Описание собственного опыта работы с детьми ЗПР в системе дополнительного образования.
Работу выполнила:
Педагог доп.образования
Щепелева Лариса Андреевна
- Задержка психического развития (ЗПР) -обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.
Причины задержки психического развития (ЗПР):
- патология беременности , внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, фетальный алкогольный синдром, тяжелые соматические заболевания ребенка , черепно-мозговые травмы, эпилепсия и др.
Классификация задержки психического развития (ЗПР)
- ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом.
- ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС.
- ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии.
- ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.
Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)
- Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
- Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
- Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно.
- Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
- Более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого.
- Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью.
- Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом.
Описание собственного опыта работы с детьми ЗПР.
Я работаю педагогом дополнительного образования. Веду кружок художественно-народной культуры. Среди моих учеников есть дети с ЗПР. Я хочу поделиться своим опытом работы с такими детьми.
В своей работе использую такие приёмы :
- дополнительные наводящие вопросы;
- «наглядность»;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы решения задач;
- обязательное использование пальчиковой гимнастики;
- положительная атмосфера на уроке
В работе сталкиваюсь с такими трудностями:
- Поведение детей ЗПР сильно зависит от настроения, которое может очень резко меняться. Заметно снижаются возможности детей при отрицательных эмоциях. Справиться с этой трудностью помогает положительная атмосфера на уроке, поощрение.
- Детям очень трудно сосредоточиться на работе, их отвлекает любой посторонний раздражитель, внимание неустойчивое. Стараюсь «переключать» их внимание путём смены деятельности.
- Процессы восприятия протекают в большинстве случаев замедленно. Поэтому на своих уроках использую принцип наглядности.
Занятие по рисованию с детьми ЗПР
Тема: Дымковская игрушка.
- Цель: Обобщить знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором.
- Задачи:
- Коррекционно-образовательные :
- Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить рассматривать их, называя детали узора.
- Учить рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки: шляпа, кофта, юбка.
- Продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, колец, точек, прямых и волнистых линий) на юбке барышни, используя образец или придумывая свой.
- Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора.
- Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.
- Коррекционно-развивающие : развивать зрительно-пространственное восприятие, умение отображать в речи свои действия.
- Коррекционно-воспитательные : воспитывать у детей интерес и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки, воспитывать у детей любовь к своей родине.
Ход занятия:
В одном из сёл нашей России работают мастера, которые превращают простые некрашеные глиняные игрушки в чудо-красоту. А вот какие это мастера, вы сами догадаетесь, отгадав загадку:
Игрушки эти не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор!
Дети: Это дымковские игрушки!
- Правильно! Эти игрушки делают дымковские мастера.
-Вот, ребята, к нам в группу принесли письмо из села Дымково. Смотрите, что прислали нам дымковские мастера. ( рассматриваем иллюстрации)
Стихи:
1.Вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите: пышный хвост У него совсем не прост.
2. Кофточки цветные Юбки расписные Шляпы трёхэтажные Статные и важные.
3. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.
4. За студеною водицей
Водоноска – молодица Как лебедушка плывет, Вёдра яркие несет.
-Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки. Какие краски используют дымковские мастера?
Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.
-Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковского узора вы знаете?
Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из села Дымково. Читаю письмо: «Ребята, у нас много работы, и мы не успели раскрасить этих барышень, но мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сможете сами их раскрасить.
Обращаю внимание на нераскрашенные фигурки дымковских барышень.
-Дети, давайте сегодня мы с вами поработаем как дымковские мастера и раскрасим этих барышень. (Дети соглашаются).
- Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте сделаем гимнастику для рук.
Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика )
Привезли мы глину с дальнего бугра
Взялись за руки, идут по кругу
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Вытягивают руки вперёд, в стороны
Слепим, высушим – и в печь!
Лепят ладошками
А потом распишем.
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
Будем мы игрушки «печь»,
« Лепят» ладошками
Печка жаром пышет.
Кулачки сжимают и разжимают
А в печи – не калачи,
Машут указательным пальцем
А в печи – игрушки!
Вытягивают руки вперёд
- Вам в помощь прислали несколько образцов. Давайте ещё раз рассмотрим барышню. Во что одета барышня?
Дети: На голове у барышни шляпа, она одета в яркую кофту, а юбка украшена дымковским узором.
- Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать юбку. Но можно придумать и свой узор из колечек, кружочков, точек и линий.
Напоминаю, что начинаем украшать барышню сверху: сначала раскрашиваем шляпу, затем кофту, потом рисуем узор на юбке. Показываю алгоритм .
Напоминаю технику рисования: как держать кисточку, как рисовать тонкие прямые линии (концом кисти), толстые линии (всем ворсом), волнистые линии (кисточку плавно то вверх , то вниз), кольца (одним круговым движением концом кисти), круги (всем ворсом кисти безотрывными линиями).
Напоминаю, как нужно пользоваться краской, задавая детям наводящие вопросы. Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Помогаю детям по мере необходимости. В конце занятия всех барышень выкладываем на маленький стол. Дети рассматривают все рисунки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.
-Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень.
Источники:
- http://schoolpsy.ucoz.ru/load/korrekcionno_razvivajushhaja_dejatelnost_psikhologa/rabota_s_detmi_s_narushenijami_opfr_zpr/problema_obuchenija_detej_s_zaderzhkoj_psikhicheskogo_razvitija_zpr/59-1-0-34
- http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-retardation
- http://uchebnik.biz/book/171-osnovy-korrekcionnoj-pedagogiki/34-2-deti-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-v-obshheobrazovatelnoj-shkole.html