СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт  работы по теме "Формирование жизненно важных умений и навыков  на уроках физической культуры"

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры"»







Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры






Ярко Н.Ф.,

учитель физической культуры













2024















Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры






Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры / Ярко Н.Ф. – Макеевка, 2024. – 11 с.






Методическое сопровождение:

Латышева С.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе





В пособии представлены методы, формы, средства работы по формированию жизненно важных умений и навыков учащихся на уроках физической культуры.


















Одобрено методическим советом ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 57 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» (протокол № 1 от 24.01.2024)


Формирование жизненно важных умений и навыков

на уроках физической культуры


Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния детей, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике.

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Дефицит двигательной активности в режиме жизни современных учащихся стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Поводом для повышенного внимания является статистика здоровья подрастающего поколения, характеризующаяся ухудшением здоровья и его дальнейшей дестабилизацией. Особенностями негативного изменения здоровья являются снижение уровня абсолютно здоровых учащихся. Сегодняшние школьники имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за последние несколько лет. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка, а тем более подростка. Причем детские заболевания часто перерастают в хронические. Это чревато потерей нескольких поколений полноценных, трудоспособных людей: у хронически больных родителей дети почти никогда не рождаются здоровыми.


Актуальность опыта

Политика Донецкой Народной Республики в области образования ориентирует педагогов на выполнение конкретных задач:

• продолжение дальнейшего поиска эффективных приёмов обучения и воспитания в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению;

• активизация условий педагогического коллектива на дальнейшее внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;

• совершенствование процесса, направленного на формирование у обучающихся систематического мышления, устойчивой мотивации на дальнейшее познание во всех сферах деятельности, а значит и в области физической культуры и спорта;

• формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры.

В связи с этим в течение многих лет искала подходы в обучении предмета физической культуры и пришла к выводу, что необходимо разнообразить познавательную и физическую деятельность уроков: проводить уроки с образовательно-познавательной направленностью (освоение знаний и способов деятельности), образовательно-обучающей направленностью (обучение двигательным и физическим упражнениям) и образовательно-тренировочной направленностью (развитие физических качеств).

С 2019 года работаю над проблемой «Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры».

Цель деятельности - решение проблемы активизации физической подготовленности учащихся, интенсификации учебного процесса и использования соответствующих предмету средств контроля за результатами физической подготовленности учащегося, формирования умений и навыков, необходимых в повседневных жизненных ситуациях.

Продуктивность опыта состоит в том, что при использовании двигательных действий в базовых видах спорта достигается

• развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности (овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий);

• формирование культуры движений (обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания, упражнениями базовых видов спорта и использование этих упражнений в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха);

• укрепление здоровья (познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовки);

• освоение основ знаний о физической культуре, ее истории, формах организации;

• воспитание устойчивого интереса и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Новизна опыта заключается не в создании новых методов и приемов двигательных действий в базовых видах спорта, а в преломлении уже известных технологий через всю цепь уроков физической культуры и внеурочную деятельность с целью формирования жизненно важных умений и навыков.


Концептуальные и теоретические основы опыта

В основе опыта лежат идеи развивающего обучения, реализуемые через двигательные действия в базовых видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол).


Технологичность опыта

Для эффективной организации учебного процесса в своей рабочей программе спланировала изучение видов спорта по четвертям. В первой и четвертой четвертях учащиеся занимаются легкой атлетикой на свежем воздухе, во второй– спортивной гимнастикой и в третьей четверти включила две спортивные игры, это волейбол и баскетбол.

Успех реализации задач учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов.

Чтобы добиться высокого эффекта обучения двигательным действиям пользуюсь принципом систематичности и последовательности. Во время обучения добиваюсь слияния двух процессов – повторения старого материала и разучивание нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например, обучение перекатам на спине в группировке, а затем – обучение кувырку). Качество усвоения учебного материала, время его прохождения зависят от последовательности (преемственности) обучения. Реализация последовательности достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от освоенного – к неосвоенному, от легкого – к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному. На каждую тему отвожу столько часов, сколько требуется, чтобы двигательное действие было освоено всеми учениками. Только после этого перехожу к последующему.

За время педагогической работы сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты.

Подходы к реализации содержания образования опираются на индивидуальное и дифференцированное обучение в зависимости от способностей и желания обучающихся.

Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

Для усвоения учебного материала пользуюсь словесными, наглядными и практическими методами. Словесный и наглядный метод применяю в разучивании простого или сложного двигательного действия. У одних учащихся восприятие происходит с помощью зрения, у других – слуха. И поэтому сначала объясняю технику выполнения двигательного действия, а потом показываю разучиваемое двигательное действие. Когда учащиеся осваивают сложное двигательное действие, пользуюсь методом расчлененного обучения. Разучиваемое действие расчленяю на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.

Также применяю метод целостного обучения. Этот метод приемлем для изучения двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школьную программу, настолько просты, что расчленять их нет необходимости.

Самым эффективным считаю соревновательно-игровой метод. Эффективность применения этого метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверочным средством активизации двигательной деятельности на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать более интересными. Этот метод оживляет уроки, поскольку соревнование и игра выступают одним из основных условий активизации физических движений, а также успешного закрепления специальных умений и навыков, связанных с конкретной физкультурно-спортивной подготовкой.

Формируя жизненно важные умения и навыки посредством физических упражнений, эффективно использую здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии и на уроках, и во внеурочной деятельности:

• упражнения на осанку;

• общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, под музыку;

• упражнения базовых видов спорта и использование этих упражнений в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха;

• организация индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовки.

В своей практике активно использую следующие средства физического воспитания.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, с помощью которых у учащихся формируются жизненно важные умения и навыки, воспитываются физические качества (сила, выносливость, ловкость, гибкость), развиваются физические способности, повышаются адаптивные свойства организма, восстанавливаются раннее утраченные его функции.

Важными средствами физического воспитания являются естественные силы природы и гигиенические факторы. Систематическое и планомерное использование их способствует укреплению здоровья, повышению защитных функций организма.

Средством реализации опыта стали тестовые задания (сгибание разгибание рук в упоре лежа – девочки, подтягивание – мальчики, бег 30 м, прыжок с места, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., наклон туловища вперед из положения сидя и бег 1000 м), использование которых возможно как в контролирующем, так и в обучающем режиме, стимулирующих физическую подготовленность учащихся, развивающих физические качества.

Работая над проблемой «Формирование жизненно важных умений и навыков на уроках физической культуры», систематически веду мониторинг: в начале и конце учебного года отслеживаю физическую подготовленность учащихся по видам спорта (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол) с помощью тестов (бег 30 м, сгибание разгибание рук в упоре лежа – девочки и подтягивание в висе – мальчики, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., наклон туловища вперед из положения сидя и бег 1000 м). Некоторые тесты использую в течение всего учебного года, добавляя к ним новые: прыжки через скакалку за 30 сек., челночный бег 3 х 10 м, сгибание разгибание рук в упоре лежа – мальчики, подтягивание в висе лежа – девочки.

Все это создает условия для эффективной диагностики качества усвоения программного материала учащимися.

Достоинством ведения мониторинга является системный подход к формированию, закреплению и совершенствованию основных двигательных умений и навыков, также учащиеся учатся самостоятельно и мотивированно организовывать свою двигательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Кроме этого, в условиях организации целостного образовательного процесса использую метапредметный подход, соотнося содержание предмета физической культуры с содержанием таких дисциплин, как история, биология, физика, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности. При этом, разрабатывая метапредметное содержание в проблематике общеобразовательных дисциплин, ориентирую педагогов на раскрытие понятия «физическая культура» как явления культуры, на биологические закономерности развития организма человека и его физиологических систем в процессе мышечной деятельности, на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек.

Для полноты освоения программного содержания, помимо уроков физической культуры, широко использую самостоятельные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия в спортивных кружках и секциях. Для занятий спортом во внеурочное время в общеобразовательном учреждении созданы необходимые материально-технические условия: оборудованы два спортивных зала, тренажёрный зал, две спортивные площадки, имеется нестандартное спортивное оборудование для занятий гимнастикой. Внеурочная деятельность - не традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных в государственных образовательных стандартах. При этом внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке, и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности учащихся.

В последнее время в своей работе широко использую возможности компьютера как источника наглядной информации для учащихся.

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения учащихся по предмету физическая культура и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает обучающихся знаниями по физической культуре в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

  • расширяет общий кругозор;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке.

Все перечисленное способствует подведению обучающихся к самообразованию и саморазвитию, выявлению и развитию творческих способностей воспитанников, формированию устойчивого интереса обучающихся к физической культуре, повышению результативности процесса обучения и воспитания.


Результативность опыта

Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты внедрения опыта.

В результате использования вышеописанных подходов в формировании жизненно важных умений и навыков удается

  • раскрыть всесторонние способности учащихся;

  • повысить заинтересованность учеников и увлеченность предметом;

  • научить учащихся быть более уверенными в себе;

  • научить использовать полученные знания в различных ситуациях;

  • повысить качество знаний учащихся;

  • повысить результативность участия в соревнованиях разных уровней.

В течение трех лет налицо динамика качества освоения учебных программ по физической культуре, она составляет 92%.

Также показателем высоких достижений является качество планирования учебного процесса, которое обеспечивает реализацию необходимых направлений, структуру и качество обучения, рациональное распределение времени на темы учебного материала, логическую организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

Результаты и достижения учителя физической культуры отражены в результатах и достижениях его обучающихся.

Учащиеся принимают участие в соревнованиях разных уровней и добиваются высоких результатов.

Характеристика проблем, трудностей, возникающих в процессе работы, пути их преодоления

В ходе работы по формированию жизненно важных умений и навыков учащихся на уроках физической культуры выявлен ряд проблем:

- снижение уровня мотивации к занятиям физической культуры в 8-9 классах;

- недостаточное наличие оборудования для изучения отдельных разделов программы;

- загруженность спортивного зала.



Каковы пути решения проблем?

1. Необходимо разнообразить познавательную и физическую деятельность учащихся на уроке физической культуры, для этого увеличить количество часов на изучение народных подвижных и спортивных игр.

2. Включить в часть каждого урока физической культуры соревновательные элементы.

3. Применять новые формы обучения:

• различные виды самостоятельной работы;

• мультимедийные презентации;

• компьютерное тестирование.

4. Учителю необходимо систематически заниматься самообразовательной деятельность, стать уверенным пользователем компьютера, что облегчит поиск необходимой информации, снизит время подготовки к урокам.


Главная задача педагога – помочь учащемуся преодолеть страх, тревожность перед решением его внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам сможет обеспечить себе успех. А его двигательная активность, любое её проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя. Нет какой-то одной уникальной технологии здоровья. Все описанные методы выступают как задачи единого образовательного процесса. Учащиеся с удовольствием ходят на уроки физкультуры, занимаются физическими упражнениями, участвуют в спортивных и подвижных играх, эстафетах.

Только через интересные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия можно зажечь спортивную искру в каждом ребёнке и получить результат.




Список использованной литературы


  1. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1985. – 256 с.

  2. Знаменский Б. Т. Здоровье и окружающая среда / Б. Т. Знаменский. – М. : Просвещение, 1992. – 198 с.

  3. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010.

  4. Майский А. Б., Лебедева М. А., Стук Н. С. Развитие, здоровье, гармоничность. Методическое пособие для учителя физической культуры. –Архангельск, 1997.

  5. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие / Б. И. Мишин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. – 526 с.

  6. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: Глобус, 2009

  7. Чайцев В. Г., Пронина И. В. Новые технологии физического воспитания школьников: практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.

  8. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии / Ю. А. Янсон. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. –432 с.



10