюд, содержащих фасоль. Всем очень понравилось.
На уроках русского языка учащиеся выполняют краткосрочные проекты. Ребята собирают фантики от конфет, затем приклеивают их на картон и исследуют название каждого фантика на наличие орфограмм. Например, конфеты «Коровка»,ученик под фантиком делает запись и выделяет орфограммы (безударная непроверяемая гласная «о»в корне слова и парная согласная «в») получается карточка, свои карточки ребята защищают у доски, затем их используем на словарной работе.
Мои ученики участвовали и в районных конкурсах по проектной деятельности. Так Яровая Ксения заняла 3 место по экологическому проекту «Вторая жизнь упаковки»
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление.
Список литературы
Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
1.Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.№2.2007.- с.45
2. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 112 с.