СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы с одаренными дети

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская деятельность на уроке русского языка и литературы. Работа с разными текстами, смысловое чтение.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с одаренными дети»

Опыт работы с одаренными дети»

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет похожих на нее,

У каждого свой тайный личный мир.

Е. Евтушенко



Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву.

Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.

Итак, основная цель каждого педагога воспитание и развитие интеллектуально – творческого потенциала личности каждого ребенка, в том числе и одаренного.



«Портрет одарённого ребёнка»

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

  • Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его.

  • Склонен к рискованным действиям.

  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим.

  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

  • Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

  • Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

  • Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.


Для этого необходимо вести наблюдения за учащимися, исследовать их способности различными структурными подразделениями школы в течение всех лет обучения в школе, когда дети взрослеют с первого по одиннадцатый класс.

Практика обучения школьников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются смысловое чтение. Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.

В работе с детьми применяю различные виды занимательного материала:

занимательные вопросы, сказки с подсказками, или изложение с продолжением, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;



Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Я работаю в школе уже  34 года. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями,  становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.

Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, изучать только учебник недостаточно. Необходимо было выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в  олимпиадах и конкурсах.

На сегодняшний день существует множество различных конкурсов и олимпиад. Приобщение учителем детей к ним способствует развитию конкурентоспособности, стрессоустойчивости, гибкости, быстроты мышления. Интернет-конкурсы и олимпиады развивают ИКТ-компетентность, что действительно актуально в век компьютерных технологий.




Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению


Вместе с учеником составляем план



Этапы работы

Деятельность

Сроки

Выбор темы

Поиск актуальной, интересной темы работы

Май – сентябрь

Работа с информацией

Изучение литературы по теме исследования. Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

Сентябрь - октябрь

Цель, задачи, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования

Уточнение формулировки темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования.

октябрь

Методы исследования

Определение методов в зависимости от предмета исследования.

октябрь

Сбор материала

Сбор языкового материала, планирование и проведение лингвистического эксперимента.

Ноябрь - декабрь

Обработка полученного материала

Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала в виде таблиц, графиков, диаграмм

Ноябрь - декабрь

Оформление результатов работы

Систематизация и обобщение результатов работы. Написание текста учебно-исследовательской работы. Редактирование и оформление работы.

Декабрь - январь

Подготовка публичного выступления. Защита работы

Подготовка текста выступления. Подготовка презентации выступления. Отработка навыков представления результатов работы.

Январь

Участие в конференциях различного уровня

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

Январь - апрель

Оценка работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследо­вания.

Апрель





Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В современном мире научные знания в значительной степени определяют жизнь человека и общества


Задачи:

  1. Показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;

  2. Развивать у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

  3. Сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить основам оформления работ;

  4. Научить работать с научной литературой, формировать библиографическую грамотность;

  5. Познакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

  6. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  7. Развивать умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи














Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности

Принципы

1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

2. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Чтение- многофункциональный процесс



В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения: определение основной и второстепенной информации, формирование проблемы и главной идеи текста.



Типы текстов



Сплошные( описание, повествование, рассуждение)

Несплошные ( графики, диаграммы, схемы, таблицы, билеты, афиши, географические карты…)

Рассматриваем на уроке афишу и пробуем её прочитать . Процесс чтения состоит из нескольких фаз:

1.предчтение

2.чтение

3.постчтение.







1.Почему назвали «Пушкинской картой»?

( Ответ: Впервые её назвали в честь императора Александра 111. Впервые выходит в свет в музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. Поэт является символом нашей культуры «Пушкин- наше всё». На этот проект выделено 39 миллиардов рублей.)

2.Моноспектакль- особенности жанра?

3. Что значить любить родину, аргументы?

4. Кто из русских поэтов писал о любви к родине?







Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми – сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, – одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.



А закончить я хочу стихотворением Ф.Тютчева.



Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!