СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы "Разработка Ползиковой Т.М. рабочей программы «Жизнь леса» по внеурочной деятельности для школьного лесничества «Зелёный парус»"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Ползиковой Т.М.  рабочей  программы «Жизнь леса» по внеурочной деятельности    для  школьного лесничества  «Зелёный парус»

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Разработка Ползиковой Т.М. рабочей программы «Жизнь леса» по внеурочной деятельности для школьного лесничества «Зелёный парус»"»







Рабочая программа
«Жизнь леса»

Школьного лесничества «Зелёный парус»

Социальное направление

внеурочной деятельности













Срок реализации – 1 год

Целевая аудитория – обучающиеся 4 класса

Разработчик программы – воспитатель группы продлённого дня, учитель биологии Ползикова Т.М.















п. Обозерский – 2021

Пояснительная записка

Человек всегда ощущал своё единство с природой, лесом. Тысячелетиями тайга формировала национальный характер и культурный уклад, воспитывала удивительную жизнестойкость людей. Лес давал человеку первые орудия труда. Наше зрение, слух развивались в единстве с лесной средой. Природа и лес являются для людей объектом познания и эстетического восприятия. Проникновение в его тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления обязательного экологического воспитания, которое закладывает основы экологической культуры человека.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизнь леса» предназначена для организации воспитательной деятельности в 4х классах и направлена на формирование экологической культуры школьников.

«Жизнь леса» - интегрированный курс для младших школьников, в котором рассматривается многообразие форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания через чтение, просмотр фильмов, беседы с работниками лесного хозяйства. Ключевой частью программы курса должно стать у ученика практически – деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и социального окружения человека.

Цель данной программы:

Вызвать у школьника устойчивый интерес к жизни леса, экологии родного края через познание, осознание важности сохранять лесные богатства.

Задачи:

  • Формирование системы научных знаний о лесе.

  • Воспитание у учащихся бережного отношения к лесу через чтение, беседы, организацию встреч с представителями лесного хозяйства.

  • Воспитание готовности к природоохранной деятельности через экскурсии, участие в экологических акциях, лесовосстановлении.

Содержание.

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития обучающихся 4-го класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на 34 часа в год.

В программу курса входят:

1. Вводная беседа «Лес и человек. Учимся понимать лес.» (1 час)

2. Что такое лес. Знакомство с флорой леса. (7 часов)

3. Там, на лесных дорожках. Животные, обитающие в лесу.(6 часов)

4. Красная книга - способ защиты редких растений и животных леса.(4 часа)

5. На страже леса. Роль лесничих и лесоводов.(6 часов)

6. Охраняемые природные территории. Памятники природы Обозерского лесничества.(3 часа)

7. Мы изучаем лес. Лесная пирология. (7часов)

Тематическое планирование

по пор.

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

Место проведения

Оборудование

1


Вводная беседа. Знакомство учащихся с понятиями: «лес», «экология», «экологические факторы»

беседа

Учебный кабинет

для презентации, просмотра видео- роликов

2


Здравствуй лес, чудесный лес!

Экскурсия в осенний лес.

школьный парк

папки для сбора осенних листьев

3


Царица леса – ель. Основная древесная порода тайги Европейского Севера

сообщения учащихся

учебный кабинет

Оборудование для презентации.

4


Золотятся иглы сосен. Сосна обыкновенная.

Выступление учащихся 6 класса с исследовательской работой и презентацией «Произрастание сосняков в окрестностях посёлка Обозерский»

учебный кабинет

Оборудование для презентации

5


Символ стойкости и долголетия. Кедровая сосна сибирская

беседа Зяблова В.Б. – лесничего 2 поколения «О выращивании молодых кедров на школьном питомнике»

учебный кабинет

Оборудование для просмотра видеоролика «Наш первый школьный питомник»

6


Берёза – красавица русских лесов.

экскурсия

берёзовая роща у школы

Фотоаппарат, блокноты для зарисовок

7


Дикорастущая роза и травянистые растения леса

Беседа Дьячкова А.И. –заслуженного лесовода РФ

школьный парк

папка для сбора осенних листьев

8


Целебное лукошко в лесу или зелёная аптека

викторина

учебный кабинет

мультимедиа

9


Там, на лесных дорожках. Скиталец тайги – лось.

Сообщения учащихся, беседа

учебный кабинет

книги о животных Севера

10

Ночные птицы: сова, филин.

Просмотр фильма

учебный кабинет, библиотека школы

мультимедиа

11


Птицы – защитники леса. Всероссийская экологическая акция «Покормите птиц!»

Практическая работа. изготовление кормушек, участие в областном творческом конкурсе «Гостеприимная кормушка»

учебный кабинет и мастерские школы

Буклеты и пособия о зимующих птицах, альбомы для рисования

12


В объективе – микромир: бабочки, шмели, пауки.

Сообщения учащихся, рассматривание коллекций насекомых, викторина.

учебный кабинет

Книги о насекомых, коллекции насекомых

13


Рыжий лесной муравей и муравейники в окрестностях Обозерской школы №1

Практическая работа. Подсчёт муравейников и определение их купола. Сбор материала для исследовательской работы «Экологическая тропа за школьным порогом или «Кабинет в природе»

участок леса рядом со школой

Линейки, бечёвка

14


Животный мир –важная часть таёжного ландшафта

Повторение. Составление проектов.

учебный кабинет

Книги о животных

15


Красная книга – способ защиты редких растений и животных.

Беседа, выступление библиотекаря школы

учебный кабинет

Красная книга Архангельской области

16


Они украшают нашу жизнь. Калипсо луковичное.

Беседа, просмотр видеофильма

Дьячков А.И.

учебный кабинет

Красная книга Архангельской области

17


Башмачок настоящий или «Дюймовочка с озера Каль»

Беседа, просмотр видеофильма

Дьячков А. И.

учебный кабинет

Красная книга Архангельской области

18


На страже леса. Работники лесной отрасли. Великие лесоводы Севера.

Сообщения учащихся, знакомство с книгами «Лесные знатели»

учебный кабинет, библиотека школы

Книги о лесоводах

19


Алексеев Сергей Венедиктович – доктор с.х. наук.

Беседа

Зяблов В.Б., выступление учащихся с презентацией на тему «Научный и трудовой подвиг С.В. Алексеева»

учебный кабинет

Знакомство с книгой «Обозерский очаг лесной науки и образования»

20


Молчанов Александр Алексеевич – ученик Алексеевской школы.

Беседа

Зяблов В.Б.

учебный кабинет

Книга «Лесные знатели» 6 выпуск

21


Как вырастить лес. История лесовосстановления в п. Обозерский

Экскурсия в контору Обозерского лесничества

Кабинет мастеров леса Обозерского лесничества

Фотоаппарат, блокноты для записей

22


Школьный питомник , его создание и значение.

Экскурсия к участку двора школы, где был создан школьный питомник.

Участок двора школы

Пособия и материалы по созданию питомника молодёжной экологической организации г. Архангельска «Команда -42»

23


«Защитим лес от пожаров» (областная экологическая конкурс) Архангельское региональное отделение общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.


Конкурс рисунков

учебный кабинет

бумага, краски, карандаши.

24


Достопримечательные объекты природы Обозерского лесничества. Каль – озеро и его живописные берега.

Беседа, просмотр видеофильмов, презентации «Загадки Каль озера»

учебный кабинет

Видеофильмы, выполненные выпускниками МБОУ «Обозерская школа №1»

25


Лиственничная роща, возраст которой более 400 лет (Данный памятник природы вошёл в реестр « 7 чудес Плесецкого района»)

экскурсия

Участок леса «Лиственничная роща»

Высотомер, мерная вилка, блокнот для записей

26


Опытные культуры сосны 1927 – 1930 годов. Опытные культуры сосны 1949 года.

экскурсия

Посадки сосны

Высотомер, мерная вилка, блокнот для записей

27


Мы изучаем лес. Определение деревьев, кустарников, трав.

Беседа

викторина

Школьный парк

Школьные определители растений

28


Определение высоты дерева. Высотомер.

Практическая работа

Школьный парк

Фотоаппарат, высотомер, блокнот для записей

29


Определение диаметра дерева. Мерная вилка.

Практическая работа

Участок леса около школы

Шпагат, линейки, мерная вилка

30


Лесная пирология.

Экскурсия в единый лесопожарный центр

ЕЛЦ

п.Обозерский

Пожарные рюкзачки

31


Что такое сеянцы и саженцы.

Экскурсия в единый лесопожарный центр


Посадочный материал

32


Посадка сеянцев сосны с закрытой корневой системой.

Беседа мастера леса,

Дьячков А.И.

Контора школьного лесничества

мультимедиа

33


Значение ухода за подрас-тающим лесом.

Беседа

Стрик С.В.

Контора Обозерского лесничества

Буклеты, книги по уходу за лесом

34


Итоговый урок по курсу «Жизнь леса»

Конференция по первым проектам учащихся

Учебный кабинет



Результаты освоения программы:

1 уровень – приобретение школьниками знаний об экосистеме леса, о профессиях, связанных с жизнью леса

2 уровень – ценностное отношение школьников к окружающему миру природы, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда, ценностное отношение к своему собственному миру

3 уровень – приобретение опыта самопознания, самооценки, овладение полезными видами деятельности, ориентированными на сохранение природы своего края

Диагностика и оценка результатов освоения программы:

В процессе диагностики и оценки достижения планируемых результатов предполагается использование следующих методов и форм:

- творческие работы - наблюдение самоанализ

- проекты - анкета

- беседа - опрос