СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: « Организация досуговой деятельности в детском саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в системе образования происходят большие изменения, которых не было с момента ее создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие « Закона об образовании в РФ», дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребенка.

«Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования» Подтверждение этому – введение ФГОС ДО.

Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу нашего дошкольного учреждения включен раздел «Культурно – досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, развлечений.

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, реализуемая в свободное время, определяется, как культурно – досуговая. Досуговая деятельность рассматривается, как приоритетное направление организации творческой музыкальной деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.

Актуальность данной темы в том, что она раскрывает значимость, правильную организацию и осуществление культурно – досуговой деятельности в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: « Организация досуговой деятельности в детском саду»»


МБОУ « СШ №1 г. Вельска» структурное подразделение « Детский сад №47 « Теремок»







Опыт работы по теме:

« Организация досуговой деятельности в детском саду»











Кузнецова Елена Владимировна

музыкальный руководитель

адрес детского сада:

телефон:

контактный телефон:













г. Вельск, 2021 год





Актуальность.


Сегодня в системе образования происходят большие изменения, которых не было с момента ее создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие « Закона об образовании в РФ», дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребенка.

«Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования» Подтверждение этому – введение ФГОС ДО.

Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу нашего дошкольного учреждения включен раздел «Культурно – досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, развлечений.

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, реализуемая в свободное время, определяется, как культурно – досуговая. Досуговая деятельность рассматривается, как приоритетное направление организации творческой музыкальной деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.

Актуальность данной темы в том, что она раскрывает значимость, правильную организацию и осуществление культурно – досуговой деятельности в ДОУ.


Цель: наполнение ежедневной жизни детей увлекательными делами, создание атмосферы радости общения, коллективного творчества.


Задачи:

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка в творческой деятельности как субъекта отношений с людьми, миром и собой;

- формировать общую культуру воспитанников.






Формы организации музыкальной деятельности:


  1. Образовательная деятельность.

Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  1. Праздники и развлечения.

Праздник – форма музыкально – эстетического воспитания детей, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива, это день, наполненный радостью и весельем.


Задачи: - вызвать эмоциональный отклик детей в ходе творческой деятельности;

- формировать праздничную культуру, нравственные качества ребенка;

- обеспечить социализацию детей.

- закрепить на игровом материале знания, умения и навыки ребенка

  1. Музыка в повседневной жизни детского сада (режимные моменты).

  2. Индивидуальная работа с детьми.

  3. Самостоятельная деятельность детей.

Для успешной организации детского досуга важно:

- ориентироваться в существующих типах форм праздника;

- уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

- уметь придумать привлекательное название.


Я использую в работе следующие формы организации детских праздников:

- утренники;

(форма детского праздника, проходящего именно в первую половину дня).

- досуги и развлечения;

( совместная со взрослыми игровая деятельность ребенка, время для необязательных дел по желанию с особым интересом).

- литературно – музыкальная композиция;

(предполагается исполнение соответствующих теме стихотворений, текстов ,песен, танцев, народных игр).


- праздник – концерт;

(торжественный праздник, который стал торжественным зрелищем. Главная задача – награждение и чествование).

- тематический праздник;

(содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой).

- отчетный концерт;(работа кружка за год)

(во время выступления доминирует один коллектив, который представляет свои возможности).

- развлекательно – игровая программа;

(действие, где основным механизмом достижения цели выступает игра во всех ее разновидностях).

- интеллектуально – познавательная игра;

(эффективное использование интеллекта игроков и аудитории, привлечение к игре болельщиков).

- театрально – драматическое действие:игра – драматизация, спектакли кукол, театр игрушек;

- танцевальные и оперные миниатюры;

(постановка танцевального представления, спектакля, сказки).

- праздник – дискотека – «Детскотека»;

(конкурсно – игровая танцевальная программа).

- вечер;

(эмоционально очень теплое событие для небольшой аудитории родителей с детьми).

- праздник – конкурс;

(поиск лучшего в какой- то сфере деятельности (исполнитель песни, танца, стихотворения).

- ярмарки;

(широкая торговля продукцией и выступления зазывал, малых концертных групп, общие игры).

- спортивный праздник. Олимпиада;

(спортивно – художественное массовое зрелище с парадом, перестроениями, концертными выступлениями, конкурсными играми, испытаниями для команд и аудитории).

- фестиваль;

(праздник талантов, в котором не может быть победителей и проигравших – все являются лауреатами).

- вечера;

(на вечерах детской самодеятельности использую знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников).




Праздники можно распределить по видам:


- фольклорные, христианские («Ярмарка», « Масленица», «Рождество», «Пасха»);

- государственно- гражданские («День Победы», « День космонавтики», «День защитника отечества»);

- международные( « 8 марта», «День здоровья», «День музыки»);

- семейно – бытовые(« Новый год», «День семьи», «День матери»);

- сезонные( «Осенины», « Веснянка», «День снежинок», «Вот и лето к нам пришло – это очень хорошо!»);

- традиционные праздники, предусмотренные программой ДОУ( «Юбилей детского сада», поздравление сотрудников с профессиональным праздником, фестиваль детских талантов).

Организация традиционных событий, праздники, развлечений – неотъемлимая часть деятельности нашего дошкольного учреждения.

Учитываю праздники по степени активности:

- дети – непосредственные участники;

- дети являются только слушателями и зрителями;

- участники –взрослые и дети.


При организации и проведения досуговой деятельности в детском саду свою работу я планирую по этапам:


  1. Организационный этап:

В начале учебного года руководитель проводит педагогические советы по обсуждению плана на новый учебный год. Я составляю с воспитателями перспективный план, в котором учитываю весь объем педагогической работы в связи с возрастными особенностями детей.


Сентябрь

День знаний

Концерт – поздравление сотрудников детского сада с профессиональным праздником «День дошкольного работника»

Спортивная программа по станциям «Найди клад»

Октябрь

День музыки

«Осенины»




Ноябрь

Ярмарка

Парад гимнастик

День матери

Декабрь

Праздник снежинок

Новогодняя мастерская « Чудеса под Новый год»

Январь

Прощание с елочкой

Святки

Фестиваль народных игр (программа на свежем воздухе)

Февраль

С Днем рождения. Детский сад!

День защитника отечества

Март

8 марта

Спортивный праздник

«Детскотека»

Апрель

«Веснянка»

Театральная неделя

«Умники и умницы»

«День здоровья»(найти клад)

Май

«День Победы»

Выпускной

Праздник детства


Запланированные праздники распределяю по содержательной направленности:


- театральные;

На мой взгляд по сложности проще выучить песню, далее поставить танец, а театрализация готовится дольше по времени и….как показывает практика….не все дети артисты….

Поэтому на каждом празднике ввожу театрализацию: готовим тематические сценки, миниатюры.

В апреле ежегодно проводим « Неделя театра», где каждая группа участвует в единой программе по определенной теме и презентует свое театрализованное представление.




- познавательные;

Традиционным праздником в саду стала любимая игра « Умники и умницы», где дети не только показывают знания, умения, навыки, но и выступают, открывают игру музыкальным номером, танцуют на минутках активности. Домашнее задание озвучивают песней.

В этом году объявлен конкурс детских проектов

« Мои первые открытия» по темам: « Солнце», «Комнатные растения», « Банковская карта»,« Муравей».

Свои проекты дети будут защищать творчески, с использованием музыкальных фрагментов, детских песенок и инструментального сопровождения.


- спортивные;

Включаю в план « Парад гимнастик», « День здоровья» по станциям (на свежем воздухе), «Детскотеки»( организованная конкурсно – танцевальная игровая программа) , «Найди клад», «Фестиваль народных игр».


- музыкально – литературные;

С большой радостью дети участвуют на праздниках в роли литературных героев в старших группах « Как Муха – цокотуха весну встречала», «Путешествие по радуге»,

« Краденое солнце» (как дети помогли вернуть солнышко в средней группе) по К.И. Чуковскому.


  1. Проектный этап:

Составляю подробный план подготовки приближающемуся событию, решаю вопрос даты, времени, месте проведения, определяю совместно музыкальную программу праздника с воспитателем каждой возрастной группы. Распределяю роли.

Детский праздник объединяет разные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, инсценировку, изобразительное искусство.

В каждой возрастной группе есть свой хронометраж программы на празднике (песни, танцы, игры, театрализация, физкультминутки, стихотворения, сюрпризные номера….)

Очень ответственной и сложной является роль ведущего праздника. Это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.


От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы. Зная коллег – я могу определить, кому дать роль ведущего, а кто талантливо сыграет на празднике любую роль.

Праздник должен проводиться в хорошем темпе, что очень зависит от ведущего, а также должен быть динамичным, веселым, интерактивным, богатым на сюрпризы, неожиданности. И обязательно с подарками.

На этом же этапе я определяюсь с решением таких организационных вопросов, как форма проведения праздника, сроки оформления сценария, проект оформления, приглашения, составление соглашений….


  1. Сценарный этап:

В сценарии необходим привлекательный и динамичный сюжет, четко выстроенная композиция, привлечение определенных традиций, ритуалов, обычаев, яркая наглядность зрелища за счет антуража, реквизита, костюмов, использование интерактивных форм и творческого игрового взаимодействия, скрытая интрига, сюрпризность…

При написании сценария стараюсь включить определенное морально – эстетическое испытание, задание, чтобы привести ребенка к самостоятельному принятию решения и осуществления добрых поступков. Только тогда праздник становится действительно воспитательным, а не просто развлекательным способом заполнения времени. Праздник может учить детей не только развлекаться, но и вести к пониманию «полезного досуга».

Например, преодоление с героем определенных препятствий, достижение добрыми персонажами ценных человеческих качеств, укрепление веры в непобедимость Добра. А дети с удовольствием будут петь, танцевать, играть, выполнятьтворческие задания – они просто радостно живут в этих видах деятельности.

При написании сценария учитываю время проведения праздника. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность развлечения для них не превышает 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличиваю до 45-55 мин. и репертуар планирую гораздо богаче и разнообразнее.



Ярко и интересно можноначать праздник!

В любом празднике должно быть яркое начало . Это может быть выступление профессионального творческого коллективаДШИ, ДДТ, ГКЦ (вокала, танца, исполнительского искусства) на празднике « День защиты детей», «День музыки».

По- разному организую вход детей в музыкальный зал: входят после торжественных фанфар, маршируют, устраивают праздничное шествие с перестроением, входят с атрибутами, использую элементы театрализации, дети сами открывают праздник, вбегают под смешную музыку, входят парами под полонез, ребенок может зайти в начале праздника в костюме героя, который позовет всех детей в зал.

Развитие действия, оно занимает приблизительно половину общего времени праздника, где для участников ввожу новые усложнения, неожиданные решения, которые могут временно успокаивать аудиторию праздника, снова разжигая ее внезапным бурным продолжением борьбы.

В праздничной программе все конфликты должны быть обязательно благополучно разрешены.Торжество доброго, умного, светлого должно быть очевидным, потому что ориентирует души всех участников игрового пространства на позитив, радость и счастье.

Кульминация -это обязательная, самая главная, важная, но короткая часть праздничной программы. Например, появление подарков после колдовства Кикиморы, Бабы Яги, торжественное появление долгожданного гостя, победа в единоборстве Ильи Муромца, превращение подарков Деде Мороза из мелких в крупные, спецэффекты …..и т.д.

Из спецэффектов я использую: снегопад, шаропад листопад, большой шар с сюрпризами.

В кульминации я использую исполнение всеми присутствующими общей песни, выполнение доступного, ритмичного танца, демонстрация ритмичных аплодисментов, жестов одобрения, жестов единства ( объятия , пожатие рук), хоровое скандирование пожеланий, слов благодарности.

В финале праздника происходит закрепление в сознании ощущения общей радости и ликования как результата выполненных действий, прожитых событий.

Каждый ребенок после праздничной программы должен чувствовать воодушевление, чрезвычайный свет и легкость.





  1. Подготовительный этап:

Непосредственная подготовка к празднику не только педагогического коллектива, но детей и родителей.

На этом этапе я подбираю необходимый материал, репертуар, учитывая возможности каждого ребенка (кто стихи, кто танец, кто колокольчик подержать…), выбираю детей на участие в индивидуальных номерах (сольные, групповые, интерактивные номера).

Музыка как действующее лицо детского праздника: вдохновляет, создает эмоциональное настроение у детей, украшает, обогащает эстетическое впечатление, организует, обеспечивая управление поведением детей благодаря метро – ритмической организации, стимулирует к ситуативным действиям и проявлениям ( аплодисменты, встать на исполнение песни, выти на пляску, собрать клубочки, шарики, сесть на стульчик после выступления - без просьбы ведущего).

Музыка изначально настраивает участников на восприятие, на ней будут построены все номера праздника и она последней проводит детей в группу.

Я использую форму звучания: пение под аккомпанемент музыкального инструмента, сопровождение хореографических композиций, сопровождение театральных выступлений, подбираю фоновое сопровождение во время исполнения стихотворений, использую ритмичную музыку для игр, конкурсов. Аттракционов, включаю театральные звуки и шумы ( образ персонажа)

Музыка звучит во время детского праздника почти постоянно, убеждая в том, что музыкальная деятельность занимает важное место в содержании детских праздников.

При подготовке к празднику я использую не только тот репертуар, который готовим именно к выступлению, но и те танцы и песни включаю, которые мы учили ранее и они идеально подходят по теме развлечения.

Вдохновляющим источником прекрасного в детском празднике могут быть:

- художественный литературный материал, в выразительном исполнении (ведущий);

- музыкальный материал. Исполнение основного репертуара, так и использование музыкального сопровождения праздника ( фон, музыкальные позывные, фанфары, использование театральных шумов…);

- игровой реквизит , материал для творчества, призы,

угощение;



- яркое и содержательное оформление праздничного зала, праздничные костюмы, элементы для театрализации.


На этом же этапе разрабатываю макет праздничного оформления.

Оформление зала, сценические костюмы, декорации антураж, реквизит, призы – все это должно отвечать обстоятельствам конкретной эпохи, места и ситуации.

Мы приобщаем детей к деятельности: могут изготавливать аксессуары к костюмам, на мастер – классах вырезать снежинки, готовить рисунки для праздничного вернисажа, оформлять письма – поздравления родным, украшения для комнат и холлов, готовить праздничные подарки, сделанные своими руками.

При оформлении зала мы всегда используем боковую стену, где всегда размещено яркое панно (художественная композиция, отражающая тему праздника).

Это помогают увидеть и понять обстановку, где происходит действие: лес, поляна, арена, площадь, небо….

Между тематическими праздниками – зал украшает сезонное оформление(весна, зима, осень).

С коллегами оформляем элементами воздушного декора, драпировкой тканей, лентами, природным материалом, поделками с мастер – класса (птички), рисование на зеркалах баллончиком «снежок». Очень нравится техника вытынанка - резные узоры из бумаги, вид древнеславянского народного декоративного искусства.

Костюмы и декорации выполняют важную содержательную роль: они раскрывают зрителю характер персонажа, его сценический образ, они призваны воспитывать у него чувство вкуса, красоты, гармонии.

Детали и элементы праздничного костюма самих детей призваны помочь им сыграть роль, успешно выполнить нужные действия.

Огромную помощь оказывают родители – наш тыл.

Помогают в разработке и изготовлении костюмов, подбирают и закупают подарки, призы, угощение. Выступают на праздниках в роли персонажа: на ярмарке – продавцы, в Новый год – Дед Мороз…..





  1. Период ожидания:

На этом этапе дети должны понять свое задание, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в процессе разучивания стихотворений, постановки танцев ,подготовки зала, они видели и понимали, для чего они это делают.

Ребенок получает удовольствие от процесса подготовки к празднику, и от личного успеха на каждом этапе этого пути. Успех формирует мотивацию к последующему продвижению.


  1. Репетиционный этап:

На этом этапе провожу музыкальные занятия со всей группой, репетируем номера массовых сцен, танцы, перестроения…),

Репетиции с творческими группами и солистами логично проводить во вторую половину дня и длятся они 12 – 15 мин.

Провожу генеральную репетицию над отдельными крупными эпизодами, но не репетирую игры, сюрпризные номера, выход неожиданных гостей. Дети не должны знать тексты артистов.

С коллегами также провожу необходимую встречу для «прогона» по сценарному ходу, определяясь с выступлением героев и проведением действия на празднике.

На этом этапе проводится работа по усовершенствованию сценария, исправление недостатков, замеченных во время репетиции.


  1. Реализация замысла:

Праздник чувствуется в атмосфере, царящей в этот день. Праздник встречает детей на пороге детского сада музыкой, убранством детского сада, нарядностью зала.

Каждый ребенок хочет видеть своих родных на празднике. Конечно, им надо быть в этот день с ребенком и получить наслаждение от общения с ним, его выступления и общения с ровесниками.

Ни один праздник не обходится без изюминки. Эта изюминка - сюрпризный момент. Его задание – подготовить детей к заслуженному получению подарков за достойно пройденные преграды. Подарок – награда за достойные поступки.

Финал праздника должен утвердить в сознании детей главную идею, закрепить в душе и памяти как моральный урок. Праздник заканчивается фотосессией.


Снимок станет прекрасным способом возвращения участников действа в пережитое, а также показать фото родным и близким, кто не смог быть на празднике.

Праздник – время для радостного общения и детей между собой и родителей с ребенком.


  1. Оценочный этап. Анализ.

Провожу обсуждение прошедшего праздника на совещании педагогов, где обсуждаем положительные моменты а и допущенные ошибки.

Подводим итоги, отвечая на вопросы:

Все ли задачи удалось решить?

Использованы все ли воспитательные возможности праздника?

Как принимали участие все участники праздника?

Что нового узнали дети?

Научились ли работать вместе дети?


Организация праздников, развлечений способствует повышению эффективности воспитательно- образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенкаи развивает творческие способности каждого ребенка, а также удается массово увлечь детей.


Хочу представить конспект весеннего развлечения

« Путешествие по радуге» в старшей возрастной группе.



Литература:

1. М.Б. Зацепина« Культурно – досуговая деятельность в детском саду».

2. А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».

3. Н.А. Ветлугина « Методика музыкального воспитания в детском саду».

4. Е.И. Юдина « Первые уроки музыки и творчества»

5. Н.Н Шуть« Организация детских праздников»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!