СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по реализации дополнительных общеобразовательных программ педагога дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание материала: предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению детей декоративно-прикладному творчеству, он будет интересен педагогам художественно-эстетической направленности в дополнительном образовании, педагогам технологии общеобразовательных школ, воспитателям.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по реализации дополнительных общеобразовательных программ педагога дополнительного образования»

Опыт работы по реализации дополнительных общеобразовательных программ педагога дополнительного образования

Топчихинского Детско-юношеского центра

Мадельхановой Елены Александровны.

Описание материала: предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению детей декоративно-прикладному творчеству, он будет интересен педагогам художественно-эстетической направленности в дополнительном образовании, педагогам технологии общеобразовательных школ, воспитателям.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.

Объединение «Домовёнок», которым я руковожу, работает на базе детско-юношеского центра. В нашем центре создается благоприятная среда для развития детей. Процесс обучения, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

10-летний опыт работы в Детско-юношеском центре показал, что все дети разные, но все хотят, что-то делать и создавать свои работы, вкладывая в них частичку своей души.

За годы работы в центре овладела техниками: паперкрафт, работа с изолоном и фоамираном, декупаж, ганутель, лепка холодным фарфором, полимерной глиной, работа с мешковиной, вышивка бисером, скрапбукинг, усовершенствовала навыки вязания крючком. Своим личным примером показываю детям, что не нужно стоять на месте, если не получается один из видов рукоделия, нужно пробовать себя в других техниках. Разрабатывая программы, всегда хотелось как можно больше с детьми изучить техник декоративно-прикладного творчества, чтобы каждый ребёнок попробовал поработать с различными материалами и изучить разные техники работы.


Обучающиеся в объединении «Домовёнок» проходят обучение по 4 программам, из года в год, как по ступеням дети переходят с обучения одной программы на другую. Дети обучаются с интересом, контингент групп сохраняется, программы имеют стабильно высокие результаты в конкурсах различного уровня.

Программы: «Азбука творчества», «Ассорти», «Подарки и сувениры», «Дамское рукоделие» связаны между собой, они дополняют друг друга, но цель программ одна: обучить, заинтересовать видами декоративно-прикладного искусства, чтобы в дальнейшем рукоделие стало неотъемлемой их частью жизни.

Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных ценностей, научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия.

Занятия в объединении «Домовёнок» позволяет развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, материалами и приспособлениями, необходимые для дальнейшего обучения. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Поэтапное усложнение заданий позволяет безболезненно погружать обучающихся в мир декоративно-прикладного искусства, развивает образное мышление, воображение, зрительную память, творческие способности.

Для более результативной работы особое значение уделяется наглядному материалу. В моём объединении это в первую очередь оформление кабинета работами, выполненные мною и моими обучающимися.
Собрана библиотека методической и периодической литературы, изготовлены демонстрационный и дидактический материал: коллекция ниток и пряжи, схем, шаблонов, технологических карт и многое другое. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер. На своих занятиях использую мультимедийные презентации, которые позволяют наиболее интереснее знакомить детей с изучаемым материалом. Обучающихся среднего возраста привлекаю для выбора работ по темам занятий на сайтах по рукоделию.

Программы объединения разработаны с учетом основных требований к программам дополнительного образования, существующих методик в области декоративно-прикладного творчества и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Деятельностный подход к планированию занятий определяет содержание программы. Программа носит развивающую функцию, она прививает интерес к декоративно-прикладному творчеству, позволяет детям раскрыть свой талант, творчество.

В программах отвожу часы для изготовления работ в смешанной технике по выбору обучающихся, что позволяет формировать индивидуальный подход к обучению, а также закрепить навыки и умения в использовании техник, изученных при обучении по программам.

Особое место на занятиях уделяется качеству. Прилагаются все усилия к тому, чтобы изделия были как можно более высокого качества. Детям всегда нравятся, выполненные ими работы, они фактически не видят в них недоработок, недостатков. Учитывая это, постепенно, через взаимоконтроль в парах, группах я приучаю ребят контролировать себя, не гнаться за количеством, а работать под девизом: «Лучше меньше, да лучше». Процесс обучения строила таким образом, чтобы изделия, выходящие из рук, просто не могли быть не качественными. Этому способствовали определенные упражнения, вспомогательные приспособления, выбор изделий различной сложности, личная помощь ребёнку. Так же уделяю внимания, чтобы обучающиеся умели самостоятельно подготовить свое рабочее место. Большинство из них правильно определяют материалы и инструменты, необходимые для изготовления данного изделия, умеют соблюдать порядок на рабочем месте в течение всего занятия без напоминания руководителя или товарищей, экономно расходуют материалы, правильно изготовляют изделия по образцам, соблюдают правила техники безопасности. Для соблюдения техники безопасности, правильной организации рабочего места, в кабинете игольницы, органайзеры для ножниц различные шкатулки для инструментов и материалов.  

Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач.

Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности.

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом начинается новая тема, например об истории того или иного вида декоративно-прикладного искусства, характерных особенностях. Рассказывается и о назначении выполняемых изделий. Рассказ сопровождается демонстрацией образцов изделий. В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание ребят. Короткие беседы проводятся на каждом занятии. Спрашивая детей, предлагая им сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний, подготовленность к работе, а также степень усвоения материала. В ходе занятия используется вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа возбуждает у учащихся интерес к знанию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.

Практической работе уделяется особое внимание. Она включает в себя полноценный технологический цикл, необходимый для создания изделий декоративно-прикладного творчества в различных техниках, предусмотренных программой: создание эскизов будущих изделий, будь то сувениры, игрушки, подарки для родных и близких. Осмысление технологического процесса приучает обучающихся к целесообразному использованию последовательности изготовления изделий.

В целях развития детского творчества, поддержки и выявления талантливых обучающихся, повышения их мастерства в объединении проводятся персональные выставки работ, конкурсы.

Результатом для меня как педагога является то, что мои обучающиеся – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального, регионального и краевого уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.

Все это помогает проследить динамику творческого и духовного роста ребенка, помочь создать его индивидуальную образовательную траекторию в условиях дополнительного образовательного учреждения.

По всем программам имеют право обучаться дети с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития. Такие дети есть в объединении, и я как педагог стараюсь уделить им больше внимания при изготовлении работ, подбираю работы чтобы ребёнок на ровне со всеми смог выполнить задание. Есть ученица, которая прошла обучения по всем программам и показала не плохие результаты, она участница районных и краевых выставок, где занимала призовые места. Любимой техникой рукоделия стало вязание, она с большим удовольствие вяжет игрушки, изделия для оформления интерьера.

Объединение «Домовёнок», это дружный коллектив единомышленников в составе педагога, детей и их родителей.
Можно с уверенностью сказать, что обучающиеся объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет удовольствие их родителям и окружающим людям.

Любить свою Родину, культурное наследие, народное творчество, насильно заставить нельзя, да и не надо. Моя задача, как педагога, состоит в создании атмосферы, условий, использования таких технологий, при которых дети сами с интересом и желанием захотят узнать о своей стране и ее культуре. Однако, даже при таких условиях нереально рассчитывать на то, что все дети объединения в последствии станут ярыми пропагандистами и поклонниками народного творчества, но знакомство, изучение и приобщение к национальным корням произойдет обязательно.

Многолетняя работа объединения своими практическими результатами подтверждает верность предположения, что приобщение детей к духовному и материальному миру культуры русского народа и использование в современных педагогических технологиях приемов и средств, апробированных в народе веками, способствует проявлению в детях искреннего стремления к красоте, создает условия для их духовно-нравственного развития.