СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней и старшей групп (семейный театр, участие родителей в мероприятиях ДОО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я обобщаю опыт взаимодействия с родителями воспитанников средней и старшей групп в процессе активного вовлечения мам и пап в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней и старшей групп (семейный театр, участие родителей в мероприятиях ДОО)»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ

  • Семейный театр по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (родители средней группы)

  • Музыкально-литературная композиция «Светлый праздник День Победы» (родители старшей группы)


В соответствии с ФГОС ДО, возрастает роль родителей как на уровне ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч.1 п.6 п.п.9)


1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В современной дошкольной педагогике семья рассматривается как основной фактор, определяющий личность ребёнка. В семье под воздействием любящих взрослых закладываются основы всех сторон развития дошкольника. Именно семья способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка и его физической формы, определяет успешность интеллектуального, речевого развития и детской любознательности, помогает раскрыться способностям дошкольника и формирует художественные вкусы.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Характерной особенностью современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие общества в жизни дошкольной образовательной организации.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Однако, родителей надо тоже воспитывать, и мы с вами понимаем, что воспитывать родителей гораздо сложнее, чем детей. Потому что воспитывать и обучать родителей нужно с учетом их возрастного и жизненного опыта. При всём при этом - степень такта, чуткости, терпения и профессионализма педагога должны быть очень высоки.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний.

С чем мы сталкиваемся в своей работе каждый день? – с низкой компетентностью родительского поведения. Между детьми и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (эмоционально-отвергающие, жестоко агрессивные). А ведь роль накопленного багажа знаний, эмоций, впечатлений, ощущений в первые годы жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

Поэтому мы все с вами пониманием, что необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми. В чём состоит наша задача? Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им новые формы взаимодействия.


Семейный театр – о котором я хочу вам рассказать – это действо, которое готовят родители, в котором родители участвуют в качестве актеров, действо – которое является неким сюрпризом для детей, которое вплоть до премьерного показа дети не видят, хотя сами тоже участвуют в нём. Но – обо всём по порядку.


Что такое семейный театр?

Семейный  театр в детском саду – это особая конструктивная  форма  взаимодействия  ДОО с семьёй, это творческое объединение  нескольких семей, созданное  при участии педагогов.


Семейный театр в детском саду ориентирован на:

- развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества;

- повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства;

- приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях;

- содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях;

- помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.


Что даёт семейный театр?

Родителям:

  • источник новых знаний;

  • эмоциональные  переживания;

  • адекватное  восприятие действий ребёнка;

  • и что очень важно - приобретение опыта  совместных переживаний.


Театр дает родителям возможность подарить ребёнку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

  Ребёнку:

  • овладение  способами взаимодействия  со сверстниками и другими взрослыми;

  • познание окружающего мира.

Важно для обеих сторон – и детям и родителям – укрепление детско-родительских отношений.


От идеи – до воплощения

27 марта 2023 года в рамках празднования Всемирного дня театра в нашем детском саду состоялась премьера спектакля «Заюшкина избушка». В ролях – родители и воспитанники средней группы № 9.

Как мы начинали? Я предложила родителям поучаствовать в показе сказки в качестве актёров. Реакция была разная: кто-то скромно промолчал, кто-то сделал удивленные глаза. Но были и те, кто решился участвовать в спектакле. На моё предложение – порадовать малышей сказкой – откликнулись три мамы, бабушка и сестрёнка Василисы.

Мы собрались полным составом артистов, распределили роли, обговорили костюмы – кто-то брал у знакомых, кто-то собирал свой костюм из различных элементов. Обсудили декорации – родители с большим интересом включились в обсуждение изготовления домика для Лисы – как сделать, чтобы дом растаял…Столько идей я услышала! Конечно, почти все предложенные идеи мы уже апробировали в детском саду, но – для родителей это были настоящие открытия, работа мысли, активная, творческая и кипящая.

Подготовительный этап остался позади, и мы приступили к репетициям. Время для репетиций мы выбирали удобное – в 17 часов. К этому времени я подготавливала частично – декорации, либо чем-то их заменяла. Например, пока не был готов дом лисы, мы ставили для обозначения дома – стульчики. Как вы понимаете, это очень важно для родителей, людей – работающих совершенно в других сферах. Родители подходили на назначенные репетиции по возможности. Какие герои приходили, с теми и репетировали. За отсутствующих персонажей играла я. Конечно, я – как музыкальный руководитель – выполняла обязанности художественного руководителя, главного дирижёра, сценариста, хореографа, музыкального оформителя, а так же – исполняла роли всех отсутствующих героев. Исполняя все эти функции, очень важно не подавлять своими авторитетом участников процесса, а поддерживать их стремление к творчеству.

На первых репетициях исполнение ролей было несколько зажатым, неэмоциональным, родители просто отчитывали текст и заученно повторяли движения, показанные мною. Постепенно от репетиции к репетиции раскрывались творческие таланты артистов. Большой радостью мне было видеть, что герои прошли стадию простого повтора за мной – интонаций, движений, жестов и привносят в исполнение роли своё видение, своё прочтение. На последующих встречах мы занимались поиском музыкально-пластических решений отдельных сцен, репетировали с музыкальным сопровождением в элементах костюмов и с необходимыми реквизитами (можно условными), чтобы родителям было понятно, как «ведёт» себя костюм – не мешает ли хвост, куда девать руки, которые по совместительству крылья, где оставить косу, корзинку и прочее.

Генеральную репетицию мы провели, конечно, в полном составе, с декорациями, в условиях, максимально приближенных к показу. И вот он наступил – день премьеры! Спектакль прошёл на «ура»! Дети смотрели сказку, затаив дыхание, переживали вместе с Зайкой, помогали Петушку выгнать Лису из избушки, и сами принимали в спектакле активное участие – исполняя роли лесных зверят.

О роли детей, об участии детей хочется сказать особо. Обычно на праздниках родители сидят в зале, смотрят, лишь эпизодически участвуя – здороваясь с героем, или участвуя в какой-либо игре, либо выходят на танец. Мы сделали с точностью до наоборот. Родители были на сцене, дети были зрителями. Но – все дети были в костюмах лесных зверят.

И когда Заяц вышел на полянку из своей избушки, хвалил её, радовался, а потом пригласил в гости зверят – «пришли» наши дети-зверята. Вместе с Зайкой поиграли в игру и вернулись на свои места в зрительном зале.

Действие продолжается – пришла весна, и дети-зверята завели весенний хоровод. Дети сели и продолжилось действо – растаял ледяной дом Лисы.

В конце спектакля дети помогали Петушку прогнать Лису – топали и стреляли как охотники, а потом весело танцевали парный танец вместе с храбрым Петушком и Зайкой.

Таким образом у нас получилось решить следующие задачи – избежать переутомления детей (эти музыкальные включения – были словно своеобразные двигательные паузы), дети смотрели спектакль и одновременно участвовали в нем.

После спектакля мы сделали общее фото.

Конечно, постановка спектакля с родителями - дело кропотливое, хлопотное. Зато наградой за наш совместный труд становится радость детей, их гордость за своих родителей и появление дружного коллектива больших и маленьких, рождённого в совместной деятельности. И пусть в нашем театре не было большой сцены, световых эффектов и громоздких декораций, зато аплодисменты и смех были самые настоящие.


Такая форма взаимодействия ДОО с семьёй – семейный театр – позволяет педагогам перевести родителей 

  • от наблюдений за  игровыми действиями к прямому включению  в процесс театральной деятельности  в детском саду;

  • к построению взаимоотношений, основанных на принципах  уважения, доверия, открытости;

  • улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми;

  • перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному  досугу.


Ещё одна форма работы по развитию взаимодействия с родителями, о которой мне хотелось бы рассказать – это участие родителей в праздниках и развлечениях. Форма работы знакома всем, только мы её немного модифицировали. Большой и светлый праздник – День Победы – был полностью подготовлен силами воспитанников и родителей старшей группы под моим руководством. Дети старшей и подготовительной к школе групп были зрителями. Почему мы выбрали именно такую форму работы для этого праздника? Тема войны очень сложная. Мы росли по-другому, военные фильмы смотрели вместе с родителями, и не только в преддверии Дня Победы. Гордость за страну и Родину – у нас в крови. А сейчас, когда в мире столько попыток умалить роль советского солдата в этой нечеловеческой мясорубке, в этой страшной войне, столько попыток переписать историю, нравственно-патриотическое воспитание становится одной из актуальных и сложнейших проблем, которая – по моему мнению - должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Ведь то, что мы сегодня заложим в душу ребёнка, проявится позднее, завтра станет его и нашей жизнью.

В музыкально-литературной композиции «Светлый праздник - День Победы» мы восстанавливаем события той страшной войны для того, чтобы напомнить, как ценен мир и как бесценна человеческая жизнь.

Забегая вперед, скажу, что данная композиция произвела очень яркое, эмоциональное впечатление на детей. Это было обусловлено сочетанием одновременного воздействия звучащей музыки, эстетически оформленной развивающей предметно-пространственной среды, подлинностью представляемого детям видеоряда, богатства и разнообразия интонаций выразительного слова, движений, жестов и самое главное – эмоциональность восприятия такого сложного материала была в 10 раз усилена благодаря активному участию родителей. Родитель! Действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным воспитанием в детском саду, а в последующем - и в школе. Для ребёнка первым кругом общения всегда остается семья. Родители - первейшие воспитатели детей, это неизбежная реальность. Они необходимы ребенку для конструирования своего «Я», для конструирования его социальности, для конструирования его как гражданина сегодняшнего и завтрашнего дня.

В ходе проведения данного мероприятия дети были взволнованы, подпевали, с неослабевающим интересом рассматривали фото и видео материалы презентаций, сопровождающих музыкальные номера, дети чувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к этому великому событию.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций — это путь к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников приобретает сегодня глубокий смысл.


От идеи – до воплощения

Как мы начинали?

  1. Я разместила в приёмной старшей группы объявление с предложением принять участие в подготовке мероприятия ко Дню Победы. Срок установлен – неделя. Воспитатели сообщают мне, что родители волнуются, отказываются, потому что «петь не умеем». Прошу воспитателей передать родителям, что я, как музыкальный руководитель, буду рядом, буду петь вместе с ними, найдём решение для каждого вопроса. В итоге – откликнулись три мамы, папа и бабушка.

  2. Установочная встреча. Сценария у меня ещё нет – потому как вместе определяем репертуар, а я в зависимости от набранного репертуара буду составлять сценарий. Я предлагаю свой музыкальный репертуар: «День Победы», «Последний бой», «Катюша», «Смуглянка», «Баллада о солдате». Присутствующая бабушка говорит, что с внуком поют эту песню. Решаем обязательно взять её. Моя задача – послушать как поёт Семён, возможно – что-то подсказать, помочь. Фонограмму принесут сами. Замечательно! У меня готовы распечатанные тексты песен. Выбор песен обусловлен тем фактом, что это песни – знакомые взрослым, чтобы их исполнение во время мероприятия было уверенным, ведь что-то новое и сложное учить некогда – все родители работающие люди. Спрашиваю – может, кто-то хочет своё? Одна из мам говорит, что хотела бы спеть «Синий платочек». Отлично! Уточняю – фонограмму надо? Да, обмениваемся адресами электронной почты. Позднее я нахожу фонограммы – несколько вариантов, отсылаю. Она присылает ответ – «Беру под номером 3, только бы чуть пониже тональность». В специальной программе меняю тональность по желанию мамы. Отправляю изменённую фонограмму на почту маме.

  3. В общей сложности у нас было 3 репетиции.

Я: готовлю сценарий, подбираю фонограммы, выстраиваю структурно выбранные песни, пишу связки текстовые, готовлю презентацию для сопровождения песен, украшаю музыкальный зал.

С детьми старшей группы учим танец с красным полотнищем на песню «А закаты алые».

Родители: приходят на репетиции, я раздаю слова песен. Репетируем входы-выходы в соответствии со сценарием (например, после «Последнего боя» мы не уходим – звучат слова о памяти и минута молчания, затем сразу – «День Победы»). Родители приходят по возможности, потому проводим 3 репетиции: кто куда успел, а кто-то был и на всех трёх.


Обязательно обговариваем внешний вид – не цветастая одежда, не открытые колени. Торжественный внешний вид, георгиевская лента, обязательно сменная обувь, текст песен – на планшетах.


И вот - премьера. Показ в украшенном зале. На «сцене» пять родителей, а в зале – в четыре раза больше.

После мероприятия подходили родители из зрительного зала, благодарили, говорили что прониклись до глубины души, до слёз…Особенно приятно было слышать – «В следующем году – я с вами!!»

Что удивило – подходили и родители-артисты: «Ну вот, получилось же! Спасибо вам!» – и я поняла, что они сами до последнего не верили в свои силы, не ожидали такого отклика от зрителей детей и взрослых.

Родители-зрители и родители артисты написали об этом мероприятии очень теплые и позитивные отзывы.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются и наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, – писал Франсуа де Ларошфуко.  Думаю, это точно сказано, и мы стараемся не забывать об этом. Всегда, по итогам проведенных мероприятий, мы готовим для родителей благодарности, которые вручаются им в торжественной обстановке.

4