СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы с детьми и родителями по использованию технологии Н.П. Гришаевой "Клубный час", позволяющей развить у дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность, а также эффективно взаимодействовать с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой»

Опыт применения технологии Н.П. Гришаевой.

Современное общество испытывает потребность в самостоятельной активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной решать и преодолевать как личные проблемы, так и проблемы общества. Успешность жизнедеятельности человека, в интенсивно меняющемся мире, зависит от умений найти оригинальные, неожиданные решения в соответствии с возникшей ситуацией.

Социализация, согласно психологическому словарю Б. Мещерякова, В. Зинченко, является процессом усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, а также получает дальнейшее развитие социально - личностных качеств.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания современного образования является личностно-ориентированный подход. Выдвижение на первый план цели развития личности находит свое отражение в государственных документах. Национальный проект «Образование» ставит целью «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально культурных традиций». Закон РФ «Об образовании» определяет сущность образования в «развитии личности и приобретении в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе». Введение в действие ФГОС ДО позволяет решать задачи реорганизации дошкольной образовательной организации по созданию условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитии инициативы.

Технологизация процесса гарантирует качественный результат педагогической деятельности, уделяя особое внимания механизмам становления социально успешной личности. Новые технологии социализации ребёнка - дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у него саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Одной из эффективных технологий, направленных на социализацию дошкольника, на наш взгляд, является система Н.П. Гришаевой.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения. Процесс социально-личностного развития включает разные виды деятельности, в основу которых положено самоопределение ребенка в их выборе. Раскрывая содержание педагогической технологии «Клубный час» Н.П. Гришаева дает следующие методические рекомендации: «Дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу».

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа: воспитатели и специалисты предварительно подбирают и обсуждают тематику «Клубных часов», рабочая группа составляет перспективный тематический план, определяет периодичность и длительность мероприятия. «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.

Залогом полноценного развития ребенка и успешной реализации, поставленных дошкольной образовательной организацией задач является равноправное творческое взаимодействие с семьями воспитанников.

Н.П. Гришаева в своих методических рекомендациях обращает внимание на то, что в подготовке клубного часа: «Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение клубного часа, а также предлагать свою новую тематику и т. п.».

МБДОУ д/с «Солнечный круг» г. Нижний Тагил в течение двух лет активно использует данную технологию. Опыт работы показывает эффективность работы по педагогической технологии «Клубный час». Педагоги понимают и решают задачи данного направления, конструктивно выстраивают общение с воспитанниками и взаимодействуют с их родителями. Родители дают высокую оценку организации воспитательного процесса в детском саду, участвуют в жизни дошкольной организации. Повысилась их педагогическая компетентность, методы по воспитанию ребенка, которые освоили в общении с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации в процессе мероприятий, используют дома, отмечаются положительные изменения детско-родительских отношений.

В течение данного периода нами было проведено четыре клубных часа: деятельностный, в основекоторого положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности; квест «Нам дороги эти позабыть нельзя»; свободный, в ходе которого дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых и тематический.

Например, организация тематического клубного часа «Полет на орбитальную станцию» посвященного Дню космонавтики. Задачами данного мероприятия являлись: социализация детей дошкольного возраста через вовлечение в сюжетно-ролевую игру; формирование первичных представлений о космосе, профессии космонавта, устройстве МКС, развитие свободного общения детей и взрослых в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа.

С педагогами: консультация по составлению тематического плана в разделе клубного часа; оказание помощи в подборе заданий для детей и родителей, выборе музыкального сопровождения и дидактического оборудования, оформление среды.

С детьми: беседы и просмотр видео «Космос далекий и близкий», «Космическое пространство», «МКС»; физкультурный досуг «Мы готовимся в полет»; чтение художественной литературы, разучивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка», конструирование «Обсерватория», «Планетарий», художественно-изобразительная деятельность «Изготовление приглашений для родителей», «Лети ракета», «Звездное небо», дидактические, режиссерские и сюжетно-ролевые игры и т.п.

С родителями: родительское собрание, анкетирование, выставка детско-родительских работ «Космос», изготовление родителями костюмов для игры, консультации по проведению мастер-класса во время клубного часа.

Ход

В день проведения клубного часа, утром проводился рефлексивный круг с целью ознакомления детей с видами деятельности во время игры. Детям напомнили правила безопасного поведения и общения.

Перед началом клубного часа участники собрались на «Международной космической станции» (музыкальный зал). Руководитель полета раздал маршрутные листы «космонавтам». Далее дети отправляются по своему маршруту.

Задание для детей в отсеках МКС:

  1. «Обсерватория» - найди полярную звезду.

  2. Столовая – космическое печенье.

  3. Лаборатория – запусти ракету.

  4. Учебный отсек – решение логических задач.

Родители, которые принимали участие в игре, могли выполнять задание как вместе с детьми, так и самостоятельно: «Собери созвездие», мастер класс по изготовлению и украшению печенья; «Расшифруй письмо инопланетян»

По окончании выполненных заданий участники вернулись в главный отсек, представили отчет о выполненной работе. Затем, под марш космонавтов, воспитатели вместе с детьми отправились «на Землю», где в группах провели рефлексивный круг. Старший воспитатель с родителями в зале провели тренинг «Передай свечу», в ходе которого родители делились впечатлениями о проведенном мероприятии, предлагали тематику следующих клубных часов, определяли свою роль в этих мероприятиях.

Практика проведения клубного часа свидетельствует о том, что данная технология позволяет обеспечить рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. Вовлечь детей и родителей в активную совместную познавательно-творческую, поисковую, продуктивную деятельность, при этом применяется метод погружения, что позволяет участникам познакомиться с новой информацией, проникнуть в ее суть, а свобода выбора деятельности стимулирует к проявлению и развитию их социально-личностных качеств и социализации.



Литература:

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] /Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

3. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2017.