СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме «Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средство развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося в условиях реализации ФГОС».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по теме «Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средство развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося в условиях реализации ФГОС».

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме «Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средство развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося в условиях реализации ФГОС».»

Мой опыт работы

Школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности в физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В этой связи решающее значение имеет оптимальное использование подвижных игр и игровых упражнений.

В условиях модернизации современного образования и реализации ФГОС основным приоритетом педагогического образования становится подготовка компетентного, мобильного специалиста, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность, быть подготовленным к работе на достойном уровне. С целью достижения обозначенной задачи необходимо изучать и внедрять современные педагогические технологии в учебный процесс для совершенствования своей профессиональной деятельности.

Поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет – «Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средство развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося в условиях реализации ФГОС».

Проблема использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средство развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося в условиях реализации ФГОС становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

Цель моей педагогической работы: показать роль использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средства развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- использовать игровые и соревновательные технологии для развития социально- коммуникативной компетентности личности обучающегося;

- активизировать и совершенствовать основные психические процессы, лежащие в основе двигательной активности обучающихся;

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей;

- воспитывать у обучающихся положительное отношение к физической культуре и спорту.

Теоретическая характеристика понятий «игровые технологии», «соревновательные технологии», «социально-коммуникативная компетентность» рассматривается в трудах ученых отечественной и зарубежной педагогики и психологии (A. B. Кадетова, И. В. Никитин, В. В. Дьяконов, Ю. Г. Травин, В. И. Лях, Л. Б. Кофман, В. К. Бальсевич, Ф. П. Рябинцев, И. А. Гуревич, A.A. Германова, А.Е. Дубового, , А. П. Матвеева, Ю. И. Портных, С. А. Шмаков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, О. А. Карабанова, В. В. Рубцов, В. И. Панов, Л. Н. Бережнова, В. Г. Воронцова, Л. И. Новикова, С. В. Тарасов, В. Я. Ясвин и др.).

Для достижения поставленной в педагогической работе цели применяю технологии:

- игровые;

- соревновательные и др.

Игровая технология.

Игровые технологии позволяют повысить темпы формирования двигательных навыков у детей, интерес к занятиям физическими упражнениями. Во время игр обучающиеся всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр обязывают их к сдержанности. Дети в играх отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают свои положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося. Игры отличаются большой эмоциональностью, так как при правильной их организации они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. В них больше чем в других физических упражнениях участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им позволяют их индивидуальные возможности. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.

На каждом уроке физической культуры применяю элементы игровой технологии:

- для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол);

- для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры);

- для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения;

- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Соревновательная технология.

Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Соревновательная технология – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность технологии заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревнования является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно- игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности, как на уроке физической культуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях (внеклассная деятельность)) за счет подключения эмоций обучающихся. Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Применение элементов соревновательной технологии:

- при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – обучающийся применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете; - на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для повышения эмоциональной направленности урока, увеличения интереса к игре, повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств;

- соревновательный метод очень эффективен в привлечении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – обучающиеся охотно участвуют в соревнованиях между классами школы, активно болеют за команды одноклассников, что способствует более ответственному отношению к предмету «физическая культура» и повышению стремления детей к самосовершенствованию;

- во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает обучающимся обрести уверенность в своих силах.

Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования школьной сборной команды по разным видам спорта.

Еще одна составляющая моего педагогического опыта - социально- коммуникативная компетентность личности. Под ней понимается способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Этот вид компетентности формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность. В ее состав входят:

1) умение ориентироваться в социальных ситуациях;

2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия;

4) особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и свое собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).

Этапы реализации технологий. При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма.

1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для обучающихся.

3. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

5. Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов: - принцип развития игровой динамики; - принцип поддержания игровой атмосферы; - принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; - принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. 6. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с обучающимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведении игр придерживаюсь следующих правил:

- простота и доступность правил;

- каждый ребенок должен быть активным участником игры;

- исключить возможность получение травм, угрозы здоровью детей;

- безопасность используемого инвентаря.

Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по общему сюжету и т.д.

В своей педагогической практике использую различные виды игр:

  • Сюжетные игры;

  • Бессюжетные игры;

  • Бессюжетные игры с использованием определенных предметов;

  • Игровые упражнения;

  • Игры-забавы;

  • Игры с элементами соревнования.

Немаловажную роль в приобретении обучающимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности на уроках, а это зависит от правильного выбора методов, приёмов и средств обучения. В своей работе  применяю разнообразные методы и приемы обучения. Провожу нестандартные уроки  с использованием элементов современного урока:

  • Урок-игра

  • Урок-соревнование

  • Урок-турнир

  • Интегрированный урок

  • Урок- исследование

Для решения учебно-воспитательных задач применяю методы:

  • фронтальный,

  • групповой,

  • индивидуальный,

  • круговой

  • соревновательные

Использую различные варианты нагрузок и отдыха.

Как учитель физической культур я часто сталкиваюсь с проблемой освобожденных от уроков физкультуры учеников. Эту проблему я решаю через ряд творческих заданий, которые, на мой взгляд, могут быть интересными и полезными для моих учеников. Это сочинение сказки о спорте «Страна Спортляндия», «Приключения», составление кроссворда «Виды спорта», «Полезная и вредная еда», проектные задания: видеоролик «Моя утренняя зарядка», презентация, составление дорожной карты и другие формы. Такие задания не только закрепляют знания о физической культуре и здоровом образе жизни, но развивают творческое начало у учащихся.

В этом нам помогает использование на уроке информационных компьютерных технологий. Использование мультимедийных технологий помогает сделать урок интереснее, насыщеннее.

Использование данной технологии помогает сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор информационных технологий обусловлен необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации, включая электронные носители. Я провожу теоретические уроки, где применяю ИКТ. Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Обучающиеся учатся отрабатывать приемы, видят, как это выполняют мастера. При знакомстве с тем или иным видом спорта мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по местам его зарождения. Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в поиске информации в Интернете необходимого материала для написания рефератов и проектов.

Использую на уроке физической культуры проектные технологии. Это позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Совместная работа способствует развитию социально-коммуникативных компетентностей.

Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. 

В связи с введением стандартов второго поколения неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность, которая рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Главная цель учителя современной школы заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в обучении, смогли бы найти свое собственное «Я» в этом мире, максимально раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества. Средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Поэтому необходимо использовать для этих целей ещё и внеурочную деятельность. Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети - эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остаётся в их памяти. 

Одной из увлекательных и массовых форм внеклассных мероприятий по физической культуре в школе является спартакиада. В первую очередь, она в себя включает те виды упражнений, которые входят в школьную программу:

  • осенний легкоатлетический кросс, в котором принимают участие дети с 1-11 класс

  • «День здоровья», на это мероприятие идут с большим желанием и дети, и педагоги, и их родители. В его программу включаю игры, основанные на соревновательных элементах, при этом учитываю, что у детей разные медицинские группы, поэтому обязательно дозирую нагрузку, а также учитываю возрастные особенности. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах

  • первенство по баскетболу среди 8-11классов

  • первенство по пионерболу среди 5-7 классов

  • «час веселых состязаний» среди 1-4 классов

  • «Мама, папа, я – спортивная семья!», папы и мамы видят своих детей с новой стороны, лучше узнают их, осознают жизненную необходимость регулярных занятий физической культурой. Благодаря этой встрече учащиеся начинают заниматься более усердно.

  • «А ну-ка, мальчики!» проводятся среди 1-4, 5-7, 8-11 классов

  • «Зимние забавы» - среди 1-4, 5-7, 8-11 классов

  • «Многоборье» среди 3-5 классов

  • «Легкоатлетическая эстафета к 9 мая» 2-11 классы

Также обучающиеся принимают активное участие в городских соревнованиях: «КЭС – баскет», «первенство по волейболу», «Юный спринтер», «Многоборье среди 3-4 классов, 7-8 классов».

Для привлечения большего числа учащихся к занятиям спортом я тесно работаю с родителями и родительским комитетом. Стараюсь убедить родителей в необходимости занятий физкультурой.

В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

- повысить качество знаний учащихся;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;

- сформировать потребность у учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровье сберегающие навыки.

Таким образом, благодаря использованию данных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности развивается социально-коммуникативная компетентность личности обучающегося, прививаются такие важные личностные качества, как толерантность и коллективизм, совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье, отбираются сильнейшие для участия в соревнованиях.

Мой опыт работы учителем физической культуры позволяет утверждать, что с помощью добротно проведенных уроков, системы домашних заданий, определенной организации массовой внеклассной работы можно добиться высокого уровня.

Я считаю, что моя профессия – одна из самых интересных и сложных. И вместе с тем она нужная и благородная.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!