СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы с одарёнными детьми Тема: «Развитие одарённых детей через познавательно-исследовательскую деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Одаренность человека - это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с одарёнными детьми Тема: «Развитие одарённых детей через познавательно-исследовательскую деятельность»»

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской













Опыт работы с одарёнными детьми

Тема: «Развитие одарённых детей через познавательно-исследовательскую деятельность»



















Воспитатель: Коробкова Т.В.


Опыт работы с одарёнными детьми

Тема: «Развитие одарённых детей через познавательно-исследовательскую деятельность»


«Одаренность человека - это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский


Познавательно - исследовательское развитие одарённых детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира, любознательность.

Одарённый ребёнок дошкольного возраста не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ интеллектуального развития одарённого ребёнка - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Познавательное - исследовательское развитие одарённого ребенка включает следующие компоненты:

  • высокий уровень развития логического мышления,

  • повышенный интерес к дивергентным задачам,

  • оригинальность мышления -способность выдвигать новые, неожиданные идеи,

  • гибкость мышления, способность быстро и легко находить новые стратегии решения,

  • способность к прогнозированию.

Уже в детстве уровни познавательного-исследовательского развития одарённости можно судить по интересам и склонностям ребенка. У одарённых детей они часто очень широки, и при этом, устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.

Для одарённого ребёнка характерна повышенная концентрация внимания. Одарённый ребёнок поглощён заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причём заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одарённых детей довольно рано. Одарённые дошкольники помнят практически все проведённые НОД по познавательно-исследовательскому развитию, легко усваивают прочитанное, имена героев. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одарённого, творческого ребёнка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях.

Один из путей повышения эффективности познавательно - исследовательского развития одарённых детей состоит в использовании разнообразных методов и приёмов работы.

  • экологические экскурсии;

  • экологические кружки;

  • экологические конкурсы;

  • экологические викторины;

  • экологические акции;

  • лаборатория юного эколога;

  • составление экологических карт;

  • экологические выставки;

  • дни экологического творчества;

  • экологические праздники;

  • экологические сказки.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счёт таких форм работы, как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет дошкольникам погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Для развития детей в моей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, выступающая стимулятором развития одарённых детей. Мной в группе созданы условия: оборудовано место под детскую лабораторию «Любознайка». В лаборатории детей ждёт персонаж Незнайка, который вместе с детьми участвует в опытно-экспериментальной деятельности. Возникшие проблемы ребята рассматривают с помощью Незнайки. А в сундучке, Незнайка приносит детям интересные вещи и предметы для исследований. Всё это способствует развитию познавательного-исследовательского интереса одарённых детей, формирует высокий уровень наблюдательности. В группе есть картотека опытов и экспериментов, которые дети могут проводить как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Опытническая деятельность одарённому ребёнку предоставляет возможность найти ответ на вопрос «как?», «почему?».

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда - ещё один стимулятор к развитию одарённости у дошкольника. Поэтому в группе я много уделяю внимание именно развивающей среде. В группе оборудовано место для выставки камней, часов, речных и морских ракушек, создан огород, где дети наблюдают за ростом растений. Свои наблюдения дети зарисовывают в календаре наблюдений за ростом растений. Мною замечено, что одарённые дети проявляют наибольший интерес к росту растений. Их интересует: «Как из семени прорастает росток?», «Почему нужна влага и солнечный свет для роста растений?», «Почему землю нужно удобрять?». В группе есть «стол новых открытий», на котором каждое утро организуется ситуация, воздействующая на детей.

Для развития одарённости детей применяются дидактические игры: «Найди по описанию», «Четвёртый лишний», «Подбери картинку», «Что такое живая природа?», «Кто в домике живёт?», «От какой детки ветка?», «Вершки – корешки», «Кто где живёт?», «Какой бывает вода?», «Невидимый мир». В процессе познавательно-исследовательской деятельности с детьми применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения. Использование ИКТ стимулирует познавательную-исследовательскую активность одарённых детей.

В процессе развития одарённых детей познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Перечисленные выше формы работы с одарёнными детьми позволяют обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС ДО как «Любознательный, активный».

Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с одарёнными детьми очень эффективен. Стимулируя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную исследовательскую деятельность способствую развитию способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.



































Используемая литература:

1.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников – СПб.: Речь, 2005. – 121 с

2.Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: Просвещение, 2009. 500 с.

3.Белова Е. Ж. Одаренные дети. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991.

4.Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2007.

5.Бурменская Г. В. Одаренные дети. - М., Прогресс, 1991.

6.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 2006.

7.Годовикова Д. /Как измерить детскую любознательность? Семья и школа. – 2009 - №10

8.Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. - Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. -288 с.

9.Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10.

10.Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных группах. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»), 2015. - 320 с.

11.Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»), 2015. - 240 с.

12.Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разновозрастных группах. Выпуск 2. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»), 2015. - 240 с.




















Приложение