Опыт работы по теме: « Развитие познавательного интереса на уроках ОБЖ»
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой
Целью проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности в школе является обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся один раз в неделю, поэтому очень важно постоянно поддерживать у детей интерес к данному предмету. Думаю, все согласятся, что это одна из важнейших проблем современной школы. Многие учащиеся теряют интерес к учению, и происходит это по различным причинам. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Для осмысления усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя.
Я считаю, что различные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культуры безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.
Опыт использования в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов, показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 9 класс.
При изучении программы ОБЖ рекомендуется примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам деятельности. Доказано, что проведение практикумов, конкурсных программ, тренинговых занятий в значительной степени повышают заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасности жизнедеятельности.
Большинство предлагаемых учителям методических форм допускает возможность использования творческих заданий преимущественно в устном варианте, но вполне допустим и письменный вариант. Все тематические игры рассчитаны на взаимное творчество, совместный поиск решения, что позволяет обеспечить более высокий эффект изучения азов безопасности детьми.
Как же добиться того, чтобы ученики с интересом изучали основы безопасности жизнедеятельности?
Начать эту работу я решила с изучения познавательной деятельности.
Исследовала пути, методы, приемы, формы работы для развития познавательной деятельности. Изучила литературу по данной теме. Исследовала условия развития познавательной деятельности.
Я.И. Перельман — основатель жанра научной популяризации в нашей стране — считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Нужно искать дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль работать. Занимательная наука делает труд интересным, потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения. Занимательная наука не превращает обучение в род забавы.
В педагогических исследованиях занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, способствующее переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.
Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, — сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Анализируя различные позиции по вопросу занимательности (занимательность — это либо помеха в обучении, либо необходимый элемент, помогающий обучению), опираясь на изучение и обобщение системы учебной деятельности многих учителей, можно показать, что занимательность — важное и в то же время достаточно острое средство обучения.
Занимательность эффективна тогда, когда учитель правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно:
- как первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности;
- как опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов;
- как своеобразная разрядка напряженной обстановки в классе, т.е. как средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий.
Занимательность можно включать в процесс формирования познавательных интересов, в изложение материала, способствующего общему развитию учащихся. Изолируя занимательность от проблемы познавательных интересов, обособляя ее от общего плана развития учащихся, делая занимательность лишь средством препарирования учебного материала, учитель игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное средство. Учащиеся в таком случае начинают учиться лишь постольку, поскольку это учение занимательно.
Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:
— занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока — они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;
— занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета;
— решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;
— ограниченное количество часов вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала;
— важен последовательный переход от простых задач к сложным;
— учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;
— при неправильном поиске ответа учитель должен дать ученику правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ;
— после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
При подготовке занятий необходимо учитывать несколько факторов:
—возраст детей, актуальность и доступность темы;
—условия жизни конкретных школьников.
Цель игрового обучения – обеспечение деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает» (Т.А. Апинян), и это объяснимо, потому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы высокую эффективность преподавания и, вместе с тем, гармоничность развития личности.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка можно, используя простой материал. Он рассматривал игру ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».
При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно». И продолжал: «Преждевременное превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству».
Творческие задания.
В практике преподавания ОБЖ широко использую вербальные (словесные) головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.
Под головоломками в психологии подразумевается особый тип проблемных задач, построенных с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей, - предрасположенность к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов.
Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности производственного характера, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышления, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание же такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.
При изучении темы «Автономное существование человека в природе» (6 класс), при закреплении темы я использую различные виды шифровок.
Например:
1. Ваша задача расшифровать срочное донесение. Каждой цифре в шифровке соответствует определенная буква. Желаю удачи.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
о | у | ж | н | щ | а | п | ь | м | и | в | д |
4 2 3 4 6 7 1 9 1 5 8 7 10 5 6 11 1 12 6
(ответ: Нужна помощь, пища, вода)
2. «Частокол». Это еще один вид шифровки. Расшифровав эту фразу, вы узнаете основное правило здорового образа жизни. Ваша задача «собрать» по порядку буквы: от самой большой до самой маленькой.
ПИОПСОРСОРОТУСДЖЬМ
(ОТВЕТ: подружись со спортом).
Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать последним краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе.
Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.
Составлять и предлагать кроссворды надо осмыслено, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.
В первый раз, знакомя детей с кроссвордом, я даю некоторые представления об истории этой популярной игры.
Что такое кроссворд и как его разгадывают, знают все. Слово «кроссворд» произошло от английских слов («cross» - пересечение, «word» - слово) и в переводе означает «пересечение слов, крестословица». Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: вписываемые нами в клеточки слова всюду взаимно пересекаются. Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Рисование кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, расширяющее кругозор, тренирующее память, обостряющее сообразительность, вырабатывающее настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания, приучающее к краткости и четкости формулировок. При решении кроссвордов подчас приходится пользоваться литературой, советоваться, расспрашивать, вспоминать забытое и узнавать новое.
Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост. В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока я предлагаю им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим дома. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной группы, передаю для решения другой. Но сначала, проверяю составленный детьми кроссворд, так как они могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным. Лучшие работы показываю всему классу, поощряю детей и словом и отметкой. Если кроссворд не получился, указываю на ошибки, и стараемся вместе с учеником их исправить. Наиболее интересные и содержательные кроссворды использую для дальнейшей работы с учащимися других классов
Например: кроссворд, составленный учащимся 6 класса
Вопросы:
1. Прибор для определения сторон света.
2. Небесное светило, которое служит одним из ориентиров.
3. Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар.
4. Сумка туриста.
5. Разгадав эти слова, узнаете выделенное слово кроссворда.

Кроме того, на уроках ОБЖ в старших классах я использую чайнворды. Чайнворд (англ. «chain» - цепь, «word» - слово)- это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов и т.п.), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираю слова, главным образом отражающие специфику школьного предмета ОБЖ.
Например: СветофоРисКурениЕ….
Количество используемых в чайнворде терминов и их содержание зависят от решаемых учебно-воспитательных задач, а также от вида проводимого мероприятия и времени. Из опыта использования чайнвордов в своей работе я пришла к выводу, что не следует использовать чайнворды, содержащие более 10 слов.
В соответствии с принципом научности в обучении слова для чайнвордов и определения к ним должны обязательно соответствовать стандартам, техническим справочникам и словарям. Но, чтобы повысить интерес к выполняемым заданиям, вместо «сухих» определений терминов для их зашифровки я использую загадки, ребусы, отдельные рисунки, слова – анаграммы, синонимы и т.п.
Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеклассное время.
Для быстрого и эффективного контроля правильности решения любого чайнворда я заранее подготавливаю ответы. Некоторые я вписываю и помещаю в требуемой последовательности на отдельной карточке, а некоторые дублирую чайнворд – задание с предварительно заполненной сеткой.
Опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством. Решение их активизирует проверку и закрепление знаний учащихся, особенно на завершающем этапе изучения тем и разделов программы. Они содействуют развитию у ребят мышления, самостоятельности и настойчивости. Чайнворды можно использовать как непосредственно на уроках, так и во время проведения внеклассной и внешкольной работы по предмету (турниров, конкурсов, утренников, вечеров и других мероприятий). А отдельным, наиболее любопытным и увлеченным учащимся я предлагаю чайнворды для самостоятельной работы дома (как домашнее задание).
Также в своей работе на уроках я часто использую ребусы. Ребусы с использованием интересных сведений способствуют развитию познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.
Ребусы появились 400 лет назад во Франции. В России первые публикации ребусов относятся к середине 19 века. Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д. (см. приложение № 3).
Чтобы использовать ребусы в учебной работе, я изучила правила их составления и разгадывания. Раздавая ребятам ребусы, я каждому раздаю памятку.
Названия всех предметов, изображенных в ребусах, читаются только в именительном падеже.
Если изображение предмета перевернуто, слово следует читать справа налево. Например, в ребусе зашифровано слово «модель». Слово «дом» в перевернутом на рисунке виде читается как «мод», рядом изображена ель.
Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения (в начале или в конце) от слова надо отнять одну или несколько букв.
Иногда из слова нужно убрать букву или заменить ее на другую. Тогда ее помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставят знак замены «=».
Цифры, поставленные возле изображения, указывают на порядок, в котором нужно переставить буквы.
Изображение нот подменяют соответствующими словами.
Предметы могут быть изображены один над другим, или буквы разделяются горизонтальной линией (т.е. изображение их имеет вид дроби). В этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предметы или буквы, надо использовать по смыслу предлог «на» или «под».
На поверхности одной буквы могут быть размещены другие. В этом случае следует добавить слог «по».
В ребусе может быть изображен фрагмент географической карты.
Если в ребусе встречаются буквы, отдельные или объединенные в слоги, они читаются, как обычно.
Если фрагменты предмета изображены пунктирными линиями, то на них не следует обращать внимания.
Опытом установлено, что использование при обучении безопасности жизнедеятельности загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяют общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность и др.
Загадки я использую на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.
Например, по теме «Пожарная безопасность» в 5 классе я использую такие загадки:
1. В избе-изба
на избе труба
зашумело в избе,
загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(печка).
2. Шипит и злиться, воды боится,
с языком, а не лает,
без зубов, а кусает.
(огонь).
3. К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое Величество!
Это … (электричество).
Более широкие возможности для использования загадок создаются при организации массовых форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Командам или отдельным участникам таких мероприятий я предлагаю разгадывать загадки определенной тематической направленности или самостоятельно составлять их, используя заранее подготовленные термины. В то время, когда соревнующиеся команды заняты выполнением практических заданий, ведущий предлагает подобные загадки для болельщиков.
Во внеклассной деятельности, я провожу конкурсные программы – это специально организованные соревнования. Цель таких соревнований – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.
В этом и заключается главный педагогический эффект творческих заданий: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими.
Содержанием для организации конкурсной программы по ОБЖ служит содержание тем по курсу основ безопасности жизнедеятельности – все это зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.
Конкурсные программы строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включен. Поэтому в конкурсных программах я делаю упор на активные действия.
Такой вид деятельности позволяет учащимся:
Уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью.
Развивать эмпатию.
Осваивать новые модели поведения и формы общения.
Находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в отличии от группового обсуждения, где проблемы решаются как бы со стороны).
Организация конкурсных программ по ОБЖ процесс многоэтапный. Так как необходимо продумать задания, критерии оценок, состав жюри, призы, реквизиты, помещение.
В своей работе после каждой конкурсной программы я составляю таблицу анализ мероприятия.
Что получилось | Что не получилось | Следует учесть |
| | |
Заполнение такой таблицы позволяет учесть недочеты и при планировании следующего мероприятия не допустить таких же ошибок.
Занимательные задания побуждают работать мысли учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
Работа по теме «Развитие познавательной деятельности» помогла мне углубить и обобщить знания. Помогла создать копилку приемов и навыков по развитию познавательной деятельности. Использование разнообразных упражнений, игр, тренировок, ребусов, тестов, делает урок ОБЖ эффективным, интересным.