Опыт работы по теме: «Развитие познавательного интереса к окружающему миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования».
Воспитатель первой квалификационной категории: Ильина Е. Е.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который
формирует познавательный интерес к миру природы и положительного к ней отношения.
«Деревня»
«Улица города»
«Сказочный замок »
«Зимний лес»
Уважаемые коллеги, я расскажу Вам историю о планете с необычным названием «Макетоигралия».
На этой планете живут дети.
Проблема состояла в том, что дети
не умели играть, фантазировать, не проявляли интереса к миру Природы. Природа для них была - неизвестная среда.
Планета
Макетоигралия
Взрослые, понимая серьезность проблемы своих детей, отправились вместе с ними в путешествие по планете, для того чтобы сформировать речевую компетентность, развить творческое воображение, научить детей строить взаимоотношения со сверстниками, но самое главное – развить у детей познавательный интерес к миру природы.
«Обучение входит в жизнь ребёнка
через ворота детской игры».
Любознательность является одним из признаков познавательной активности ребенка.
Страна Любознательность
С помощью фигурок зверей и реалистично созданных элементов природной среды дети в наиболее доступной, привлекательной, игровой форме знакомились с природными условиями и животным миром разных континентов планеты.
«Африка»
Многие виды знаний, которые ребенок не смог усвоить на основе наглядных материалов, он легко усваивает в виде действий с макетом, отображающим существенные черты изучаемых явлений.
«Арктика»
Обогащение предметно-развивающей среды с помощью макетов способствовало развитию любознательности, и самое главное – развитию познавательного интереса к миру природы. Взрослые приложили все усилия для возрождения условий, в которых ребенок стал играть со сверстниками, сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу.
Страна Взаимодействия
С помощью мелких игрушек-персонажей дети становятся активными участниками придуманных сюжетов, соединяя реальные, сказочные и фантастические события.
В игре дети учились договариваться, словесно объясняя исходные замыслы, планировать начало игры, используя простой договор, стремились к взаимопониманию.
Макет стал удачным выбором для активизации
режиссерской игры, способствовал формированию речевой компетентности.
Во время игры дети использовали доказательную речь, рассуждали, а значит развивалось логическое мышление, словарь и выразительность речи.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому родители активно помогали собирать природный и бросовый материал, участвовали вместе с детьми в создании персонажей и атрибутов для макетов.
Страна Воображения
Воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Играя с макетами, у детей развивалось воображение. Со временем оно становилось особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.
«Бумажный лес»
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
«Щенячий патруль» в гостях у «бумажных зверят».
С помощью мультипликационных персонажей-игрушек и придуманных детьми сюжетов, герои западных мультфильмов становятся обладателями таких нравственных качеств, как доброжелательность, гостеприимство, смелость и т.д.
Страна Развивающих Игр
Дидактические игры с макетом способствовали развитию математических представлений, речевой активности, мышления, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
- «Какой овощ пропустили?»
- «Что в корзинке?»
- «Соберем фрукты в саду»
- «Вершки-корешки» и т.д.
В стране «Исследования» дети знакомились с разными по фактуре, по качеству, по форме материалом (ракушки, камушки и т.д.). Работа с материалами способствовала развитию мелкой моторики рук, а также снятию психоэмоционального напряжения.
Страна Исследования
В результате путешествия у детей обогатился кругозор познания мира природы, обогатилась детская игра, в которой они научились общаться, взаимодействовать. А самое главное - повысился уровень познавательного интереса к миру природы, способствующий формированию положительного к ней отношения.
Спасибо за внимание!