СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "ИКТ-технологии в процессе преподавания русского языка в 5-8 классах в условиях реализации ФГОС ООО"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме "ИКТ-технологии в процессе преподавания русского языка в 5-8 класс в условиях реализации ФГОС ООО" может быть полезен начинающим учителям. В процессе реализации опыта повысилась орфографическая грамотность учащихся, а также интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "ИКТ-технологии в процессе преподавания русского языка в 5-8 классах в условиях реализации ФГОС ООО"»

19


ИКТ-технологии в процессе преподавания

русского языка в 5-8 класс

в условиях реализации ФГОС ООО.


Зима Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Никольская СОШ»

Красногвардейского района

Оренбургской области



ВВЕДЕНИЕ.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.


1. Теоретические основы внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

1.1. Понятие и сущность ИКТ.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.




ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.

Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:

-   использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению;

-   повышение темпа урока;

-   увеличение объёма самостоятельной работы учащихся;

-   создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся;

-  интенсификация процесса обучения;

-   реализация идей развивающего обучения;

-   использование проблемных, эвристических, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся;

-   интеграция учебных дисциплин;

-   реализация межпредметных связей;

-   увеличение доли проектной работы учащихся и учителей.

Основные принципы использования ИКТ:

развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

1.2. Методические особенности ИКТ.

Метод обучения – это способ  совместной  деятельности  учителя  и  учащихся  в  процессе  обучения,   с помощью  которого  достигается  выполнения  поставленных  задач.  Современная 

дидактика  уделяет  большое  внимание  побуждающей  функции  метода  обучения. 

Назначение  метода  состоит  не  в  простой  передаче  знаний,  а  в  том,  чтобы  пробудить  познавательную  потребность  школьника,  его  интерес  к  решению  той  или  иной  задачи.

Методы  обучения  зависят  от  содержания  предмета  и  уровня  мыслительной  деятельности  учащихся:

-соответствие   методов  обучения содержанию  означает  отражение  в  обучении  логики  и  методов 

той  части  науки,  которая  составляет  предмет  школьного  обучения;

-соответствие  методов  обучения  уровню  мыслительной   деятельности 

учащихся  (учёт  психологического   фактора)  означает  не  просто  обеспечение 

доступности  изучаемого  материала,  но  и  максимальное  использование  уже 

имеющихся  возможностей  мыслительной  деятельности  учащихся.

Общие методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

Широкое применение находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу.

При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчёта. Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необходимо учитывать методические рекомендации для организации проектной деятельности школьников:

-   индивидуальный контакт ребёнка с преподавателем-консультантом;

-   «внедрение» преподавателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов;

-   проект должен быть небольшим;

-   проект должен побуждать к получению новых знаний;

-   проект должен иметь полезный результат, общественное признание.

В старшем звене методика работы над мультимедийным проектом состоит из 4-х этапов:

1. Постановка проблемной ситуации и формирование группы;

2. Сбор и обработка материала;

3. Презентация проекта;

4. Обсуждение результатов.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и учителем, без педагогики сотрудничества. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования:

  • разъяснять познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;

  • возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание;

  • обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;

  • восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;

  •  обращать внимание учеников  в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.

ИКТ-технологии в процессе преподавания русского языка в 5-8 класс

в условиях реализации ФГОС ООО.

Анализируя актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, необходимо заметить, что в данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно ориентированное обучение. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя - предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как средство повышения производительности и эффективности труда. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции.

«Новые информационные компьютерные технологии делают революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и независимыми учениками, благодаря новым возможностям совместно работать над проектами, не замечая границ и культурных различий. Они позволяют детям учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. Одновременно изменяется и роль преподавателя. Если прежде учитель воспринимался в качестве единственного источника знаний, то теперь он становится консультантом, помогающим учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы».


Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовывать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.

Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Вместе с тем существуют и определенные трудности при использовании ИКТ в классно-урочной деятельности. При работе с компьютером перестраиваются сложившиеся отношения учитель-ученик, трансформируясь в отношения трех типов: учитель-компьютер, ученик-компьютер, учитель-ученик. Класс перестает быть целостной системой и распадается на несколько групп, работающих индивидуально. Обучать такой коллектив – задача довольно сложная.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное

Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.



Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.   В основном она проявляется в следующем:

- в конкретных навыках по использованию различных технических устройств;

- в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

- в умении извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;

- в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать;

- в знании аналитических методов обработки информации;

- в умении работать с различными видами информации.

Прогресс науки и техники обусловил процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, необходимость применения в образовательной практике инновационных технологий, модернизацию образования.

Цели использования информационных технологий:
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление о лингвистических явлениях;
- изучение орфографии и пунктуации;
- система тестового контроля;
- подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.



В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

В течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензионного программного обеспечения.    Расширяется круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет.

Так становятся актуальными не только в политике, но и в экономическом, социальном смысле слова французского дипломата Э.Талейрана: «Кто владеет информацией – владеет миром».

Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причём информация сегодня всё чаще представляется не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п. Умение работать с информацией становится одним из основных для человека, и этому умению, как и любому другому надо учиться.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Главные цели в преподавании русского языка — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой.

Размышляя о современном уроке в общеобразовательной школе, можно определить некоторые ведущие идеи: необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.


Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Информационно-коммуникационные технологии на уроке-лекции делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.
В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.


Приемы применения компьютерных технологий

Мы выделяем такие приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

2. Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог ученик - компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управление ходом обучения осуществляет компьютер.

3. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

4. Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом) (некоторые ученики "скачивают" на свой домашний компьютер толстые тома художественной литературы из библиотеки Мошкова и приносят на уроки на дискете). Художественные тексты применяются на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

5. Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках создают слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;

работа с литературоведческой статьей;

обзор творчества поэта, писателя;

подготовка доклада о писателе, поэте;

изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

6. Использование учителем при объяснении учебного материала информации, заимствованной из сети Интернет. Осуществление проблемного обучения посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно-исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

7. Выполнение творческих (создание школьной литературной газеты в электронном виде) и научно-исследовательских работ (презентация работ учащихся по разнообразным темам) на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

8. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Применение     информационных       технологий    в  преподавании русского   языка    и   литературы  -  это  не  дань  моде,  а  необходимость:  они 

способствуют  совершенствованию   практических  умений  и  навыков, позволяют  эффективнее  организовать  самостоятельную  работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам  словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу.


Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на наш взгляд, позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

  • расширить возможности предъявления учебной информации;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

  • расширить наборы применяемых учебных задач;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Но достичь этого не так-то просто, потому что только системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.
Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:

  1. совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

  2. ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

  3. повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

  4. ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

  5. возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:

  • повышение уровня использования наглядности на уроке;

  • повышение производительности урока;

  • происходит актуализация познавательных интересов учащихся;

  • преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

  • изменяется, особенно у 5-8-классников, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Есть некоторые общие свойства информации и общие закономерности работы с ней. Но существуют особенности протекания информационных процессов для информации разных видов. Знание того, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы работы с ней.

Информация нам нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Знание свойств информации может помочь человеку оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.




И учителя, и ученики должны использовать только положительные свойства информации.

Всё чаще на уроках и во внеурочной деятельности используем презентационно-иллюстративный материал, который готовим не только мы, но и учащиеся. В прошедшем учебном году учащимся было предложено создать презентации по ключевым темам курса русского языка. Хотя это были первые пробы, некоторые презентации получились на высоком уровне с включением таблиц, схем, опорных конспектов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И в этом учебном году мы продолжаем эту работу. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

  • во вступительном слове учителя или учащихся;

  • на этапе предъявления учебной информации;

  • на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

  • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  • на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

  • во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

  • при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет :

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры;

  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

  • идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.



Заключение.

Преимущество ИКТ – гибкость:  можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.

Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

* повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

* осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

* расширение объёма предъявляемой учебной информации;

* обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

* улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

* повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

* включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

* повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализации личности учащегося.

При планировании урока учителю необходимо выделить учебный материал, изучение которого требует применения ИКТ. Критерии отбора такого материала весьма разнообразны и зависят от изучаемой образовательной области, содержания учебного предмета, дидактической цели проведения урока, имеющегося в наличии оборудования, возраста и уровня развития учащихся.


Обобщая опыт использования ИКТ, хотелось бы отметить ряд методических требований, которые следует соблюдать при подготовке к уроку:

1) четко определять педагогическую цель применения ИКТ в учебном процессе;

2) уточнять, где и когда он использует ИКТ на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;

3) учитывать специфику учебного материала (его сложность, объем, доступность), особенности класса, характер объяснения новой информации.

Изложение учебного материала благодаря ИКТ происходит более доступно. В результате происходит перераспределение рабочего времени учителя: значительно возрастает время, расходуемое на подготовку к уроку, на организацию самостоятельной работы учащихся, но уменьшается время на словесное изложение учебного материала, на различные виды контроля успеваемости.

Таким образом, применение ИКТ в преподавании русского языка имеет неоспоримые достоинства: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, обратная связь, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью каждого учащегося на каждом этапе, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. К достоинствам можно отнести и существование компьютерных программ по русскому языку, которые позволяют использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.

Применение ИКТ способствует повышению качества обучения; помогает удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся; повышает наглядность обучения, позволяет повысить темп изучения учебного материала, способствует формированию у учащихся положительных мотивов в обучении.














Список литературы.


  1. 1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  2. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2004.

  3. Стрыгина Т.В. Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ПВЭМ. //Русский язык в школе. 1996. №3. С. 15-20.

  4. 4.Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией. // Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.

  5. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи». // Русский язык в школе. 2001. №5. С. 17-21.

  6. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000. – С. 92.

  7. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: 2002. - С. 357.

  8. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002. - С. 212.

  9. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.

  10. Маркина И.В. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль: академия развития, 2015.

  11. Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности http://www.vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=809&z=808&ob_no=846 .

  12. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8 .

























Приложения


Использование ИКТ-технологий на обобщающих уроках
С помощью презентации можно подготовить обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

У учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
- целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно;
- выделять главное в информационном сообщении.

Дома учащиеся часто используют ресурсы Интернет.

Основные задачи, которые мы преследуем этим видом работы:
- работа с учащимися, которые по каким-то причинам отсутствовали на уроке;
- индивидуальная работа с одаренными детьми;
- коррекция знаний учащихся, которые в этом нуждаются.

Ученики получают задание, которое предполагает нахождение информации в сети Интернет и совместное обсуждение. Дети, сидя дома, находят необходимые сведения и через средства Интернет обсуждают их и совместно выполняют работу. Ни для кого не секрет, что общение через Интернет доставляет удовольствие современным школьникам, а в данном случае повышает уровень знаний.

Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ.





Каким образом можно применять ИКТ на уроке русского языка?

1)при объяснение нового материала: разнообразные формы наглядности, которые предполагают различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Опорный конспект выполняет две функции:

- в краткой форме показывает учащимся, какой материал по теме они будут изучать на данном и последующем уроках;

- учащиеся наглядно воспринимают абстрактно-теоретический материал, потому что

какого бы высокого уровня абстракции не достигло мышление, оно нуждается в наглядности, образности.

В результате, во-первых, «ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, увидеть, что ждет впереди» (В.Ф. Шаталов); во-вторых, учащиеся оперируют абстрактно-теоретическими знаниями с помощью наглядных опор.

На то, как это важно в свое время обратил известный ученый В.В. Давыдов: «Теоретическое знание – это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений. Но школьная практика показывает, что оперирование абстрактно-теоретическими понятиями при минимуме или полном отсутствии наглядных опор – весьма трудное занятие. Поэтому человеку постоянно приходится прибегать к помощи таких опор» 2.

Так, к примеру объяснение нового материала по теме «Деепричастие» может сопровождаться беседой по опорному конспекту.

- Мы приступаем к изучению новой части речи – деепричастия. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что такое деепричастие, познакомитесь с его признаками и синтаксической ролью. Этот материал представлен в опорном конспекте, который вы увидите сейчас на экране.

(После нажатия клавиши «пробел» на экране появляются предложения, которые предложены учащимся для сравнения. В каждом из них названы два действия. Дети должны определить, в каком из этих предложений действия выступают как равноправные, а в каких выделяется главное и второстепенное действие, назвать формы, которые выражают второстепенное действие. Затем учителем сообщается, что форма, встретившаяся в третьем предложении, является деепричастием и детям предлагаются вопросы: «Для чего служит деепричастие? От какого слова образовано деепричастие? Обладает ли деепричастие глагольными признаками? Какими?». Демонстрация схем, в которых отражены признаки глагола и наречия, присущие деепричастию.

2) при закреплении материала задания могут быть направлены на

- выявление уровня сформированности тех или иных навыков по определенной теме.

Задание. Вставьте пропущенные буквы.

Св…дить, прим…рение, изм…рение, объед…нение, вызд…роветь,ед…ница, м…лодой, нар…диться, од…рить, тр…стинка, ук…р…тить, щ…б…танье, св…щенник, разг…вор.

- на контроль за умением дифференцировать, например, орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы, а именно: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные.

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Укажите номер правила, которое вы применили (1. Безударные гласные корня, проверяемые ударением. 2. Непроверяемые безударные гласные корня).

Сл…зать с крыши, ж…леть сироту, купить к…пусту, ш…стой день, ц…на билета, б…гут по дороге, взять комп…с, теплый в…терок, выл…чить зуб, инт…ресный фильм, од…вать сына, подать п…льто.

- на выявление умения обнаруживать орфограмму (пропущенные буквы отсутствуют), пунктограмму, определить часть речи.

Задание. Подчеркните запятые, которые отделяют друг от друга однородные члены предложения.

В саду росли розы, лилии, тюльпаны, пионы. Зашумел ветер, закачались деревья, начался дождь. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться звуки, голоса.

3) при контроле за ЗУН. Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики уровня знаний, умений и навыков учащихся имеет ряд преимуществ: во-первых, экономится время на выявлении ошибок учеников за счет анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; во-вторых, в отличие от традиционного способа контроля компьютерный контроль ведется дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, в индивидуальном темпе; в-третьих, статистическая обработка результатов работы учащихся дает учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

«Компьютерный контроль дает возможность выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя»3.

Тест по теме «Деепричастие»

Задание 1. Укажите верные утверждения.

Деепричастие обозначает …

  1. основное действие предмета;

  2. признак предмета;

  3. качество предмета;

  4. добавочное действие предмета.

Задание 2. . Укажите верные утверждения.

Деепричастие соединило в себе признаки…

  1. существительного;

  2. прилагательного;

  3. наречия;

  4. глагола;

  5. причастия.

Задание 3. Укажите верные утверждения.

Общие признаки деепричастия и глагола…

  1. наклонение;

  2. спряжение;

  3. вид;

  4. лицо;

  5. время;

  6. род;

  7. возвратность (невозвратность).

Задание 4. Укажите верные утверждения.

Суффиксами деепричастий являются:

  1. –енн-, -нн-, -т-;

  2. –вш-, -ш-;

  3. –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

  4. –вши-, -ши-;

  5. –а-, -я-, -в-.

Задание 5. Укажите деепричастия:

  1. растаял;

  2. растаяв;

  3. растаявший;

  4. унеся;

  5. унесши;

  6. унесший;

  7. задумав;

  8. задумавшись.

Задание 6. Укажите предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие:

  1. Космонавт слушает и улыбается.

  2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

  3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

  4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

  5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

Задание 7. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:

  1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

  2. Я открыл окно и залюбовался видом.

  3. Брат склонил голову и писал что-то.

  4. Разложив игры, дети сели в кружок.

  5. Уставшая, она не хотела идти дальше.

Задание 8. Найдите словосочетание с деепричастием:

  1. выкрашенный краской;

  2. выкрасив краской;

  3. устроенный по проекту;

  4. устроившись на ночлег;

  5. запертый дома;

  6. заперев дом.

Задание 9. Укажите деепричастие совершенного вида:

  1. беспокоясь;

  2. закончив;

  3. отдыхая;

  4. продумывая;

  5. нарисовав.



Использование ИКТ при объяснении нового материала

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

 Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. Организуя каждый конкретный урок с компьютерной поддержкой, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Напомнить основные положения предыдущих уроков (урока) можно с помощью тестовых заданий, блиц-опроса, тезисов, схем, таблиц и т.д. Н-р, в 8 классе при изучении темы «Однородные члены предложения» целесообразно актуализировать знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через анализ предложения.

1) Проводится синтаксический разбор предложения.

- Как вы определили, что предложение осложнено однородными членами?

2) Выборочное письмо.

- Выпишите из предложения словосочетания.

- Определите тип связи в данных словосочетаниях. Какое словосочетание образуют однородные члены предложения?

3) Выделение признаков однородных членов предложения.

(Слайд №2 – уч-ся называют признаки, на компьютере появляется каждый из признаков.)

                      

Однородные      члены         предложения




       Завис.от 1 слова

                Отвеч. на 1 вопрос

                     Явл. 1 и тем же чл. предл.

                                    Соед. интон. перечисления

2. Сообщайте план урока и ожидаемые результаты. Определяйте задачи урока. Н-р: 6 класс - Требования к знаниям, умениям и навыкам по теме «Правописание приставок пре- и при-»: Знать орфографическое правило, приводить нужные примеры. Находить в словах изученную орфограмму. Уметь обосновывать выбор орфограммы. Правильно писать слова с изученной орфограммой (слайд).

3. Демонстрация заранее подготовленных компьютерных презентаций заметно усиливает познавательную активность учащихся. Но важно, чтобы презентации использовались не только в качестве наглядного пособия,  но и создавались учащимися. Это позволяет ставить ученика в позицию субъекта, что способствует личностно-ориентированному обучению, формированию  информационной культуры учащихся  (для этого необходима совокупность  умений по  организа­ции  информационных процессов: владение  при­ёмами поиска, сбора, обработки, передачи инфор­мационных данных, методами  анализа и синтеза информации; развитие  умений  применять современные тех­нические  средства при выполнении информацион­ных процедур).

Н-р, презентация в 9 классе по теме «Бессоюзные сложные предложения» предполагаем следующую работу класса: заполнить таблицу «Особенности пунктуации в БСП».

Цель использования ученической презентации «Помните» на групповом занятии в 8 классе: улучшение качества использования наглядно-иллюстративного материала, демонстрация информации с применением цвета, графики, эффекта мерцания, «оживления» иллюстраци, переработка информации.

4. Презентация повышает интерес учеников, темп урока (заменяет фронтальный опрос, работу со словарём), способствует развитию учеников, реализует межпредметные связи. Во время презентации ученики дополняют таблицу понятиями.

Таким образом, необходимо стараться предоставить учащимся возможность действовать. Необходимое условие при создании презентаций учениками – формулировка задания (заданий) классу: составь схему, заполни таблицу, проблемный вопрос и т.д. Упражнения – важная часть урока. На каждом отдельном слайде предлагается задание и ключ для само- и взаимоконтроля.

5. Контролировать уровень освоения учебного материала.

6. Использовать ясные правила оценки результатов учебной работы. Сформулировать требования в начале обучения и постоянно использовать их при предъявлении и оценке результатов выполнения заданий.


Контроль ЗУН учащихся.

Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.  Компьютер создаёт условия для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся, что даёт значительную экономию при проверке контрольных и самостоятельных работ, обеспечивает подготовку к ЕГЭ.

Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.festival.1september.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!