Разработчик программы – воспитатель группы продлённого дня, учитель биологии Ползикова Т.М.
п. Обозерский – 2021
Человек всегда ощущал своё единство с природой, лесом. Тысячелетиями тайга формировала национальный характер и культурный уклад, воспитывала удивительную жизнестойкость людей. Лес давал человеку первые орудия труда. Наше зрение, слух развивались в единстве с лесной средой. Природа и лес являются для людей объектом познания и эстетического восприятия. Проникновение в его тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления обязательного экологического воспитания, которое закладывает основы экологической культуры человека.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизнь леса» предназначена для организации воспитательной деятельности в 4х классах и направлена на формирование экологической культуры школьников.
«Жизнь леса» - интегрированный курс для младших школьников, в котором рассматривается многообразие форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания через чтение, просмотр фильмов, беседы с работниками лесного хозяйства. Ключевой частью программы курса должно стать у ученика практически – деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и социального окружения человека.
Вызвать у школьника устойчивый интерес к жизни леса, экологии родного края через познание, осознание важности сохранять лесные богатства.
Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития обучающихся 4-го класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на 34 часа в год.
1. Вводная беседа «Лес и человек. Учимся понимать лес.» (1 час)
2. Что такое лес. Знакомство с флорой леса. (7 часов)
3. Там, на лесных дорожках. Животные, обитающие в лесу.(6 часов)
4. Красная книга - способ защиты редких растений и животных леса.(4 часа)
5. На страже леса. Роль лесничих и лесоводов.(6 часов)
6. Охраняемые природные территории. Памятники природы Обозерского лесничества.(3 часа)
7. Мы изучаем лес. Лесная пирология. (7часов)
№ по пор. | Дата проведения | Тема занятия | Форма проведения | Место проведения | Оборудование |
1 | | Вводная беседа. Знакомство учащихся с понятиями: «лес», «экология», «экологические факторы» | беседа | Учебный кабинет | для презентации, просмотра видео- роликов |
2 | | Здравствуй лес, чудесный лес! | Экскурсия в осенний лес. | школьный парк | папки для сбора осенних листьев |
3 | | Царица леса – ель. Основная древесная порода тайги Европейского Севера | сообщения учащихся | учебный кабинет | Оборудование для презентации. |
4 | | Золотятся иглы сосен. Сосна обыкновенная. | Выступление учащихся 6 класса с исследовательской работой и презентацией «Произрастание сосняков в окрестностях посёлка Обозерский» | учебный кабинет | Оборудование для презентации |
5 | | Символ стойкости и долголетия. Кедровая сосна сибирская | беседа Зяблова В.Б. – лесничего 2 поколения «О выращивании молодых кедров на школьном питомнике» | учебный кабинет | Оборудование для просмотра видеоролика «Наш первый школьный питомник» |
6 | | Берёза – красавица русских лесов. | экскурсия | берёзовая роща у школы | Фотоаппарат, блокноты для зарисовок |
7 | | Дикорастущая роза и травянистые растения леса | Беседа Дьячкова А.И. –заслуженного лесовода РФ | школьный парк | папка для сбора осенних листьев |
8 | | Целебное лукошко в лесу или зелёная аптека | викторина | учебный кабинет | мультимедиа |
9 | | Там, на лесных дорожках. Скиталец тайги – лось. | Сообщения учащихся, беседа | учебный кабинет | книги о животных Севера |
10 | | Ночные птицы: сова, филин. | Просмотр фильма | учебный кабинет, библиотека школы | мультимедиа |
11 | | Птицы – защитники леса. Всероссийская экологическая акция «Покормите птиц!» | Практическая работа. изготовление кормушек, участие в областном творческом конкурсе «Гостеприимная кормушка» | учебный кабинет и мастерские школы | Буклеты и пособия о зимующих птицах, альбомы для рисования |
12 | | В объективе – микромир: бабочки, шмели, пауки. | Сообщения учащихся, рассматривание коллекций насекомых, викторина. | учебный кабинет | Книги о насекомых, коллекции насекомых |
13 | | Рыжий лесной муравей и муравейники в окрестностях Обозерской школы №1 | Практическая работа. Подсчёт муравейников и определение их купола. Сбор материала для исследовательской работы «Экологическая тропа за школьным порогом или «Кабинет в природе» | участок леса рядом со школой | Линейки, бечёвка |
14 | | Животный мир –важная часть таёжного ландшафта | Повторение. Составление проектов. | учебный кабинет | Книги о животных |
15 | | Красная книга – способ защиты редких растений и животных. | Беседа, выступление библиотекаря школы | учебный кабинет | Красная книга Архангельской области |
16 | | Они украшают нашу жизнь. Калипсо луковичное. | Беседа, просмотр видеофильма Дьячков А.И. | учебный кабинет | Красная книга Архангельской области |
17 | | Башмачок настоящий или «Дюймовочка с озера Каль» | Беседа, просмотр видеофильма Дьячков А. И. | учебный кабинет | Красная книга Архангельской области |
18 | | На страже леса. Работники лесной отрасли. Великие лесоводы Севера. | Сообщения учащихся, знакомство с книгами «Лесные знатели» | учебный кабинет, библиотека школы | Книги о лесоводах |
19 | | Алексеев Сергей Венедиктович – доктор с.х. наук. | Беседа Зяблов В.Б., выступление учащихся с презентацией на тему «Научный и трудовой подвиг С.В. Алексеева» | учебный кабинет | Знакомство с книгой «Обозерский очаг лесной науки и образования» |
20 | | Молчанов Александр Алексеевич – ученик Алексеевской школы. | Беседа Зяблов В.Б. | учебный кабинет | Книга «Лесные знатели» 6 выпуск |
21 | | Как вырастить лес. История лесовосстановления в п. Обозерский | Экскурсия в контору Обозерского лесничества | Кабинет мастеров леса Обозерского лесничества | Фотоаппарат, блокноты для записей |
22 | | Школьный питомник , его создание и значение. | Экскурсия к участку двора школы, где был создан школьный питомник. | Участок двора школы | Пособия и материалы по созданию питомника молодёжной экологической организации г. Архангельска «Команда -42» |
23 | | «Защитим лес от пожаров» (областная экологическая конкурс) Архангельское региональное отделение общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. | Конкурс рисунков | учебный кабинет | бумага, краски, карандаши. |
24 | | Достопримечательные объекты природы Обозерского лесничества. Каль – озеро и его живописные берега. | Беседа, просмотр видеофильмов, презентации «Загадки Каль озера» | учебный кабинет | Видеофильмы, выполненные выпускниками МБОУ «Обозерская школа №1» |
25 | | Лиственничная роща, возраст которой более 400 лет (Данный памятник природы вошёл в реестр « 7 чудес Плесецкого района») | экскурсия | Участок леса «Лиственничная роща» | Высотомер, мерная вилка, блокнот для записей |
26 | | Опытные культуры сосны 1927 – 1930 годов. Опытные культуры сосны 1949 года. | экскурсия | Посадки сосны | Высотомер, мерная вилка, блокнот для записей |
27 | | Мы изучаем лес. Определение деревьев, кустарников, трав. | Беседа викторина | Школьный парк | Школьные определители растений |
28 | | Определение высоты дерева. Высотомер. | Практическая работа | Школьный парк | Фотоаппарат, высотомер, блокнот для записей |
29 | | Определение диаметра дерева. Мерная вилка. | Практическая работа | Участок леса около школы | Шпагат, линейки, мерная вилка |
30 | | Лесная пирология. | Экскурсия в единый лесопожарный центр | ЕЛЦ п.Обозерский | Пожарные рюкзачки |
31 | | Что такое сеянцы и саженцы. | Экскурсия в единый лесопожарный центр | | Посадочный материал |
32 | | Посадка сеянцев сосны с закрытой корневой системой. | Беседа мастера леса, Дьячков А.И. | Контора школьного лесничества | мультимедиа |
33 | | Значение ухода за подрас-тающим лесом. | Беседа Стрик С.В. | Контора Обозерского лесничества | Буклеты, книги по уходу за лесом |
34 | | Итоговый урок по курсу «Жизнь леса» | Конференция по первым проектам учащихся | Учебный кабинет | |
В процессе диагностики и оценки достижения планируемых результатов предполагается использование следующих методов и форм: