СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по реализации тематических мероприятий по этнокультурному компоненту «Край мой, северный»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир детства! Особый мир, вселенная, наполненная яркими красками, звуками и образами, удивительными предметами. А ребенок – первооткрыватель, который жадно глотает информацию, познает скрытые пока от него секреты и пытается осознать себя в этом мире.

Для любого человека важно осознание себя, как части целого, части общества, испытывать при этом чувство причастности к культуре своего народа, быть частью своей великой страны и продолжением ее истории. И происходит это осознание в раннем детстве, с познания своей малой Родины: истории своей семьи и традиций, переходящих из поколения в поколение, истории родного города, рассказов о знаменитых земляках и их заслугах, знакомства с бытом и культурой своего народа.  

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по реализации тематических мероприятий по этнокультурному компоненту «Край мой, северный»»

Опыт работы по реализации тематических мероприятий по этнокультурному компоненту

«Край мой, северный»

Мир детства! Особый мир, вселенная, наполненная яркими красками, звуками и образами, удивительными предметами. А ребенок – первооткрыватель, который жадно глотает информацию, познает скрытые пока от него секреты и пытается осознать себя в этом мире.

Для любого человека важно осознание себя, как части целого, части общества, испытывать при этом чувство причастности к культуре своего народа, быть частью своей великой страны и продолжением ее истории. И происходит это осознание в раннем детстве, с познания своей малой Родины: истории своей семьи и традиций, переходящих из поколения в поколение, истории родного города, рассказов о знаменитых земляках и их заслугах, знакомства с бытом и культурой своего народа.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать настоящего гражданина, патриота, любящего свой дом и семью, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, который выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

  • Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основана на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов П.П. Блонского, В.И. Водовозова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовнонравственного кризиса современного российского общества, патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры, возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

  • Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы, которая основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми», Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, Концепции национальной политики Республики Коми.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, в котором указано на необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей и определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Таким образом, процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции.

Основная цель деятельности – создание условий для развития этнокультурного компонента в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Направления работы в рамках проекта «Край мой северный»:

  1. Моя малая Родина.

  2. Мир природы.

  3. Культурный облик.

  4. Обычаи и традиции.

  5. Деятельность людей.

Для качественной организации и реализации этнокультурного образования в детском саду в первую очередь была поставлена задача о создании развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).

В нашем детском саду этнокультурная среда начинает воздействовать на сознание ребенка с того момента, как только он попадает на территорию детского сада. На фасаде здания, на фоне северного сияния, можно увидеть яркий логотип образовательной организации с изображением детей в коми национальных костюмах. Между ними расположена жемчужина, символизирующая красоту и богатство, то, чем славится Коми земля. Элементы коми орнамента присутствуют не только на логотипе, но и на всей территории детского сада: в ограждении цветников, на калитках и воротах центрального входа.

На каждой из веранд малышей встречают тематические фотовыставки: «Природа Коми края», «Мой Сыктывкар», «Животные и птицы Севера», «Коми орнамент».

Процесс ознакомления детей с национальной культурой продолжается в холлах и рекреациях нашей «Жемчужины Севера». Познавательные стенды с фотографиями и информацией о Сыктывкаре, городах Республики Коми способствуют не только знакомству детей с родным краем, с его прошлым и настоящим, но и формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

Информационный стенд «Быстрее, выше, сильнее» помогает познакомить детей со спортивной историей нашей Республики, воспитывает в детях чувства восхищения и гордости за наших именитых земляков, уважения к их достижениям, целеустремленности на примере жизни спортивных чемпионов нашей республики.

Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи по ознакомлению детей с государственными символами: флагом, гербом, гимном страны. Французский писатель М. Монтень говорил:

«Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».

Оформление светлого, просторного холла рядом с музыкальным залом направлено на формирование у воспитанников представлений о государственной символике России и Республики Коми. На стенде размещена карта Республики Коми, портреты глав Российской Федерации, Республики Коми, города Сыктывкара.

В познавательном центре «Развивайка» оборудовано интерактивное экологическое панно, которое способствует формированию у детей познавательного интереса к миру природы Республики Коми, первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, воспитанию гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и к окружающему миру природы в целом. Особенностью данного панно является то, что используемый материал легко снимается и трансформируется в зависимости от заданной детям ситуации.

С целью поддержки педагогов в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по этнокультурному направлению в методическом кабинете дошкольной образовательной организации оформлена постоянно действующая выставка методических материалов по изучению Коми края.

Книжный фонд укомплектован необходимой художественной и познавательной литературой, систематизирован по темам: «О Республике Коми», «О Сыктывкаре», «О природе Республики Коми», «Об искусстве Республики Коми», «О знаменитых людях Республики Коми», «Методическая литература», «Читаем детям».

Для использования в работе педагогов имеются диски с детскими музыкальными произведениями коми композиторов. На цифровых носителях имеются интерактивные игры и презентации с использованием коми героев: «Игры с Кукурулю», «Игры с Ошпи» и др.

В целях углубленного знакомства дошкольников с бытом, условиями жизни коми народа, убранством избы, старинными предметами быта, их названиями, предназначением и способами действий с ними создана «Коми изба». В оснащении «Коми избы» приняли активное участие не только педагоги детского сада, но и родители (законные представители) воспитанников, пополнив интерьер избы экспонатами, которые дети не могут увидеть дома.

Важнейшим показателем качества работы дошкольной образовательной организации по этнокультурному образованию является грамотно организованная развивающая предметнопространственная среда в группах.

Центры этнокультурной направленности в группах оснащены с учетом возрастных характеристик воспитанников, и в соответствии с направлениями проекта «Край мой северный».

Для ознакомления детей с родным краем, народными традициями, культурой народа, верованием, искусством созданы:

  • макеты: «Наш город», «Моя изба», «Животные Севера», «Мир вокруг нас», «Коми-печка»;

  • лэпбуки: «Миян керка», «Небöг»;

  • государственные символы Республики Коми: флаг, герб;

  • альбомы с иллюстрациями, фотографиями и информацией по различным темам: «Коми народное творчество», «Народное искусство Коми», «Изобразительное искусство Республики Коми», «Достопримечательности города Сыктывкара», «Народные ремесла и промыслы», «Реки нашего города», «Улицы, по которым мы ходим», «Гербы городов Республики Коми», «Герои Коми легенд и преданий», «Интерьер коми избы», «Заповедники Республики Коми», «Кухня в традициях Коми», «Коми народные игры и игрушки»;

  • дидактические игры, пособия, раскраски, рабочие тетради на закрепление знаний о народном костюме и коми орнаменте, растительном и животном мире, предметах быта коми народа, традициях коми кухни, национальных блюд, образе жизни коми народа;

  • видеоролики, презентации, интерактивные игры, аудиосборники коми народной и авторской

музыки;

  • демонстрационный материал «Полезные ископаемые Республики Коми», гербарий «Растения

Республики Коми», муляжи «Съедобные и несъедобные грибы»;

  • коми художественная, документальная литература, фольклор, портреты коми писателей и поэтов;

  • куклы в костюмах различных этнографических групп коми народа (ижемские, удорские, сысольские и др.), элементы национальной одежды (сарафаны разных расцветок и размеров, рубахи, платки, варежки и носочки, фартуки, женские самодельные украшения, пояса):

  • старинные предметы быта, орудия труда, кухонная утварь (деревянная, глиняная, чугунная и берестяная посуда), национальные музыкальные инструменты;

  • творческие совместные работы родителей (законных представителей) и детей на тему «Город, в котором я живу», «Мое родное село», «Богат наш край талантами», «Здесь мой дом», «Наша дружная семья».

Таким образом, работа, проводимая в рамках проекта «Край мой Северный», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, так как она направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей. У детей имеются представления о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах коми народа, сформирован интерес к истории и культуре своего народа.

Работа по проекту «Край мой Северный» завершена в полном объеме, но коллектив детского сада продолжает совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группах и в дошкольной образовательной организации, искать новые формы работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) по этнокультурному образованию и воспитанию.



Список используемых источников:

  1. Вавилова, Л.Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем / Л.Д. Вавилова, О.И. Рочева. – Сыктывкар.: КРИРО, 1990.

  2. Остапова, З.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Детям о Республике Коми» / З.В. Остапова, М.В. Рудецкая, И.Н. Набиуллина, Т.И. Чудова. – Сыктывкар.: КРИРО, 2019.

  3. Остапова, З.В. Мир детства в коми культуре / З.В. Остапова, Т.И. Чудова – Сыктывкар.: «ООО Издво «Кола», 2014.

  4. Остапова, З.В. Ознакомление дошкольников с народной культурой коми (зырян) средствами музейной педагогики / З.В. Остапова, В.А. Муравьева, И.Н. Набиуллина, Т.И. Чудова, Т.А. Пьянкова. – Сыктывкар.: КРИРО, 2016.












































































4