Опыт работы с одаренными дети»
Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы – как история планет. У каждой все особое, свое, И нет планет похожих на нее, У каждого свой тайный личный мир. Е. Евтушенко |
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву.
Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.
Итак, основная цель каждого педагога воспитание и развитие интеллектуально – творческого потенциала личности каждого ребенка, в том числе и одаренного.
«Портрет одарённого ребёнка»
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Для этого необходимо вести наблюдения за учащимися, исследовать их способности различными структурными подразделениями школы в течение всех лет обучения в школе, когда дети взрослеют с первого по одиннадцатый класс.
Практика обучения школьников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются смысловое чтение. Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
В работе с детьми применяю различные виды занимательного материала:
занимательные вопросы, сказки с подсказками, или изложение с продолжением, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Я работаю в школе уже 34 года. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями, становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.
Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, изучать только учебник недостаточно. Необходимо было выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в олимпиадах и конкурсах.
На сегодняшний день существует множество различных конкурсов и олимпиад. Приобщение учителем детей к ним способствует развитию конкурентоспособности, стрессоустойчивости, гибкости, быстроты мышления. Интернет-конкурсы и олимпиады развивают ИКТ-компетентность, что действительно актуально в век компьютерных технологий.
Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению
Вместе с учеником составляем план
№ | Этапы работы | Деятельность | Сроки |
| Выбор темы | Поиск актуальной, интересной темы работы | Май – сентябрь |
| Работа с информацией | Изучение литературы по теме исследования. Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ | Сентябрь - октябрь |
| Цель, задачи, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования | Уточнение формулировки темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. | октябрь |
| Методы исследования | Определение методов в зависимости от предмета исследования. | октябрь |
| Сбор материала | Сбор языкового материала, планирование и проведение лингвистического эксперимента. | Ноябрь - декабрь |
| Обработка полученного материала | Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала в виде таблиц, графиков, диаграмм | Ноябрь - декабрь |
| Оформление результатов работы | Систематизация и обобщение результатов работы. Написание текста учебно-исследовательской работы. Редактирование и оформление работы. | Декабрь - январь |
| Подготовка публичного выступления. Защита работы | Подготовка текста выступления. Подготовка презентации выступления. Отработка навыков представления результатов работы. | Январь |
| Участие в конференциях различного уровня | Представление работы на научно-практической конференции школьников. | Январь - апрель |
| Оценка работы | Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследования. | Апрель |
Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В современном мире научные знания в значительной степени определяют жизнь человека и общества
Задачи:
Показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
Развивать у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
Сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить основам оформления работ;
Научить работать с научной литературой, формировать библиографическую грамотность;
Познакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
Развивать умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи
Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности
Принципы
1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
2. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Чтение- многофункциональный процесс
В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения: определение основной и второстепенной информации, формирование проблемы и главной идеи текста.
Типы текстов
Сплошные( описание, повествование, рассуждение)
Несплошные ( графики, диаграммы, схемы, таблицы, билеты, афиши, географические карты…)
Рассматриваем на уроке афишу и пробуем её прочитать . Процесс чтения состоит из нескольких фаз:
1.предчтение
2.чтение
3.постчтение.
1.Почему назвали «Пушкинской картой»?
( Ответ: Впервые её назвали в честь императора Александра 111. Впервые выходит в свет в музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. Поэт является символом нашей культуры «Пушкин- наше всё». На этот проект выделено 39 миллиардов рублей.)
2.Моноспектакль- особенности жанра?
3. Что значить любить родину, аргументы?
4. Кто из русских поэтов писал о любви к родине?
Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми – сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, – одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.
А закончить я хочу стихотворением Ф.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!