СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы с одарёнными детьми

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нельзя чему – то научить человека, можно только

помочь ему сделать для себя это открытие.

 

Галилео Галилей

Важнейшая задача, которую ставит перед нами модернизация образования, формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых и талантливых детей и молодёжи (из Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года).

  • Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. До сих пор нет общего представления о природе одаренности, потому что, во – первых, все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Необходимо подобрать «ключик» к способностям ребенка и методам их развития. А во – вторых иногда она понимается как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с одарёнными детьми»

А.Г.Скопинцева

педагог дополнительного образования, учитель МХК

МАОУ СОШ № 30

Из опыта работы с одарёнными детьми в театральной студии "Подмостки"


Нельзя чему то научить человека, можно только

помочь ему сделать для себя это открытие.

Галилео Галилей

Важнейшая задача, которую ставит перед нами модернизация образования, формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых и талантливых детей и молодёжи (из Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года). Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. До сих пор нет общего представления о природе одаренности, потому что, все дети талантливы, каждый человек по-своему одарен, необходимо подобрать «ключик» к способностям ребенка .На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Но именно театр воспитывает лучшие духовно-нравственные качества личности. И сегодня в двадцать первом веке проблема формирования личности является самой важной. Древние философы утверждали, что человек рождается дважды - физически и духовно. Второе процесс сложный и мучительный. Чем раньше происходит приобщение к искусству, тем разнообразнее становится жизнь человека. Увлечённость предметом начинается с учителя, его умения передать это детям. Очень многое в жизни играет судьба и случай. Так произошло со мной, почему я выбрала театр: в восьмом классе учитель математики удалила меня с урока за мой тогда слишком свободный характер. В коридоре я познакомилась с режиссером Народного театра ДКЖ города Джамбула, который пришел к учителю истории, он пригласил меня на репетицию. Оказалось, что он учился у Нефедовой Е.Г., профессора и заведующей кафедры РТО, на её курс в 1990 году. я и приехала поступать из далекого Казахстана в Тамбов. А на пятом курсе мне судьба преподносит еще один сюрприз – вакансию педагога основ театрального искусства в СШ№30. Окончив Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (курс заслуженного деятеля искусств России Е. Г. Нефедовой и доцента Е. И. Колупаевой) с отличием, стала руководителем театральной студии "Подмостки" в 1995 году. В 2013 году в муниципальном этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» заняла 1 место и получила звание лауреата в региональном этапе этого же конкурса в номинации «Художественная».

Все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному. Одни постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы. Другие препоручают определение его способностей и развитие специально подготовленным специалистам: всевозможные специализированные классы в школах, студии. Третий вид родителей предоставляют ему возможности для выбора и стараются поддерживать его интересы, самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Как живется одаренным детям ?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Но из личного опыта чаще всего именно дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил: «Если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них». Наблюдая за своими учениками, я пришла к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества необходимо нечто другое. За годы работы складывается такая тенденция, что в театральной студии занимаются те ребята, которые не раскрываются в классе: застенчивые, не достаточно успешны в учебной деятельности, с речевыми дефектами, заниженной самооценкой, девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья.

Талантливые дети - особая категория одаренных.

Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности, например, театре часто можно добиться выдающихся результатов, поэтому занятия провожу как в форме групповой, так и индивидуальной. Мой опыт показывает, что театральное искусство привлекает к себе школьников всех возрастных групп: все дети мечтают играть на сцене, выступать, фантазировать, представлять. А театральная педагогика предполагает развитие активности, инициативы, склонностей и способностей учащихся. Главный побудительный мотив, заставляющий ребёнка стремиться на сцену – тайна актёрского перевоплощения, когда обыкновенный ученик, превращается в персонаж - переживает роль. Входя в сценический образ, он вырабатывает своё отношение к нему, «проживает» событие далёкой эпохи, чувствует «образ мысли», радость и боль людей живущих в другие времена. В то же время это – не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе. Посещая студию у воспитанников формируется познавательный интерес различного уровня: они готовят сообщения об актёрах, режиссёрах, мастерят макеты, бутафорию, читают пьесы, создают проекты и презентации, самостоятельно выбирают постановочный материал, чтецкий репертуар, подбирают музыкальное оформление, рисуют афиши, изготавливают реквизит и декорации, шьют костюмы. В своей педагогической деятельности я использую авторские программы "Волшебный мир театра" для 1-11 классов, "Фантазируем, играем, воображаем" для 1-6 классов, приёмы и методы здоровьесберегающих технологий, основанные на принципах артпедагогики и арт – терапии. Это положительно влияет на развитие детей, улучшает воображение, мышление, внимание, координацию движения, речь, расширяет общий кругозор. Возможности театрального искусства реализуют социальнопедагогические функции, становятся источником новых позитивных переживаний для ребёнка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения в этом виде искусства.

Для повышения эстетических потребностей и активизации в художественной практической деятельности применяю методы и формы обучения театральным технологиям, занятия по актёрскому мастерству провожу, используя методические приёмы и системы выдающихся отечественных театральных педагогов: К.С.Станиславского, М.О.Кнебель, Ф.М.Макарьева, Е.Б.Вахтангова, которые помогают целенаправленно управлять процессом формирования активной творческой личности. Отдельные обучающиеся с отличающимися возможностями и склонностями принимают участие в различных театральных и чтецких конкурсах, где реализуют свои образовательные потребности. Привлекая детей к искусству у них возникает потребность в творческом самовыражении, каждый ребёнок начинает ощущать свою востребованность и причастность к театральному коллективу. Поэтому очень часто в качестве актёра выступаю сама, являясь для них примером, такое тьюторское сопровождение даёт возможность почувствовать воспитанникам, что наша студия – сообщество людей, живущих одной верой, одной страстью, называемой театр. Я глубоко уверена, что творческое начало, воспитанное в школьном возрасте, благотворно скажется в любом деле, которым станет впоследствии заниматься взрослый человек, к тому же приобщение к искусству не только в качестве «потребителя», но и в качестве творца – лучший путь воспитания талантливых читателей и зрителей. "Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека", говорила Мария Николаевна Ермолова. В связи с переходом школ на предпрофильное обучение одарённые дети реализуют свои творческие способности в будущей профильной подготовке и ориентации, где чётко прослеживается выбор учащихся гуманитарных профилей и направлений: актёрское отделение, журналистика, дизайн, педагогика, психология. В сфере культуры и искусства, социокультурной сфере работают 10% выпускников. Среди выпускников студии артист Московского «Театра Луны» Павел Шишлянников, актриса Мичуринского драматического театра Ирина Попова, артисты Тамбовского молодежного театра Ангелина Лукьянова, Светлана Худякова, знаменитый диджей Алексей Шинков. Многие выпускники оказывают активную помощь в работе студии, один из них – театральный журналист Тамбова, волонтер школы Артем Прощин. В настоящее время коллектив студии насчитывает 90 воспитанников различных возрастов. За 20 лет было поставлено 55 спектаклей. Среди них постановки по мотивам произведений Л. Филатова, А.К. Толстого, Н.В. Гоголя, Пьера Огюстена Карона де Бомарше, Ф.М. Достоевского, Б. Васильева, М. Пляцковского, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, У. Шекспира, И.А. Крылова, Г.Х. Андерсена, Дж. Родари, А. Твардовского, М.Ю. Лермонтова, Е.Л. Шварца, В. Шукшина, Я. Экхольма, Е.В. Нестериной, М. Бартенева, А.П. Чехова, А. и Л. Измайловых. Студия дипломант и лауреат многих конкурсов и фестивалей. На восьмом открытом фестивале молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» спектакль «Viva, Моцарт!», был признан "Лучшим спектаклем" в категории "Студенческие и учебные театральные коллективы", а трое исполнителей удостоены специального диплома жюри. На девятом фестивале «Виват, театр!» воспитанница студии Варвара Скопинцева удостоена диплома в номинации «Надежда фестиваля» за роль Мажордома в спектакле «Женитьба Фигаро». Только за последние три года воспитанники студии стали лауреатами и дипломантами порядка двадцати конкурсов и фестивалей. Студия постоянный участник мероприятий Тамбовской областной детской библиотеки, Тамбовского молодежного театра, Центра внешкольной работы. В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитанники студии приняли участие в проекте «Память поколений» телеканала «Новый век», 12 июня 2015 года студия представляла школу в карнавальном шествии, посвященном 379-летию Тамбова и Дню России. В 2015 и в 2016 годах студийцы приняли участие в проекте «Семь дней Победы». В 2016 году театр - студия «Подмостки» отметил свое 20 – летие в формате бенефиса «Виват, Подмостки!», в котором приняли участие и выпускники студии, жители микрорайона, родители, социальные партнеры. Творческая деятельность студии часто освещается в средствах массовой информации: на Всероссийской государственной телекомпании «Вести Тамбов», на телевизионной независимой телерадиокомпании «Сегодня в Тамбове», публикуется в газетах «7 дней», «Ровесник», «Наш город Тамбов», «Город на Цне», «Тамбовский курьер», «Тамбовская жизнь», «Страстной бульвар». Как изменяются юные актёры за время репетиций, как верят в себя, свои возможности, сколькому многому они учатся, играют с удовольствием. Сценическая жизнь навсегда останется в их памяти, как самое яркое впечатление школьных лет, потому что это было напряжением всех душевных сил. "Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой", - провозгласил Карло Гоцци




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!