СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» г.Сыктывкара.
Опыт работы по теме: «Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
Автор-составитель:
Бебебенева Анжелика Владимировна
воспитатель
Сыктывкар, 2023
Актуальность.
Необходимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость на современном этапе развития дошкольного образования.
Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание дошкольников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях разработана Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы. Концепция этнокультурного образования нацелена на воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, умелого хранителя традиционной культуры коми.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дошкольном образовании, так как оно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого воспитанника, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания дошкольников.
Но анализ сущности и особенностей работы свидетельствует о том, что практика нуждается в разработке и внедрении эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; развитие гражданского и национального самосознания дошкольников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины; способного сохранять окружающую среду и достижения предшествующих поколений.
Поэтому передо мной встала проблема поиска эффективных способов в решении одной из задач патриотического воспитания дошкольников -формирования ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей, специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Для решения этой задачи мною была разработана система педагогической работы по формированию ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшего дошкольного возраста на основе метода проектов.
Цель опыта работы: рассмотреть возможности использования метода проектов в процессе формирования ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников.
Задачи работы:
Изучить подходы к определению понятий «национальные ценности», «проект», «метод проектов»
Изучить понятие, виды, этапы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Обобщить опыт применения метода проектов в формировании ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников.
Новизна педагогического опыта: результаты педагогической деятельности вносят вклад в решение проблем формирования ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость: состоит в том, что воспитанники овладевают практическим опытом ценностного отношения к родному краю в процессе проектной деятельности; разработаны и апробированы методические разработки по формированию у дошкольников ценностного отношения к родному краю на основе метода проектов.
Представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно воспитателям ДОУ, интересующимся проблемами формирования патриотических чувств у дошкольников посредством организации проектной деятельности.
Методы изучения: в процессе педагогического поиска использован теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.
Теоретические основы проблемы формирования ценностного отношения к родному краю
Дошкольное детство является основополагающим периодом в становлении основных личностных характеристик, в том числе и будущей гражданской идентичности. Специалисты в области дошкольного образования определяют процесс нравственно-патриотического воспитания как один из важнейших путей социального развития ребенка, целью которого является воспитание патриотических чувств и формирование нравственных ценностей и ориентиров.
Проблема формирования ценностного отношения к родному краю у дошкольников очень актуальна. Следует отметить, что особое внимание уделяется именно дошкольникам, поскольку степень её решения в данной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. В данном возрасте процесс формирования этих ценностей не устойчив, не всегда целенаправлен, поэтому педагогу важно их формировать в разных видах деятельности, что в целом будет способствовать:
- формированию у детей представлений об историческом пути и развитии культуры русского народа, народа своей малой родины, о духовных ценностях народов России и родного народа, о взаимодействии и взаимообогащении национальных культур народов совместного проживания;
- формированию у дошкольников системы представлений о национальных традициях;уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа, народов совместного проживания и других народов России.
- формированию у воспитанников ценностных представлений об основных понятиях этики (смысл и ценность жизни, истина и ложь, добро и зло, нравственного выбора, милосердие, справедливость, проблема достоинство, любовь и др.), о морали, о нравственности;
В связи с этим для формирования ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников наиболее эффективно использовать в педагогической деятельности:
- интересные проекты, ориентированные на расширение пространства взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, взрослыми в разных видах детской деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день отчетливо проявляется потребность в поиске эффективных средств и способов формирования у дошкольников ценностного отношения к родному краю.
Теоретические основы проблемы.
Метод проектов как средство познавательного развития дошкольников.
Использование метода проектов в дошкольном образовательном учреждении имеет не столь давнюю историю. Его появление обусловлено введением в содержание дошкольного образования системы развивающего обучения и используется как средство познавательного развития дошкольника. Проекты имеют разную направленность, цели, способы организации детей, временные рамки.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике.
Выбор типа проекта осуществляется с учетом предлагаемой для исследования темы, поставленной цели, готовности воспитанников к проектной деятельности, наличия необходимых условий и т.п.
Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо направлять ребенка, помогать обнаруживать проблему и провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной и практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития детей.
Проектная деятельность осуществляется поэтапно. В педагогической практике и методической литературе нет единого мнения по этому вопросу.
Проектная деятельность дошкольников носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действий разрабатываются коллективно. Создавая проблемную ситуацию педагогу необходимо помнить, что она должна быть интересна для всех воспитанников, а разрешение ее доступно детям.
На этапе разработки педагогами содержание занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности важно тщательно продумать и организовать среду, таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.
В процессе реализации плана проекта появляется некий продукт. Для дошкольников такими продуктами могут выступать: поделки, плакаты картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации (материальные); спектакли, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты (действенные); книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (письменные).
Демонстрация (презентация) своего проектного продукта дает возможность ребенку поделиться радостью, повысить свою самооценку, уверенность в себе. На каждом этапе в процессе проектной деятельности меняется роль педагога. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Особенности содержания образовательной деятельности
по формированию ценностного отношения к родному краю.
В современных условиях, одним из центральных направлений в образовательном пространстве становится развитие чувства патриотизма. Погружение дошкольников в историю и культуру родного края происходит постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, стране, ее природе и всему живому, а также уважения к труду взрослых. Дети 5-6 лет знакомятся с историей возникновения родного города, его достопримечательностями. Большая работа проводится по знакомству детей с трудом взрослых, с русской культурой. У дошкольников 6-7 лет расширяются знания. В этом возрасте дети знакомятся с округом, районом, учатся ориентироваться в близлежащих улицах. Воспитанники изучают историю России, родного края, символику, народы России, города России, города малой родины, защитников отечества, богатство России, родного края, русскую культуру и культуру своего народа.
Подводя итоги, можно заключить, что ознакомление ребенка старшего дошкольного возраста с родным краем, возможно, прежде всего, через передачу знаний о нем, которые должны носить эмоциональную составляющую и побуждать ребенка к практической деятельности, способствующей развитию интереса, самостоятельности в поиске новых открытий. Такую возможность дает метод проектов.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
1.Изучение культуры и истории родного края посредством метода проектов способствует эффективному формированию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, развитию познавательных способностей, позволяющих адекватно оценить происходящие вокруг него изменения, историю своего народа, города, семьи. Детская чувствительность, отзывчивость, доверчивость к миру культуры и истории дает возможность приобрести ребенку нравственную силу, достоинство и благородство;
2. Ребенок старшего дошкольного возраста может воспринимать следующую информацию: природа и животный мир, семья, улица, район, город, труд людей, традиции, праздники, исторические события, памятные места, культурно-исторические объекты;
3. При организованной работе по формированию ценностного отношения к родному краю посредством проектов возможно приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию своей Родины, родного края.
Система педагогической работы по формированию ценностного отношения к родному краю посредствомметода проектов
В своей работе с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию особое внимание уделяю формированию ценностного отношения к родному краю, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
В связи с этим изучение проблемы патриотического воспитания дошкольников, разнообразных методов работы с детьми по формированию ценностного отношения к родному краю я осуществляла поэтапно (приложение 1).
Определила ожидаемый результат от применения метода проектов:
- Дети активно участвуют вместе со взрослыми в проектной деятельности
- Действуя совместно со взрослыми и самостоятельно, дети умеют разными способами находить информацию об интересующих событиях, фактах, явлениях; используют свой опыт в творческой продуктивной, музыкально-творческой деятельности.
- Проявляют интерес к истории, культуре родного края
-Проявляют уважительное отношение к традициям коми народа, активно участвуют в обрядовых праздниках в детском саду.
Пришла к выводу, что введение метода проектов в работу с дошкольниками, какодного из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка, возможно через перспективно-тематическое планирование (приложение 2).
В группе вместе с детьми в течение учебного года успешно реализовывались проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, такие как: «Моя семья – мое богатство», «Все новое-хорошо забытое старое», «Что подарила осень моему городу»», «История моего детского сада», «История одежды» и другие (приложение 3,4,5)
Работая над проектами, я ставила такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
творческое начало, воображение, изобретательность;
умение делать самостоятельный выбор;
способность ставить проблемы и находить их решение.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах детской деятельности.
Большую роль в реализации проектов играет сотрудничество родителей, педагогов и специалистов детского сада.
Благодаря их участию в проектах у детей через разные виды деятельности формировалось чувство гордости, повысилась самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии творческого потенциала.
Результаты работы показывают, что значимыми условиями успешного внедрения метода проектов в образовательной деятельности с детьми являются:
развивающая среда
уровень общения со сверстниками
способность к сотрудничеству
профессионализм педагога
потребность и активная сотворческая деятельность родителей и педагогов
опыт ребенка, который он приобретает в процессе творческой поисковой деятельности
Мои рекомендации педагогам при работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Вовлекать родителей и педагогов детского сада в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить его презентацию со всеми участниками.
Заключение:
Формирование ценностного отношения к родному краю является одной из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
Под руководством взрослых у детей активно формируется система знаний об окружающем мире, которая впоследствии становится основой сознательного отношения к национальным ценностям Родины, родного края.
Можно отметить, что деятельность педагогов в процессе реализации проектов так же претерпела изменения. Они стали более заинтересованы в решении задач по формированию ценностного отношения к родному краю, усвоения детьми определенного содержания знанийо родном крае, в овладении способами организации и руководства проектной деятельностью.
Список литературы
Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 110 с.
Данилюк, А. Я. Кондаков, А. М. Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 211 с.
Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 3. - С. 20-Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 1. - С. 39-44.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004.
Кожокарь О.П. Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Козлова М. М. Проектная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 451–453. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76–2.
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми.
Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.
Назарова А. Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. − 110с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010. – 80с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье [Текст]. - М., 1994. – 344 с.
Эстетическое воспитание учащихся в системе школьного дополнительного образования [Текст] / И.И. Крылов, МГОПУ им. М.А. Шолохова. - СПО/11. - 2006. – 204 с.
Интернет источники:
http://www.unification.net/russian/ut/ut_041.html
http://xreferat.ru/84/1142-1-funkcii-sem-i.html
http://azps.ru/handbook/s/senz501.html
http://www.anypsy.ru/glossary/mladshii-shkolnyi-vozrast
http://65.uralschool.ru/?category=34&class=rubric_articles_items&id=46
http://digfoot.3dn.ru/publ/1-1-0-17
П
Приложение 1
План поэтапного освоения образовательной технологии
«Метод проекта» в педагогической деятельности
Этапы | Содержание деятельности | Оформление результата работы |
1 этап - подготовительный | Анализ психолого-педагогической литературы по теме Подбор и разработка методических рекомендаций для реализации проектов.
| Подборка методической литературы о методе проектов. Накоплен банк данных о методе проектов. Разработаны методические рекомендации для педагогов «Этапы работы над методом проектов», «Оформление проектной папки |
2 этап - основной - практический | Определение тематики проектов и разработка перспективно-тематического плана в рамках комплексно-тематического планирования МАДОУ (приложение 2) Отработка и реализация творческих и информационных типов проектов. Включение родителей и специалистов ДОУ в работу по методу проектов Фиксация материала в методических рекомендациях и разработках. | Разработка и оформление проектов. Представление проекта «Все новое –хорошо забытое старое» на Республиканском дистанционном конкурсе (приложение 6) |
3 этап - заключительный | Создание банка проектов. Обобщение и распространение опыта для педагогической общественности о применении образовательной технологии в работе с детьми дошкольного возраста | Фиксация документально и практически накопленных наработок Банк проектов (приложение 3,4,5) Определена возможность использования метода проектов как компонента системы образовательного процесса с детьми 6-7 лет Презентация проектов на различном уровне. |
Приложение 2
Перспективно-тематическое планирование по формированию ценностного отношения к родному краю детей 6-7 через метод проектов
Месяц | Обще- садовская тема | Название проекта | Цель | Предполагаемый результат реализации проекта | Итог проекта |
Сентябрь | «Мой маленький мир» | «История моего детского сада»
| Систематизировать представления детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада. | - Узнали историю возникновения детского сада, его строительство и открытие. - Ориентируются самостоятельно в помещениях детского сада (группы, детского сада), знают их назначение. - Умеют рассказывать о труде сотрудников детского сада, о значении их труда для общества:дети испытывают гордость и уважение к труду сотрудников детского сада. - Умеют содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях из истории детского сада, составлять творческие рассказы.
| Презентация альбомов «Мой любимый детский сад». Создание макетов «Детский сад в будущем», Творческие рассказы «Как родился мой детский сад» |
Октябрь | «Мир осени» | «Что подарила осень моему краю, городу» | Становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе родного края. Формирование представления детей о растительном и животном мире родного края, о состоянии природы в осенний период. Развивать воображение в процессе наблюдения, исследования природных объектов. | - У детей углубились знания о природеродного края, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней. -Узнали об особенностях приспособления животных родного края к окружающей среде. - У детей систематизировались представления о том, как постепенно изменяется природа родного края осенью: замечают и называют приметы осени в окружающей природе (похолодало; земля от заморозков сталатвердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). - Дети научились составлять коллекции, гербарии из природного материала (семена, шишки, листья).
| Конкурс осенних шляп «Осенняя фантазия» Фотоколлаж«Осень в моем городе» |
Ноябрь | «Мой город, моя страна, моя Республика, моя планета» | «Путешествие в прошлое одежды» | Формирование представлений детей об истории и о видах одежды народов разных стран | - Активно участвуют в проектной деятельности - Умеют объяснить значение труда взрослых для семьи, для общества. - Умеют рассказать об истории одежды, как и зачем человек изменяет предметы (одежду), совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. - Различают и называют существенные отличия одежды разных народов, свойства и качества материалов. - Умеют составлять рассказы из личного опыта по теме проекта - Проявляют интерес к художественной литературе, сказкам, рассказам, стихотворениям, загадкам об одежде. - Познакомились с техникой - печать (оттиск) на ткани. -Умеют составлять узоры и декоративные композиции для создания одежды; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. | Развлекательное шоу-дефиле моделей «Путешествие в прошлое одежды» (приложение 5) |
Декабрь | «Мир зимы» | «Календарь с сюрпризом» | Обобщить представления детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях в разных странах мира, в том числе народа коми. Вовлечь детей в подготовку к празднику через изготовление поделок и пр. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника. | - Имеют представления о государственном празднике - Новый год: познакомили детей с историей возникновения праздника «Новый год», с легендами о появлении новогодней елки, с его героями- Дедом Морозом и Снегурочкой, с традиционными обычаями народа коми по встрече и празднованию Нового года. - Дети научились искать информацию об истории появления новогодней елки, о новогодних традициях в России, в Республике Коми и в разных странах мира. - Детям было интересно создавать развивающую средугруппы: украшение елки, изготовление украшений для группы, детского сада. - Научились активно и творчески применятьранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации,используя выразительные средства. | Фестиваль елочных игрушек «Символ года» Акция «Подарим игрушки малышам» Книжки «Наши письма деду Морозу» |
Январь | «В мире предметов» | «Все новое – хорошо забытое старое»
| Развивать познавательно-исследовательский интерес, умение получать информацию о новом объекте рукотворного мира в процессе его исследования. | - Умеют получать информацию об объекте в процессе его исследования. - Имеют представления о разнообразии предметов, изготовленных из традиционных материалов: береста, глина и дерево, о способах их изготовления и использования в старину. - Проявляют инициативу обмениваться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, умеют поддерживать беседу. - Имеют представления обобщественной значимоститруда взрослых, его.Проявляют бережное отношение результатам труда окружающих людей, к тому, что сделано руками человека. - Знают изделия народных промыслов народа коми. - Умеютработать с разнообразными материалами для лепки; используют дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.) | Развлекательная программа «Все новое – хорошо забытое старое» с индивидуальными презентациями детей и родителей. (приложение 4) |
Февраль | «Семья и дом» | «Моя семья – мое богатство» | Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений. | - Имеют представления об истории семьи в контексте истории родной страны, умеют объяснить роль каждого поколения в разные периоды истории страны. Рассказывают о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. - Умеют проявлять уважение к старшим членам своей семьи, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, заботливое отношение к малышам, пожилым людям. - Могут объяснить временные изменения человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям) - Проявляют уважение к результатам труда членов семьи и других людей. - Проявляют интерес к различным профессиям, к профессиям родителей. - Проявляют интерес к родному краю, уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). - Умеют содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях из истории своей семьи, составлять творческие рассказы. - Проявляют инициативу и самостоятельность в отображении своих впечатлений в рисовании, лепке и аппликации, используют выразительные средства, применяют ранее усвоенные способы изображения | Презентация фотоальбома (фотоколлаж) «Моя Семья – мое богатство» Викторина «Моя семья» (приложение 3) |
Март | «Мир вокруг нас» | «Путешествие Копейкина или как появились деньги» | Формировать у детей желание научиться разбираться в деньгах. Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах | - Знают назначение денег (средство для оплатытруда, расчетов при покупках) - Имеют представления об элементах экономики (деньги, их история,значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей,необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность). - Различают монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей(различение, набор и размен монет). - Имеют представление о денежных знаках разных народов. | Коллекция денег разных стран, старинных монет, созданная детьми с помощью родителей. |
Апрель | «Человек на планете Земля» | «Что я подарю своей земле»
| Углубление экологических представлений у детей, воспитание у них бережного отношения к природе родного края, чувства ответственности за все живое на Земле. | - Имеют элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местечеловека в природном и социальном мире. - Умеют рассказать о том, почему Земля — наш общий дом, что на Земле многоразных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать иуважать их культуру, обычаи и традиции. - Проявляют желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; - Понимают и умеют дать объяснение необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. | Викторина «Наша планета – Земля» Акция «Друзья планеты» (сбор бросового материала: макулатуры, пластиковых бутылок…) |
Май | «Весна идет – весне дорогу!»
| «Весна в моем городе»
| Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности. | - Устанавливают весенние изменения в природе, в том числе, происходящих в природе родного края - Умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности. - Понимают назначение термометра (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени илина солнце, что так можно узнать температуру воздуха). - Замечают изменения в уголке природы (комнатные растенияначинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживали комнатные растения. - Знают и называют народные приметы. - Проявляют интерес и самостоятельность в проведении простейших экспериментов и опытов, с удовольствием принимают участие в наблюдениях, труде в природе. - Знают правила безопасного поведения весной. - Принимают участие в играх, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности. - Бережно относятся к своему здоровью, здоровью других детей. | Конкурс чтецов «Весенние посиделки» Создание лэпбука «Весна – красна!» Фотоальбом «Природа родного края»
|
Приложение 3
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» г.Сыктывкара.
Творческий проект «Моя Семья – Мое богатство»
с детьми 6-7 лет
Автор-составитель:
Бебенева Анжелика Владимировна., воспитатель
Актуальность проекта.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о традициях, истории семьи, своих родственниках.
Чтобы изменить такое положение проект – это идеальный способ показать детям в совместном поиске с родителями историю семьи, ее роль в жизни каждого человека. Работа над этим проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, уважения к ценностям и традициям своей семьи, а значит уважения к своим истокам.
Цель проекта:формироватьценностное отношение к истории своей семьи
Задачи проекта.
- Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
- Воспитывать уважение к старшим членам своей семьи, уметь проявлять сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность,заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
- Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе и своих родственниках в прошлом, настоящем и будущем.
- Расширять представления о труде взрослых в семье, о значении их труда для семьи, общества. Воспитывать уважение к результатам труда членов семьи и других людей.
- Развивать интерес к различным профессиям, к профессиям родителей.
-Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность.
- Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
- Развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях из истории своей семьи, сотавлять творческие рассказы.
- Поддерживать инициативу детей отображать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.творчески применять ранее усвоенные способы изображения
Срок реализации проекта: 2 недели.
Название и форма итогового мероприятия: Презентация фотоальбомов об истории семьи «Моя Семья – мое богатство», Викторина «Моя семья»
Предполагаемый результат проекта в развитии детей:
- Имеют представления об истории семьи в контексте истории родной страны, умеют объяснить роль каждого поколения в разные периоды истории страны. Рассказывают о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
- Умеют проявлять уважение к старшим членам своей семьи, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность,заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
- Могут объяснитьвременные изменения человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям)
- проявляют уважение к результатам труда членов семьи и других людей.
- Проявляют интерес к различным профессиям, к профессиям родителей.
- Проявляют интерес к родному краю, уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
- Умеют содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях из истории своей семьи, составлять творческие рассказы.
- Проявляют инициативу и самостоятельность в отображении своих впечатлений в рисовании, лепке и аппликации, используют выразительные средства, применяют ранее усвоенные способы изображения
Содержание деятельности детей и взрослых
в процессе реализации проекта
1 этап - Подготовительный.
Мотивация, целеполагание, планирование
С чего начался проект? Началом реализации нашего проекта стала образовательная ситуация. При рассматривании семейных фотографий Дашу и Кирилла заинтересовали люди, изображенные на фотографиях. Они начали задавать вопросы о людях, об их родственных отношениях, кто на кого похож, кто кому приходится.
Вопросы детей: «Кто это такие?», «Почему некоторые из них очень похожи?», «Правда ли, что бабушка – это мама мамы или папы? А дедушка – это папа мамы или папы?», «Кто такие тетя и дядя?»
Чтобы поддержать инициативу детей, поддержать их любознательность, натолкнуть на дальнейший поиск, совместное обсуждение продолжилось:
- Самые родные для ребенка люди?
- Сколько у вас братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
- Как вы думаете, это чужие люди или родные?
- Как можно назвать, одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
Так, в процессе обсуждения мы с детьми пришли к выводу, что необходимо собрать информацию об истории своей семьи, узнать, какие родственники есть у семьи, кто кем приходится. Помочь нам в этом могут взрослые – родители, воспитатели.Основу плана, выдвинутую детьми, совместно обсудили со специалистами, родителями и выработали маршрут реализации проекта.
2 этап - Основной.
На основном этапе реализации проекта вся деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии со специалистами: воспитателем по изобразительной деятельности, воспитателем по физической культуре, родителями. Творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей было разнообразным.
Таблица 1. Формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями
Виды детской деятельности | Совместная деятельность взрослых и детей | Взаимодействие с родителями | |
Коммуникативная
| - Рассматривание с детьми детских фотографий, видео сьемок в группе, иллюстрированных альбомов - Беседы с детьми: «Что я знаю о своей семье?», «Дальние и близкие родственники», «Кем были мои бабушка и дедушка?», «Что такое генеалогическое древо?», «Что я знаю о своих родных?», «С кем я живу», «Есть ли счастье без семьи?», «Обязанности в семье», «Милая моя мама» - Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию», «Угадай, о чем говорю», «Найди лишнее», «Что сначала, что потом». - Коммуникативная игра «Родители и дети» -Специальное моделирование ситуаций общения: Телепередача «Моя семья» -Свободное общение «Как я помогаю дома?», «Отдых всех семьей» Чтение стихотворений, рассказов о семье, родных и традициях. - Чтение произведений Е. Стеквашовой «Почему я не такой», Е.Ранневой «На кого я похож» - Заучивание стихотворения О. Высотской «Моя семья». - Чтение произведений С.Михалкова «А что у вас?», В.Осеева «Сыновья», «Печенье», Л.Толстого «Старый дед и внучок». А.Барто «Помощница», «Большая семья», «Вовка-добрая душа», С. Маршака «Сказка об умном мышонке», К. Чуковского «Мойдодыр», сказки - «Как мышь своему сыну невесту искала», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди». - Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.они несут в себе не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Пословицы о семье помогают нам в жизни, т. к. передают нам вековую мудрость народа. - Отгадывание загадок о семье. | Воспитатель | Информационно- рекламное сообщение о предстоящем проекте во взаимодействии со специалистами. Определение маршрута поиска информации Родители с детьми готовят индивидуальные выступления – презентации (понаправлениям проекта: загадки, сказки, альбом, выставка). |
| |||
Игровая | Сюжетно-ролевая игра «Делаем уборку квартиры», «В гостях у бабушки», «Дочки-матери» -Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка». - Театрализованные игры «Мама и семеро деток» -Развлечение «Занимательные опыты» (проводит мама ребенка) - Подвижные игры наших родителей, бабушек и дедушек «Гуси и кот», «Деревце мое», «Дети ветра», «Стадо» -Сюжетная оздоровительная гимнастика «На зарядку всей семьей» (проводит мама) - Сюжетно – ролевая игра «Моя семья», «В гости к бабушке», «Пригласи меня в гости», «Путешествие с моей семьей» -Дидактические игры: «Настроение моих родных», «Угадай профессию» - Обыгрывание ситуаций: «Бабушка устала», «Братик ушибся» -Дидактическое упражнение «Дружная семья» - Упражнение-тренинг «Угощение» | Воспитатель Воспитатель по физической культуре | Рекомендации для родителей «Как правильно общаться с ребенком!» Творческая мастерская для родителей (изготовление игр и атрибутов своими руками) Папка – передвижка для родителей «Игры наших бабушек и дедушек» Приложение 1 |
Познавательно-исследовательская | - Игры-моделирования по краеведению и коми языку«Составь семью», «Как мы помогаем родным?», «Родственники» Конструирование «Дом для моей семьи» – использование разнообразного конструктора, обыгрывание готовых построек, достраивание, использование природного и бросового материала. -Чтение схем последовательного рассказывания, составления описательных рассказов о семье, традициях и увлечениях. - Разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение мини-рассказов о семье, родных. -Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций. - Просмотр видеороликов совместных прогулок, экскурсий детей и родителей. - Рассматривание семейных фотографий. - Проведение интервью «Семья глазами ребенка» (запись рассказов детей на диктофон) -Рассматривание и обсуждение с детьми «Генеалогического древа» семьи. | Воспитатель по краеведению и коми языку | Выставка рисунков, моделей Оформление фотоальбомов, создание мультимедийных презентаций, альбомов, подбор художественного слова о членах семьи, родных. Встречи – минутки «Я вам расскажу о создании альбома» Совместная работа родителей и детей. Привлечение родителей к организации защиты фотоальбомов «Моя семья – мое богатство» |
Продуктивная | - Раскраски «Моя семья», «Мои друзья», «Мои бабушка и дедушка» -Игры «Найди лишнее», «Мамины помощники», «Мои родные» - Аппликация «Подарок моей семье» - Рисование автопортрета «На кого я похож», «Моя семья», «Мой брат и моя сестра», «Мы с мамой улыбаемся», «Мой знак по гороскопу», «Как я спал(а), когда был(а) маленьким(ой) - Аппликация «Самая дружная семья», «Портрет моей семьи» - Лепка «Мои друзья», «Букет для моей семьи» - Оригами «Дедушка и бабушка» - Изготовление салата «Винегрет – любимое блюдо моей семьи» | Воспитатели, воспитатель по изодеятельности. | Выставка иллюстрированных альбомов «Я и моя семья» Приложение 1 |
Музыкально-творческая | Слушание песен: «Младший брат» С.Николаева, «Песенка про папу» В.Шаинский, В.Танич, «Родительский дом» В.Шаинский, М.Рябинина. - Придумывание танца для праздника «8 марта» - Разучивание «Песня мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая. | Воспитатель и музыкальный руководитель |
|
Трудовая | - Ручной труд «Моя большая семья» (работы, выполненные из природного и бросового материала). - Беседы «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы» - Игра – пантомима «Помогаю взрослым» - Дидактические игры и упражнения «У нас порядок», «Разложу по местам» - Дежурство, трудовые поручения «Мы – помощники» - Проведение творческой мастерской с родителями и детьми группы «Куклы наших бабушек» | Воспитатель | Выставка детского творчества Приложение 1 Реклама о проведении мастерской. |
Двигательная | - Подвижные народные игры (разной подвижности), сюжетные и спортивные игры. | Воспитатель, воспитатель по физическому воспитанию | Рекомендации для родителей «А в какие игры играли наши родители?», «Игры бабушек и дедушек» |
3 этап – заключительный
Заключительным этапом нашего проекта стали: музыкально – развлекательная игра «Что? Где? Когда?»; презентация фотоальбома (фотоколлаж) «Моя семья – мое богатство»; викторина «Моя семья».
В результате такой разнообразной деятельности с детьми, родителями была собрана разнообразная информация по теме проекта, дети получили ответы на следующие вопросы:
- С кем я живу? (имена родителей, братьев, сестер, родных)
- Кем работают мои родители?
- Что такое семья? (родные, близкие люди)
- Кто такие родные и чужие люди?
- Какие традиции нашей семьи?
- Чем увлекается моя (моя) папа и мама, бабушка и дедушка?
Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда, поэтому уже на этапе планирования дети сами выбрали доступную для них форму презентации. В этом большую и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр видеороликов с выступлениями детей по защите проектов.
На заключительном этапе в ходе викторины «Моя семья» дети презентовали свой творческий продукт разными способами:
- Рассказали об истории своей семьи и традициях семьи на основе фотоальбома
- Придумали загадки, ребусы и пословицы о семье, родных
- Создали совместно со своими родителями фотоколлаж «Моя семья – мое богатство»
- Изготовили подарки для своих любимых близких.
В результате проведенной работы:
- у детей расширились представления о себе, истории своей семье, родственных отношениях, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- умеют совместно с родителями составлять родословную семьи
Приложение 4
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» г.Сыктывкара.
Информационно-творческий проект
«Все новое – хорошо забытое старое»
с детьми 6-7 лет
Автор-составитель:
Бебенева Анжелика Владимироана, воспитатель:
Актуальность проекта.
Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.
Среди многочисленных вопросов ребенка зачастую есть и такие: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день? Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода?
Это заставляет нас взрослых задуматься, найти пути как поддержать желание ребенка задавать вопросы, не разрушить его пытливое отношение к явлениям жизни, истории, но при этом вооружить ребенка способами самостоятельного поиска ответа.
Цель проекта: Развивать познавательно-исследовательский интерес, умение получать и обобщать информацию об объекте рукотворного мира в процессе его исследования.
Задачи проекта:
Развивать умение детей получать информацию об объекте в процессе его исследования.
Расширять представления детей о разнообразии предметов, изготовленных из традиционных материалов: береста, глина и дерево, о способах их изготовления и использования в старину.
Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Развивать умение поддерживать беседу.
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов народа коми.
Формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.)
Срок реализации проекта: 2 недели.
Название и форма итогового мероприятия: Викторина «Кто в старине не побывал, тот ничего не повидал» с индивидуальными презентациями детей и родителей.
Предполагаемый результат проекта в развитии детей:
Умеют получать информацию об объекте в процессе его исследования.
Имеют представления о разнообразии предметов, изготовленных из традиционных материалов: береста, глина и дерево, о способах их изготовления и использования в старину.
Проявляют инициативу обмениваться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, умеют поддерживать беседу.
Имеют представления об общественной значимости труда взрослых, его. Проявляют бережное отношение результатам труда окружающих людей, к тому, что сделано руками человека.
Знают изделия народных промыслов народа коми.
Умеют работать с разнообразными материалами для лепки; используют дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.)
Содержание образовательной деятельности детей и взрослых
в процессе реализации проекта
1 этап - Подготовительный.
Мотивация, целеполагание, планирование
Как-то с детьми в группе мы рассматривали иллюстрированный альбом об интерьере коми избы.
Удивила детей своим необычным называнием обычная коробочка –ЧУМАН, т.е. сосуд, берестяная коробка для хранения вещей, ягод и грибов. Удивительно, как необычное название старинного предмета заинтересовало детей и вызвало у них множество вопросов о назначении и использовании других предметов в старину, из чего они изготовлены, на какие современные предметов быта они похожи, почему и как они видоизменились со временем. Мы с детьми пришли к выводу, что необходимо собрать разнообразную информацию о старинных предметах. Но каждому хотелось рассказать о том предмете, который его больше всего заинтересовал.
Найти решение данной проблемы на этапе планирования нам помогла карта выбора «Что я подготовлю по проекту» (приложение 1)
Детям давалось право выбрать предмет старины, о котором он будет собирать информацию – это может быть предмет старины из глины, бересты или дерева. Каждый из детей сам выбирал, в какой форме он будет представлять свой результат (сделать фотоальбом, подготовить выставку вместе с другими детьми, придумать рассказ, загадку или сказку об этом предмете). Затем вся эта информация заносилась в маршрутные листы для родителей и специалистов, которые стали нашими незаменимыми помощниками в проекте.
2 этап – Основной.
На основном этапе реализации проекта нам активно помогали не только воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель по физической культуре, воспитатель по краеведению и обучению коми языку, но и наши родители. Вместе мы организовали: мультимедийные презентации, совместные выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей происхождения предметов быта и изготовление предметов из глины и бересты, разнообразные игры и многое другое (таблица 1
Таблица 1. Формы совместной деятельности
с детьми на основном этапе реализации проекта.
Виды детской деятельности | Формы взаимодействия взрослых с детьми | Формы взаимодействия с родителями | |
Коммуникативная | - Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию», «Угадай, о чем говорю», «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Из чего мы сделаны» Цель: развивать речевые умения в составлении описательных рассказов, загадок о современных и старинных предметах быта, опираясь на схему – алгоритм. | Воспитатели и воспитатель по обучению коми языку и краеведению. |
Родители с детьми готовят индивидуальные выступления – презентации (по направлениям проекта: загадки, сказки, альбом, выставка). |
Игровая | - Театрализованные игры с предметами быта «В избушку в гости» - Коми подвижные игры народа: «Кто ты», «Игра в царя», «Стой, олень», «Медведюшка»; хороводная игра «Воробей» - Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» -Дидактические игры: «Подбери посуду» (современная и старинная посуда), «История – эволюция предметов быта» | Воспитатели | Творческая мастерская для родителей (изготовление игр своими руками) |
Познавательно – исследовательская | - рассматривание макета коми избы. Цель: выделить особенности строения, назначение помещений внутри избы. - Конструирование «Коми деревеньки» с использованием разнообразного конструктора, обыгрывание готовых построек, достраивание с помощью природного и бросового материала. - Чтение схем последовательного рассказывания, составления описательных рассказов о предметах быта (глина, дерево и береста). - Разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение мини-рассказов о предметах быта и их изготовлении. -Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций о предметах быта. - Просмотр видеороликов об изготовлении глиняных изделий, изделий из дерева и бересты: «Туес берестяной», «Чаша из дерева», «Работа гончара – миска», обжиг глиняных изделий, «Плетение лаптя». | Воспитатели и воспитатель по обучению коми языку и краеведению
Воспитатели
Воспитатели
| Оформление фотоальбомов, создание мультимедийных презентаций, альбомов, подбор художественного слова о предметах быта старины. Привлечение родителей к организации выставки старинных предметов быта «Из бабушкиного сундука» |
Музыкальная | - Музицирование на музыкальных инструментах из бересты и дерева (шур-шар, сярган – трещетка, берестяной рожок, зиль – зель), сравнивание звучания, особенности изготовления. - Слушание отрывков музыкальных произведений, с использованием музыкальных инструментов изготовленных из бересты и дерева. - Просмотр мультимедийных презентаций «Национальные музыкальные инструменты народа коми» - Игры – импровизации с музыкальными инструментами. |
Воспитатель и музыкальный руководитель
|
Мастер-класс для родителей «Музыкальные инструменты народа коми из бересты и дерева»
|
Продуктивная | -Шаблоны предметов быта, раскраски «Предметы быта: было и сейчас». -Аппликация «Расписной туес» Цель: Закреплять умение создавать изображения – Коми узоры из коротких и длинных полосок - Экспериментирование «Сухая и сырая береста, ее свойства», «Свойства глины», « Свойства дерева». | Воспитатели и родители | Составление мультимедийных презентации для детей «Береста – помощник из леса», «Изделия из бересты»
|
Трудовая | - Мастер – класс родителей с детьми. Лепка из глины «Маленькие мастера». Цель: Знакомство со старинным способом изготовления посуды из глины. Задачи: Приобщать детей к истории народной культуры, дать детям представление о производстве глиняной посуды. Развивать словарный запас (гончар, удильница, кринки, плошки, холст, полезные ископаемые). Побуждать желание создавать красоту своими руками. |
|
Реклама о проведении мастер-класса. Специально - организованные занятия. |
Восприятие художественной литературы | - Чтение стихотворений, рассказов о предметах быта сделанных из глины, бересты, дерева. | Воспитатель | Альбомы со стихотворениями, загадками, пословицами и иллюстрациями старинных предметов быта. |
Двигательная | - Подвижные коми народные игры (разной подвижности), сюжетные и спортивные игры с предметами | Воспитатель по физическому воспитанию | Поиск информации для альбома «Игры нашего детства» |
4 этап – Заключительный.
Наступил заключительный этап нашего проекта
Тот выбор доступной формы презентации, который каждый из детей сделал на этапе планирования, стал отличным инструментом для развития настойчивости и способности завершать дела.
Выступления детей по защите проекта в индивидуальных формах стали самым ярким и ценным результатом нашего проекта.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» г.Сыктывкара.
Информационно-творческий проект
«Путешествие в прошлое одежды»
с детьми 6-7 лет
Автор-составитель:
Бебенева Анжелика Владимировна, воспитатель:
Актуальность проекта.
Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников и целевых ориентиров, направленных на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Дошкольный возраст — период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всём его многообразии. Прослеживая историю различных вещей, ребёнок видит преобразующую деятельность взрослых по их усовершенствованию, причины, которые побуждали к этому людей.Показывая детям, как человек делал предметы более удобными, красивыми, полезными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно их изменить, сделать их более красивыми, функциональными? Мы побуждаем детей фантазировать, мечтать.
Таким образом, появилась необходимость ознакомления детей с историей возникновения одежды, формирования у детей представления о её назначении, свойствах одежды. Давным-давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле.
Показывая детям эволюцию одежды, мы приобщаем их к истории культуры, в том числе своего родного края, к истории человечества.
Цель проекта: Формирование представлений детей об истории и о видах одежды разных народов.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива через участие в проектной деятельности
- Расширять представления о трудевзрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людямтруда.
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Побуждать детей на примере одежды к пониманию того, что человек изменяет предметы (одежду), совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
- Углублять представления о существенных отличиях одежды разных народов, о свойствах и качествах материалов.
- Развивать умение составлять рассказы из личного опыта по теме проекта
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями,загадками об одежде.
- Познакомить детей с техникой - печать (оттиск) на ткани.
- Развивать творчество детей; уметь составлять узоры и декоративные композиции длясоздания одежды; передаватьформу основной части и других частей, их пропорции, обрабатывать поверхность формыдвижениями пальцев и стекой.
Срок реализации проекта: 2 недели
Название и форма итогового мероприятия:Дефиле моделей «Путешествие в прошлое одежды»
Предполагаемый результат проекта в развитии детей:
- Активно участвуют в проектной деятельности
- Умеют объяснить значение труда взрослых для семьи, для общества.
- Умеют рассказать об истории одежды, как и зачем человек изменяет предметы (одежду), совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
- Различают и называют существенные отличия одежды разных народов, свойства и качества материалов.
- Умеют составлять рассказы из личного опыта по теме проекта
- Проявляют интерес к художественной литературе, сказкам, рассказам, стихотворениям, загадкам об одежде.
- Знакомы с техникой - печать (оттиск) на ткани.
-Умеют составлять узоры и декоративные композиции для создания одежды; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Содержание деятельности детей и взрослых
в процессе реализации проекта
1 этап - Подготовительный.
мотивация, целеполагание, планирование
Ксюша принесла в группу дидактическую игру «Одежда для кукол» (бумажные мальчик и девочка). Таисья, Даша и Настя при рассматривании одежды начали задавать вопросы о странной одежде, которая была в игре. Остальные дети заинтересовались игрой и тоже начали спрашивать о назначении такой одежды, как использовалась она в старину, из чего они изготовлена, почему и как она видоизменилась со временем.
Вопросы детей: «Почему одежда была такой?», «Из чего сшита одежда?», «Откуда брали ткань?», «Где покупали одежду?», «Нужна ли сейчас такая одежда человеку?», «Кто их делал?», «Есть ли сейчас люди, которые умеют делать такую одежду?»
Вопросы, на которые нам захотелось ответить вместе с детьми:
- У кого дома есть такая одежда, как в игре у Ксюши?
- Почему не у всех она есть?
- Видели ли вы кого-нибудь в такой одежде? (шкура медведя, пальмовые листья)
-Как мы можем использовать у себя в группе старинную одежду.
- Что нам надо для этого узнать о старинной одежде?
Что мы можем сделать, чтобы такая одежда появилась у нас в группе?
Дети предложили, что каждый может сам выбрать костюм любой страны, который ему больше всего понравился и:
- Создать его из подручных материалов;
- Сшить костюм из ткани;
- Сделать альбом об одежде.
- Кто нам может в этом помочь?
Помочь нам в этом могут взрослые – родители, воспитатели
2 этап - Основной
В течение недели дети, педагоги и родители были привлечены к активной творческой деятельности (таблица 1).
Таблица 1. Формы совместной деятельности с детьми
Виды детской деятельности | Взаимодействие педагогов с детьми | Взаимодействие с родителями | |
Коммуникативная | -Речевая ситуация на основе презентации «Одежда народов мира». Педагоги выясняют, костюмы каких народов вызвали интерес у детей. Вопросы, которые дети задают в процессе беседы, записываются взрослым. - Индивидуальные беседы с детьми и родителями о выборе костюма и форме его презентации на итоговом мероприятии. -Беседа «Зачем человеку нужна одежда?» -Речевые упражнения «Угадай из какой страны кукла по описанию одежды» - Рассматривание и беседа о традиционных видах одежды коми народа. -Дидактическая игра «Ателье для народных кукол» Цели: развивать речевые умения в использовании слов на коми языке по теме «Одежда» -Речевая игра «Выбери куклам одежду (мальчикам и девочкам). Цель: развивать коммуникативные умения в назывании цвета одежды кукол на коми языке. - Беседа «Можно ли тутового шелкопряда назвать домашним животным». Цель: Познакомить детей с производством шелковых тканей. Рассмотреть иллюстрации с изображением одежды восточных стран. - «По горам по долам ходит шуба да кафтан», «О чем может рассказать костюм?» - составление описательных рассказов, сказок об одежде. | Воспитатель по краеведению, хореограф. Воспитатели Воспитатели | Выставка в группе «Мода старины глубокой» (коми национальная одежда.) Информационно-рекламное сообщение родителям о предстоящем проекте (реклама). Выставка «Ателье для кукол» Родители с детьми готовят индивидуальные выступления - презентации (песни, поговорки, стихи).
|
Игровая | -Д/игра «Одень куклу» -«Бабушкин сундук» - наряды для сюжетно-ролевых игр. -Театрализованные игры: Инсценировка сказки «Мороз – синий нос» - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин тканей», «Ателье» - Д/игры: «Собери целое» - названия деталей одежды. «Магазин спецодежды» - профессии.
| Воспитатели | Книжка-передвижка с рекомендациями для родителей по изготовлению костюмов. Привлечение родителей к пополнению шкатулки «Нитяные мелочи» (нитки, лоскутки тканей, пуговицы и т.д). |
Познавательно-исследовательская | -Рассматривание иллюстраций, альбомов о старинных и современных костюмах народов мира. - НОД «Как рубашка в поле выросла». Цель: Формирование представлений детей о последовательности обработки льна от растения до материала (ткани, холста.) - Рассматривание семечки льна и растения, кудели. - Показ процесса получения кудели из льна с использованием презентации. -Показать детям как ткут ткань на детском ткацком станке. Дать попробовать это сделать детям в группе. -Разгадывание загадок об одежде. Объяснение и заучивание пословиц. -Рассматривание предметов рукоделия: ткани, нитки, ленты, украшения. Экспериментальная деятельность: - «Что делает шуба, чтобы человеку было теплее?» - опыт для формирования представлений у детей о функциональном назначении одежды .(Гончар.А.Б «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких» стр.1-2) - «Нитки из ваты» (вытягивание и скручивание из ваты.) - «Знакомство с тканями» - Цель: различать разные виды тканей. Определять качества и свойства тканей, отображать с помощью условных знаков результаты обследования. -Рассматривание коллекции «Волшебные пуговицы» | Воспитатели, воспитатель по краеведению. | Выставка альбомов об одежде. Привлечение родителей: поиск информации об истории возникновения и развития одежды, оформление альбомов по данной информации. Папки-передвижки для родителей «Одежда для детей» |
Музыка | -Слушание классической музыки народов, костюмы которых будут демонстрироваться на итоговом мероприятии. - Слушание коми народной песни «Алöй лента». Музицирование на музыкальных инструментах. - Слушание отрывков музыкальных произведений разных стран. - Игры – импровизации с музыкальными инструментами. | Музыкальный руководитель. | Привлечение родителей к пополнению фонотеки |
Продуктивная | -Раскраски «Моя кукла» (для девочек), «Куклы – мужчины» (для мальчиков) -Игра «Подбери коми орнамент для наряда куклы» -Аппликация «Оденем куклу в зимнюю одежду» -симметричное вырезание из бумаги. - Рисование: Роспись одежды разных народов, силуэтное вырезание. -Рисование: «Украсим одежду кукол коми орнаментом» - «Красим ткани» - покраска ткани способами: печать и роспись. Рассказать детям о красителях, которые используют в крашении тканей (натуральные и искусственные.) | Воспитатели воспитатель по изодеятельности | Набор готовых деталей коми орнамента. Раскраски старинные и современные костюмы. Привлечение родителей к оформлению выставки предметов рукоделия детей
Выставка детских работ для родителей. |
Трудовая | - Плетение ковриков из бумаги. | Воспитатели | Оформить альбом. |
Восприятие художественной литературы | - Чтение отрывков из повести д. Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» -Чтение сказок: - «Соловей и хлопковый куст» (по мотивам индийской сказки) - Э.Петишки «Как кроту штанишки шили» - «Золушка» -Чтение рассказа К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» с использованием презентации. - Л.Н.Толстой «Китайская царица Силинчи». -Игры-придумки на расшатывание сюжета сказки «Придумай другой конец сказки» | Воспитатели | Предложить родителям литературу по теме для домашнего чтения с ребенком. Разучивание малых фольклорных форм (потешек, поговорок, загадок). |
3 этап – Заключительный.
Заключительным этапом нашего проекта стало дефиле моделей «Путешествие в прошлое одежды»
В результате такой разнообразной творческой деятельности дети получили ответы на следующие вопросы:
- Используется ли старинная одежда в наши дни?
- Какие мастера в старину шили такую одежду?
- Шьют ли сейчас такую одежду? Как сейчас называют таких мастеров?
- Как такую одежду можно сделать самим?
- Могут ли мамы и папы создать такую одежду?