Опыт работы по реализации тематических мероприятий по этнокультурному компоненту
«Край мой, северный»
Мир детства! Особый мир, вселенная, наполненная яркими красками, звуками и образами, удивительными предметами. А ребенок – первооткрыватель, который жадно глотает информацию, познает скрытые пока от него секреты и пытается осознать себя в этом мире.
Для любого человека важно осознание себя, как части целого, части общества, испытывать при этом чувство причастности к культуре своего народа, быть частью своей великой страны и продолжением ее истории. И происходит это осознание в раннем детстве, с познания своей малой Родины: истории своей семьи и традиций, переходящих из поколения в поколение, истории родного города, рассказов о знаменитых земляках и их заслугах, знакомства с бытом и культурой своего народа.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать настоящего гражданина, патриота, любящего свой дом и семью, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, который выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основана на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов П.П. Блонского, В.И. Водовозова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовнонравственного кризиса современного российского общества, патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры, возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы, которая основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми», Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, Концепции национальной политики Республики Коми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, в котором указано на необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей и определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Таким образом, процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции.
Основная цель деятельности – создание условий для развития этнокультурного компонента в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Направления работы в рамках проекта «Край мой северный»:
Моя малая Родина.
Мир природы.
Культурный облик.
Обычаи и традиции.
Деятельность людей.
Для качественной организации и реализации этнокультурного образования в детском саду в первую очередь была поставлена задача о создании развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).
В нашем детском саду этнокультурная среда начинает воздействовать на сознание ребенка с того момента, как только он попадает на территорию детского сада. На фасаде здания, на фоне северного сияния, можно увидеть яркий логотип образовательной организации с изображением детей в коми национальных костюмах. Между ними расположена жемчужина, символизирующая красоту и богатство, то, чем славится Коми земля. Элементы коми орнамента присутствуют не только на логотипе, но и на всей территории детского сада: в ограждении цветников, на калитках и воротах центрального входа.
На каждой из веранд малышей встречают тематические фотовыставки: «Природа Коми края», «Мой Сыктывкар», «Животные и птицы Севера», «Коми орнамент».
Процесс ознакомления детей с национальной культурой продолжается в холлах и рекреациях нашей «Жемчужины Севера». Познавательные стенды с фотографиями и информацией о Сыктывкаре, городах Республики Коми способствуют не только знакомству детей с родным краем, с его прошлым и настоящим, но и формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
Информационный стенд «Быстрее, выше, сильнее» помогает познакомить детей со спортивной историей нашей Республики, воспитывает в детях чувства восхищения и гордости за наших именитых земляков, уважения к их достижениям, целеустремленности на примере жизни спортивных чемпионов нашей республики.
Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи по ознакомлению детей с государственными символами: флагом, гербом, гимном страны. Французский писатель М. Монтень говорил:
«Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».
Оформление светлого, просторного холла рядом с музыкальным залом направлено на формирование у воспитанников представлений о государственной символике России и Республики Коми. На стенде размещена карта Республики Коми, портреты глав Российской Федерации, Республики Коми, города Сыктывкара.
В познавательном центре «Развивайка» оборудовано интерактивное экологическое панно, которое способствует формированию у детей познавательного интереса к миру природы Республики Коми, первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, воспитанию гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и к окружающему миру природы в целом. Особенностью данного панно является то, что используемый материал легко снимается и трансформируется в зависимости от заданной детям ситуации.
С целью поддержки педагогов в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по этнокультурному направлению в методическом кабинете дошкольной образовательной организации оформлена постоянно действующая выставка методических материалов по изучению Коми края.
Книжный фонд укомплектован необходимой художественной и познавательной литературой, систематизирован по темам: «О Республике Коми», «О Сыктывкаре», «О природе Республики Коми», «Об искусстве Республики Коми», «О знаменитых людях Республики Коми», «Методическая литература», «Читаем детям».
Для использования в работе педагогов имеются диски с детскими музыкальными произведениями коми композиторов. На цифровых носителях имеются интерактивные игры и презентации с использованием коми героев: «Игры с Кукурулю», «Игры с Ошпи» и др.
В целях углубленного знакомства дошкольников с бытом, условиями жизни коми народа, убранством избы, старинными предметами быта, их названиями, предназначением и способами действий с ними создана «Коми изба». В оснащении «Коми избы» приняли активное участие не только педагоги детского сада, но и родители (законные представители) воспитанников, пополнив интерьер избы экспонатами, которые дети не могут увидеть дома.
Важнейшим показателем качества работы дошкольной образовательной организации по этнокультурному образованию является грамотно организованная развивающая предметнопространственная среда в группах.
Центры этнокультурной направленности в группах оснащены с учетом возрастных характеристик воспитанников, и в соответствии с направлениями проекта «Край мой северный».
Для ознакомления детей с родным краем, народными традициями, культурой народа, верованием, искусством созданы:
макеты: «Наш город», «Моя изба», «Животные Севера», «Мир вокруг нас», «Коми-печка»;
лэпбуки: «Миян керка», «Небöг»;
государственные символы Республики Коми: флаг, герб;
альбомы с иллюстрациями, фотографиями и информацией по различным темам: «Коми народное творчество», «Народное искусство Коми», «Изобразительное искусство Республики Коми», «Достопримечательности города Сыктывкара», «Народные ремесла и промыслы», «Реки нашего города», «Улицы, по которым мы ходим», «Гербы городов Республики Коми», «Герои Коми легенд и преданий», «Интерьер коми избы», «Заповедники Республики Коми», «Кухня в традициях Коми», «Коми народные игры и игрушки»;
дидактические игры, пособия, раскраски, рабочие тетради на закрепление знаний о народном костюме и коми орнаменте, растительном и животном мире, предметах быта коми народа, традициях коми кухни, национальных блюд, образе жизни коми народа;
видеоролики, презентации, интерактивные игры, аудиосборники коми народной и авторской
музыки;
демонстрационный материал «Полезные ископаемые Республики Коми», гербарий «Растения
Республики Коми», муляжи «Съедобные и несъедобные грибы»;
коми художественная, документальная литература, фольклор, портреты коми писателей и поэтов;
куклы в костюмах различных этнографических групп коми народа (ижемские, удорские, сысольские и др.), элементы национальной одежды (сарафаны разных расцветок и размеров, рубахи, платки, варежки и носочки, фартуки, женские самодельные украшения, пояса):
старинные предметы быта, орудия труда, кухонная утварь (деревянная, глиняная, чугунная и берестяная посуда), национальные музыкальные инструменты;
творческие совместные работы родителей (законных представителей) и детей на тему «Город, в котором я живу», «Мое родное село», «Богат наш край талантами», «Здесь мой дом», «Наша дружная семья».
Таким образом, работа, проводимая в рамках проекта «Край мой Северный», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, так как она направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей. У детей имеются представления о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах коми народа, сформирован интерес к истории и культуре своего народа.
Работа по проекту «Край мой Северный» завершена в полном объеме, но коллектив детского сада продолжает совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группах и в дошкольной образовательной организации, искать новые формы работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) по этнокультурному образованию и воспитанию.
Список используемых источников:
Вавилова, Л.Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем / Л.Д. Вавилова, О.И. Рочева. – Сыктывкар.: КРИРО, 1990.
Остапова, З.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Детям о Республике Коми» / З.В. Остапова, М.В. Рудецкая, И.Н. Набиуллина, Т.И. Чудова. – Сыктывкар.: КРИРО, 2019.
Остапова, З.В. Мир детства в коми культуре / З.В. Остапова, Т.И. Чудова – Сыктывкар.: «ООО Издво «Кола», 2014.
Остапова, З.В. Ознакомление дошкольников с народной культурой коми (зырян) средствами музейной педагогики / З.В. Остапова, В.А. Муравьева, И.Н. Набиуллина, Т.И. Чудова, Т.А. Пьянкова. – Сыктывкар.: КРИРО, 2016.
4