Выступление учителя начальных классов
МОУ «Гимназия №1» г. Мытищи Московской области
Егоровой Л.М.
на научно-практической конференции
«Практика и проблемы внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс и управленческую деятельность»
по теме: «Адаптация развивающей системы Л.В.Занкова для работы со слабыми детьми»
Учёба- это труд , и труд нелёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом . Если мы в школе будем пытаться облегчить труд ученика, то и в жизни, выйдя из стен школы, он будет искать лёгкие пути, т.к. не научится, не привыкнет за время учёбы преодолевать трудности.
Как правило, все дети с большим желанием идут в школу. Им всё интересно, они всегда хотят отвечать, даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроке, но проходит 3-4 года, и это желание, интерес постепенно угасают, а в 6-7 классе некоторые ученики не хотят учиться. Почему это происходит? Почему ученик учится не потому, что хочется, а потому, что надо? Чтобы интерес к учению не только не падал, а , наоборот, возрастал, я, как учитель, ставлю перед собой следующие задачи:
закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;
развитие интереса к учению;
направление сложившегося интереса.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. От того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроке, ещё в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем, в старших классах и после окончания школы будут думать, рассуждать, доказывать, самостоятельно творчески мыслить, применять изученное в практической деятельности.
Французский писатель Жан Пиаже писал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для лёгких дышать. Стремление человека к познанию и стимулированию разума такая же насущная необходимость, как голод и жажда. А скука, пожалуй,- самое неприемлемое состояние для человеческого организма. Если вы чем-то глубоко увлечены, вы забываете о голоде и усталости. А если вам скучно и нечем себя занять, вы будете искать любой источник информации- вплоть до обрывка старой газеты.
Эту интеллектуальную жажду я наблюдаю у моих учеников как в начальной школе, так и до окончания 11 класса: призовые места в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, спортивных соревнованиях, по окончании 11 класса имеют золотые и серебряные медали, поступают в МГУ и другие престижные Университеты.
У детей, обучающихся по системе Занкова, постоянное стремление к самосовершенствованию, к самообразованию, к развитию себя как личности. Учителя среднего звена и старшей школы говорят, что в этом классе воспитывается элита нашего общества.
В школе никакого собеседования с детьми, поступающими в 1 класс не проводится . Ко мне в гимназический класс приходят учиться дети чьи родители пожелали, чтобы их чадо обучала я.
По результатам диагностики, поступивших в первый класс, из 27 чел.(100%) имею следующий состав учащихся:
с низким уровнем интеллектуального развития-5 чел.(19%)
с отклонением в соматическом (физическом) и нервно- психическом развитии- 6 чел.(22%)
с недостаточным уровнем социальной и психолого- педагогической готовностью к школе (не умеют общаться с детьми, агрессивны, низкий познавательный уровень, ОНР-( острая недостаточность развития речи)- 9 чел. (33%)
иноязычные-8 чел. (30%)
леворукие (правополушарные)-3 чел. (11%)
Система Л.В.Занкова отличается верой в каждого ребёнка, в его силы. Конечно, принимая всё больше детей дезадаптированных, детей группы риска, с низким уровнем воспитанности, я всё больше работаю над собой , ищу инновационные формы работы с учениками и их родителями:
изучаю литературу по медицине и психологии
как работать с леворукими
как обучать иноязычных
как развивать память детей
новые формы работы с родителями: групповые и индивидуальные
Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера.
Что такое результат в учительском деле? Успеваемость ребёнка или его успешность? Для меня результат измеряется успешностью, которая своя для каждого ученика. Главное для меня- чтобы дети ушли с урока, во всём разобравшись, всё уяснив, не потеряв интереса к изучаемому, приобретя умение самостоятельно и с большим желанием выполнять домашнее задание. Поэтому я уделяю серьёзное внимание работе каждого ученика, слежу за продвижением слабоуспевающих: веду дневник наблюдения, на каждого ученика есть индивидуальная карта сформированности базовых общеучебных умений и навыков (обучаемость).
Дезадаптированные дети больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.) ,а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие.
Наверно, поэтому учителя на своих уроках всё чаще используют ИКТ. Информационные компьютерные технологии позволяют сделать урок живым , интересным , удивительным .На таких уроках легко создаётся ситуация успеха , когда за каждое правильно выполненное задание Буратино , Мальвина или другой персонаж хвалит ребёнка, подбадривая его.
А «Школа эйдетики» предлагает развитие долговременной образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия .Человек не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения.
Образование- буквально делание образов, создание образа Мира.
Все исконно русские слова основаны на образах, начиная от буквы азбуки, слогов, корней слов и заканчивая целыми словами.
Приведу пример. До реформы языка 1918 г. каждая буква азбуки имела своё название.
Азъ Буки Веди- Я Бога Ведаю(Знаю). Азъ- это основа, начало. Основа всему- знание Бога и предков своих: своих родителей, своих корней.
Все русские народные сказки построены на уважении, почитании и исполнении воли родительской, а заканчиваются образованием новой семьи- свадьбой.
Глаголь Добро- говори, делай добро. Глагол- это и слово, и дело одновременно.
Добро Есть Жизнь-жизнь есть добро, только добром создаётся и поддерживается жизнь, а зло её разрушает и т.п.
Слог Ра-Сияние Истины. Ра- Бог Солнца.
«Культура»- Культ-Ра означает почитание Света. То есть культурным может считаться только тот человек, который несёт Свет.
РА-Ду-Га- дуга Ра, по которой Свет нисходит на Землю.
Ра-Б- Бог Ра. Каждый славянин от рождения является Рабом Божьим,то есть несущим Свет Истины (но не путать с понятием «невольник» )
Ве-Ра- ведает, знает Ра и т.д.
При запоминании словарных слов дети представляют слова через образы.
Метод графических ассоциаций:
.кОчан, мОрковь, Огурец, пугОвица и т.п.
Звуковые (фонетические) ситуации:
Барсук- барсук работал в БАРе
Валенки- валенки ЛЕНЬ надевать
Пират-пират устроил ПИР
Отгадывание ребусов.
Запоминание группы (12-15) слов, текстов.
На уроках русского языка ученики занимаются исследовательской деятельностью. Так изучая правописание окончаний имён существительных, выясняем, что в 1 скл. нужно запомнить, что в Р.п .- окончание –и ,а в Д. и П .падеже окончанье только –е ; во 2 скл. запомнить –П.п.- окончание –е; а если сущ. 3 скл. , то не задумываясь пиши в окончании –и
И отдельно запоминаем Т.п. в 1 скл. –ой, -ей, -ёй ; во 2 скл. –ом, -ем, -ём.
Иноязычные дети тяжело определяют средний род существительных. Им я говорю, что если сущ. в начальной форме оканчивается на –о или –е значит оно ср.р.
Когда изучаем спряжение глаголов, как только определили, что глагол Iспр., значит во всех окончаниях при изменении по лицам пиши гласный –е ( Е) , если глагол II спр пиши –и ( И)
Изучаем второстепенные члены предложения. Как запомнить какой линией какой член предложения подчёркивается:
Определение (о-пре-де-ле-ни-е)
Дополнение ( дп-дп-дп-дп)
Обстоятельство ( об-стоятельство, об- стоятельство)
По математике тоже немало тем, которые тяжело запомнить.
Так при сравнении НА сколько больше( меньше) или ВО сколько раз больше ( меньше) дети путают знаки действия «вычесть» или «разделить». Обращаю внимание, что знак действия «спрятался» в предлоге.
Изучаем дроби: ЗНАменатель ЗНАет на сколько равных частей разделили, ЧИСлитель отСЧИтывает сколько таких одинаковых частей взять.
И.И.Аргинская придумала великолепную исследовательскую работу по сокращению таблицы умножения. Из 80 равенств для заучивания остаётся – 44.Мои второклассники были так поражены своему открытию, что ,соревнуясь друг перед другом, на сегодняшний день, без моей просьбы, уже выучили таблицу умножения.
Ирэна Ильинична, работая над созданием учебника, придумывая задания в тетради на печатной основе, мечтала о том, чтобы эта «сухая, скучная, утомительная» наука для детей стала живой, интересной, увлекательной. Решая математические выражения, уравнения, определяя вид геометрической фигуры , страничка превращается в иллюстрацию из любимого произведения.
Умножая двузначное число на двузначное, знакомлю с быстрым приёмом устного счёта как двузначное число умножить на 11. (25*11=275)
По окружающему миру мои ученики, работая в парах или в четвёрках, исследуют воду, фильтруют растворимые и нерастворимые вещества, определяют вид горной породы, учатся ориентироваться по компасу в незнакомой местности, определять направление ветра, выполняют проектную работу (изготовление вулкана), проводят деловую игру, где одна экспедиция отправляется в пустыню, а другая- в тропический лес. В информационный центр поступают сведения о погоде, растительном и животном мире .Пишут мини-доклады, позволяющие найти и поделиться с одноклассниками дополнительной информацией, научными знаниями.
С 1 кл. учу рифмовать слова, сочинять четверостишия. Во 2 кл. дети пытаются сочинять стихи. Вместе с родителями создали 1-ый сборник стихов класса.
Опыт работы с дезадаптированными детьми показывает, что эти дети «требуют» к себе особое внимание в воспитательном процессе.
Глагольная приставка «Вос-(Воз-)» означает направление действия вверх, движение по восходящей, создание чего- нибудь вновь.
Воспитание- это питание ребёнка на разных уровнях развития:
ТЕЛО—ДУША—ДУХ.
Процесс воспитания включает в себя заботу о телесных и нравственных потребностях малолетнего до определённого возраста. Ребёнок вырастает, и начинает формироваться его душа.
В своей воспитательной работе я формирую у детей навык взаимодействия и сотрудничества. Для этого систематически организую коллективную деятельность. Чтобы они не перессорились, не получили стойкого отвращения друг к другу и к совместной работе, я показываю им, что делать что-то вместе-это хорошо, это приятно, весело, интересно. Вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное.
Все вместе мы ездим на экскурсии, проводим утренники, в день рождения угощаем ребят национальными сладостями, в праздничные дни ,утренники показывают костюмированные национальные сценки из народных сказок, исполняют национальные танцы, поют песни…
В 4 классе везу детей на интереснейшую экскурсию «Религии мира» с посещением церквей: православной, католической, протестантской, синагоги, мечети. Ученики знакомятся с традициями, обычаями людей разных вероисповеданий. На таких мероприятиях дети проникают чувством глубокого уважения друг к другу и окружающему миру в целом.
У французского писателя Жозефа Жубера я прочла интересную мысль: «Вместо того, чтобы жаловаться на шипы розы, я радуюсь тому, что среди шипов растёт роза». Так вот в моём «саду» я вижу «розы» и бережно ращу их.
Кроме основных школьных уроков каждый ребёнок нашёл себе занятие по интересам: музыка, конструирование, ориетирование, рисование, флористика, бисероплетение, макраме, футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, плавание, УШУ, тхеквондо, шахматы.
На сегодняшний день (на начало 3 класса) 20 учеников имеют грамоты и дипломы, подтверждающие их призовые места, завоёванные в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Сколько было радости и счастья в глазах моего второклашки, который в районной олимпиаде по информатике завоевал 2 место.
« Каждому человеку Господь дал по таланту», и наш с вами долг развивать его в детях и не дать закопать в землю.
Законы, культивируемые в моём классе:
1.Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
2.Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5.Человек должен помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6.Человек должен уважительно относиться к людям разных национальностей.
7.Каждый должен быть ответственен за порученное дело, уметь работать в команде.
6