СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через внедрение активных методов обучения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через внедрение активных методов обучения"»

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся

на уроках русского языка и литературы

через внедрение активных методов обучения»


Каким я хочу видеть своего ученика? Здоровым – да, воспитанным – конечно, образованным – безусловно. Но очень важно, чтобы мой ученик был творческой личностью, так как эта характеристика сегодня является показателем профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. А это значит, как и определено в Стандартах второго поколения, что это человек, способный быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые им решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей - важнейшая задача современной школы.

Однако сегодня выявляются противоречия в реальной организации образовательного процесса:

между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой общего образования;

социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников;

уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий;

необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и не разработанностью целостной концепции его развития.

Из этих противоречий возникла и тема методической работы:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через внедрение активных методов обучения»

Сегодня по ряду объективных причин в полной мере не могу реализовать технологии в полном объеме, поэтому я выбрала те элементы, которые помогают мне реализовать свой педагогический замысел, наиболее приемлемые для меня, эффективные и целесообразные; также важным моментом в отборе тех или иных приемов для меня было то, насколько они помогают сформировать такие метапредметные умения, как способность ставить цель и осуществлять поиск путей её достижения, уметь работать творчески, определять эффективные способы достижения результата.

Для того чтобы отследить результативность внедряемых в учебно-воспитательный процесс методов, оценить то, насколько они оказались эффективными и целесообразными, были отобраны следующие показатели:

  1. участие в конкурсном движении;

  2. участие в олимпиадном движении;

  3. отслеживание изменения отношения учеников к предмету;

  4. распространение своего опыта по использованию активных методов обучения и элементов современных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Психолог А.А.Люблинская утверждает, что фактором, определяющим творческое развитие, является даже не содержание учебного материала само по себе, а характер работы над содержанием, нахождение действий, в наибольшей мере способствующих на каждом этапе обучения развитию творческого мышления учащихся. А поэтому нужна определённая система заданий, пробуждающая и укрепляющая творческую направленность детей. Выход вижу в использовании не одной какой-то технологии, а элементов различных современных технологий и методов обучения, в первую очередь, метода проблемного обучения, исследовательской и игровой деятельности учащихся.

Проблемное обучение как средство развития творческих возможностей ученика.

Один из главных методов творческой деятельности - метод проблемного обучения. Цель использования этого метода заключается в творческом, большей частью интеллектуально-познавательном усвоении учениками заданного предметного материала. Сущность метода заключается в том, что он переставил образовательные акценты с выслушивания учениками предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. Так, М. А. Данилов отмечал, что реальный процесс обучения начинается не с восприятия изучаемых предметов и явлений. Для того чтобы началось активное усвоение новых знаний, учителю необходимо выдвинуть перед учащимися познавательную задачу, поставить вопрос, вызвать у них некоторые представления, возбудить собственное желание познать то, что им предстоит изучить.

Создание на уроке проблемных ситуаций ставит ученика в ситуацию умственного поиска, побуждающего его к определённым умственным действиям. Решая на уроке проблемные ситуации, ребята учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую, непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта, осознавать строй языка, его структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику предмета.

Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, способности и желания к исследованию, креативности ученика, но её решение учеником возможно в том случае, если он умеет справляться с интеллектуальным напряжением, чувством неудовлетворённости в своих учебных результатах, умеет проявлять волевые качества характера для разрешения проблемных ситуаций. Иногда это бывает трудно сделать, поэтому я придерживаюсь определённых правил использования проблемных ситуаций (ПС) в учебной деятельности:

  • ПС основывается на тех знаниях и умениях, которыми ученики обладают в достаточной степени;

  • Ученики должны понимать закономерности процессов и явлений, без которых нельзя обойтись в рамках решаемой ПС;

  • Проблемное задание, решаемое учениками, должно быть ими принято и должно вызывать потребность в решении.

Какие методические приёмы использую для создания проблемных ситуаций:

  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • подвожу учеников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

  • побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определяю проблемные теоретические и практические задания и др.

Например, при изучении темы «Виды глагола» ученикам предлагается прочитать две записки:

«Мама, я решал задачу и выполнял упражнение. Коля»

«Мама, я решил задачу и сделал упражнение. Саша»

Вопрос: чья мама будет спокойна и почему?

Для того чтобы проблемное обучение носило не формальный характер, руководствуюсь правилами создания условий для успешной реализации проблемной ситуации на уроке:

  • учитывай индивидуальные умения учащихся в изучении каждого конкретного материала;

  • каждый ученик имеет право на участие в формулировании, решении, объяснении проблемной ситуации;

  • у каждого ученика есть не только обязанности, но и права, которые должны быть реализованы в учебной деятельности;

  • учитель – равноправный участник процесса обучения, его мнение в решении ситуации является направляющим, но не решающим;

  • «учитель + ученики = совместное постижение истины»;

  • меньше говори и делай сам, тогда больше возможности высказаться будет у учащихся;

  • предоставь возможность каждому ученику высказать свое мнение;

  • творческое стремление ученика должно быть оценено и вознаграждено.


Лабораторная работа по русскому языку как возможный вид учебных исследований.

В связи с установкой на развитие творческого мышления учащихся все чаще применяю такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку.

На уроках русского языка термин «лабораторная работа» звучит редко, но и языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложения, сочинения по существу проводятся как лабораторные работы. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.

Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности. Заслуживают одобрения и большего внимания темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.

Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.

Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах, и наоборот.

Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:

1. наблюдение и изучение фактов и явлений;

2. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

3. выдвижение гипотезы;

4. построение плана исследования;

5. выяснение связей изучаемого явления с другими;

6. проведение лингвистического эксперимента;

7. решение лингвистических задач;

8. обобщение результатов и формулировка вывода.

Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.

При проведении лабораторных работ учитываю следующие параметры:

1. Задания для индивидуальной и групповой работы. Оптимальное количество учащихся в группе -- 6-8 человек. Продумываю оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.

2. Время выполнения лабораторной работы.

3. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы:

  • подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;

  • проведение лабораторной работы:

  • четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

  • оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;

  • самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя на этом этапе работы - контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере необходимости индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы;

  • подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.

4. Оцениваю каждую работу учащихся. Результаты лабораторной работы подробно анализирую в классе. Материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверю при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

Так урок объяснения нового материала по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» даю в форме лабораторной работы.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.

Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические “Тетради-справочники”.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Итак, на мой взгляд, лабораторная работа заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе объяснения нового материала, но и на этапе усвоения и закрепления.


«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.Сухомлинский.

Игра - хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. Поэтому педагогической игре уделяю особое внимание на своих уроках. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра стимулирует развитие личности всего потому, что гарантирует всем участникам возможность свободно и естественно «задействовать» свои способности и благодаря этому вступать в прекрасный и одухотворённый мир творчества. Поскольку любое творческое самопроявление человека по своей природе является интерактивным, то в игре и через игру приобретается опыт взаимоотношений людей и формируется способность к продуктивному общению

На уроках русского языка и литературы использую разные игры.

Так на уроке русского языка традиционной стала игра «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 5 классе темы «Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)» предлагаю детям задание – найдите «четвёртое лишнее»:

1. Росчерк, россказни, розвальни, роспись.

2. Разминировать, рассмеяться, разговориться, раззадориться.

3. Рассвет, рассердиться, рассмотреть, расхохотаться.

4. Бездействовать, безобразие, безынтересный, безымянный.

5. Здравствуйте, здешний, сдержать, здоровье.

6. Воздействовать, восклицать, восполнить, восход.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

Ещё одна игра, вызывающая особый интерес учащихся – игра «Переводчик». В основе игры лежит работа по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным.

К заданиям этой игры относятся:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

  • "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";

  • "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);

  • "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

  • «перевод» антонимов, синонимов, фразеологических оборотов.

Пример 1. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу.... Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. ... С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками.... Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки.

Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции, особенно на уроках литературы. Так на уроках литературы провожу игры-путешествия «В стране народной сказки», «В гостях у Корнея Чуковского», «Путешествие по уральским сказам», «Путешествие на родину Сергея Есенина» и др.

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. 
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. 
На уроках русского языка мы с ребятами путешествуем «В страну Морфологию», «По страницам невыученных орфограмм», «Путешествие по станциям Орфографической области» и др.
Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.  Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении русского языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение родным языком радостным, творческим и коллективным. 

Как было отмечено ранее, творчество учащихся в значительной мере формируется под воздействием личности учителя и реализуется в творческой деятельности ученика.

Можно ли определить, на каком этапе урока место творческим заданиям? Да. Их место – на каждом этапе урока и во внеурочной работе. Например, в качестве мостика при объяснении нового материала. В арсенале учителя много возможностей для развития творческих способностей. Приведём один из фрагментов урока в 5 классе. Тема: «Правописание корней -гор-, -гар-.»

Один из учеников даёт толкование слов гореть, сгорать, угорать – это было его индивидуальное задание. На доске – карта «Планета Лингвиния».

- Ребята, - говорит учитель, - наш самолёт подлетает к государству Орфография, столицей которого является Кореньград. В аэропорту нас ожидают Дедушка Корень и его гостеприимные друзья – Орфограммы. Но работники метеослужбы «Ударения» не разрешают нам посадку, пока мы не решим две лингвистические задачи.

Первая задача. Перед вами слова гора, гористый, загар, угарный, горный. Разведите их по родовым гнёздам (значение одного – возвышаться, другого – пылать). (Ученики рисуют родовые гнёзда).

Вторая задача. Рассмотрите внимательно таблицу:

ЗАГАР

ГОРЕТЬ

УГАР

ЗАГОРАТЬ

- Ваши версии? Когда в корне надо писать – О, когда А? Сверим наши предположения с правилами учёных. Кто помог нам в исследовании? Да, строгие, но справедливые Ударения пропускают нас к дедушке в Кореньград, а он откроет свои многочисленные секреты.

Творческие способности учащихся важно продолжать развивать и при даче домашнего задания. Оно вариативно, выполняется по выбору ученика:

Составьте рассказ о том, что нового мы узнали на уроке, приведите свои примеры;

Для того, кто любит творчество, предлагаю придумать сказку о корнях –гор-, -гар-.

Активно развивать творческие способности мне помогает такой вид работы, как сочинение учениками лингвистических миниатюр, особенно в форме сказок. Занимаясь на уроках литературы, ученики получили навыки сочинения волшебных сказок: создания зачина и концовки, умение обрисовать характер персонажа в зависимости от его функции и развития действия.

Обучение должно быть победным! На одном из уроков литературы каждый получил задание сочинить сказку. Как обеспечить положительный результат? Для создания эмоциональной обстановки провела урок «Путешествие в страну сказок» и предложила задания на выбор:

- «перевирание» сказок;

- «салат» из сказок;

- сказка наизнанку.

Приёмы Джанни Родари подсказали пути решения задачи ученикам с неярко выраженными, слабо развитыми творческими способностями, не сковывали фантазию одарённых детей. Сказки получились замечательными.

Полученные на уроках литературы навыки ребят использую и для закрепления лингвистических знаний. Перед учениками ставлю задачу: «В форме сказки рассказать о той или иной лексической, морфологической или синтаксической форме, придумав для героев сказки такие действия, в которых проявится максимальное количество лингвистических признаков, возможно и включение оценочной характеристики персонажей». В качестве образца предлагаю художественные лингвистические миниатюры и сказки, сочинённые учениками нашей школы. Некоторым ребятам помогала, давая начало сказки (эта часть задания может вызывать затруднение). Иногда мы коллективно составляли вначале таблицу значений изучаемой грамматической формы, которую можно использовать при составлении миниатюры. Получались работы интересные, творчески оформленные.

Особенно тщательно отбираю развивающие задания для тренировочной части урока и на уроки повторительно-обобщающие, уроки закрепления и совершенствования знаний, потому что надо предупредить ошибку: именно здесь часто даются, в том числе и в учебниках, задания воспроизводящего типа, нужные для того, чтоб создать основу для творчества, но снижающие интерес к языку, учению. Старюсь соблюсти принцип: повторяя – развивай.

На заключительном уроке по теме «Фонетика» провожу анализ «шуршащей» песенки:

- каких звуков в стихотворении больше?

- какие звуки всегда глухие?

- какое звучание они придают стихотворению и какое ощущение вызывают у читателя?

После этого даю задание: «придумайте 2-3 предложения на тему «Природа», употребив в них и «шуршащие « звуки».

Детская фантазия и чувство слова безграничны! «С тихим шелестом ложились на землю последние листья», «Ёжик шуршал в тишине леса». «Шишки падали на перешёптывающиеся листья».

Очень важно научить ребят организовывать совместную деятельность, ведь работу в парах и группах можно проводить и без предварительной подготовки. Например, на уроке закрепления материала по теме «Деепричастие» класс делится на группы, каждой даётся задание

– за 5 минут продумать и подготовить оригинальное (можно и сказочное) объяснение предложенных тем:

- признаки глагола и наречия у деепричастия;

- не с деепричастиями;

- деепричастный оборот.

- подготовить творческие задания по теме «Деепричастие» и предложить их выполнение товарищам.

На уроках и во внеурочной деятельности провожу конкурсы чтецов, юных поэтов, артистов, художников, турниры смекалистых, любителей загадок, сказок, знатоков русского языка в форме игр - путешествий, уроков-концертов, викторин, олимпиад и др. В них принимают участие все ученики, всем находится дело по душе. Все поставлены в «ситуацию успеха», на всех действует «эффект заряжения» обстановкой интеллектуального праздника.

Включение учащихся в коллективную познавательную и творческую деятельность, организация естественного общения, обусловленного внутренними побуждениями, позволяет увести ученика от шаблона, от изложения содержания заученными фразами. Способствует пробуждению и раскрытию собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать собственные мысли в любой ситуации, в монологической и диалогической речи. Здесь действует «феномен зеркала» если один ученик видит, что знает хуже других, это стимулирует его, сильный же получает вдохновение.

Работая систематически над внедрением элементов инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, нельзя не увидеть результатов работы. Главное, чтобы урок для них стал открытием, поиском и осмыслением истины, чтобы после каждого урока ученик выходил из класса первооткрывателем и победителем.

Для того чтобы отследить результативность используемых в образовательном процессе методов, то, насколько они оказались эффективными и целесообразными, были использованы следующие показатели:

  1. Результаты ГИА

  2. Участие в конкурсном движении

  3. Отношение учеников к предмету.

  4. Распространение опыта

У каждого ребёнка есть задатки, дети от природы любознательны и полны желания реализовать себя. Как превратить эти задатки в способности?

На своих уроках всегда помню о пяти условиях успешного развития творческих способностей. Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей - заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Интенсивная умственная деятельность позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр. Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослых - пятое условие успешного развития творческих способностей.

Могу добавить, что нужна умная поддержка взрослых. В чём она проявляется? И в организации творческой деятельности, и в формировании у детей положительного отношения к этой деятельности, и в выборе средств развития творческих способностей, а также в использовании разнообразных способов стимулирования творческой активности детей. Это и создание благоприятной атмосферы (доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления), и поощрение высказывания оригинальных идей, и предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Воспитание творческого человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Поэтому главное для меня - помочь ребёнку найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант; в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок – личность. Важно найти для каждого ребёнка то слово, в котором он сейчас нуждается. А главное, верить в своего ученика, отдавая ему свою любовь, тепло своего сердца, свет своей души. И тогда я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле.





21