СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы учителя "Работа с художественным текстом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции. Развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование логического и творческого мышления. Осмысливание, что значит воспитание, самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя "Работа с художественным текстом"»

Конспект урока литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» в 9 классе.

Учитель: Погорелова Анна Николаевна (МБОУ АСОШ)

Тема: Спор о собачьем сердце.

Цели урока: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции. Развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование логического и творческого мышления. Осмысливание, что значит воспитание, самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: повесть М.Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце», распечатки с фрагментами из повести, костюмы для инсценировки.

Методы и приёмы: I. По источникам знаний

  • Словесныеустные (рассказ, беседа, объяснение)

  • с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)

  • Наглядные:

    • Презентация, фрагменты х/ф

  • Практические

    • Анализ повести через «погружение в текст»

II. По характеру познавательной деятельности учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Рефлексивная установка на восприятие.

Чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.



Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.



Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.



Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать?

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

Слайд презентации Слово учителя: к сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце». Прежде чем приступить к ее обсуждению-несколько слов о самом писателе.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Слово учителя: март 1925 г. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю только в 1987 году. Как вы думаете почему? Что было в повести такого, что не понравилось правительству Советского Союза?

3 Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

Слайд. «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».

В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)



Слайд.4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

Вспомним, что такое сатира.

Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Слово учителя: попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры Булгакова.

5.Постановка учебной задачи.

Слово учителя: повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили, нов 1988 году выходит фильм режиссера Н.Бортко «Собачье сердце».

Чем же привлекает повесть кино и театральных режиссеров?

6 Включить кинофрагмент из фильма, где Борменталь спорит с проф. Преображенским.

Слово учителя: Как вы думаете какова тема урока? (спор о собачьем сердце, какое оно собачье или все-таки человеческое?)

Какую проблему должны решить мы с вами?

7. Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь?

Противостоит ли что- нибудь в повети миру хаоса и ненависти?

Какой литературный прием использовал автор?

Зачем он использует антитезу? (Чтобы показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).



А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5)

8. Характеристика образа главного героя.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5,)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6,



Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин

Отрывок видео (поведение за столом)

Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

( Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)



9.Инсценирование.

Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)



Б: Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?



Ш: (моргая глазами) В цирк пойдем, лучше всего.



Ф.Ф.: Каждый день в цирк -это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем

месте хоть раз в театр сходил.



Ш:В театр я не пойду. Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.



Б: Вы бы почитали что-нибудь…



Ф.Ф.: Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...



Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее... Переписку Энгельса с этим... Как его -

дьявола - с Каутским. Не согласен я.

Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?



Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...



Б.: Вы и способ знаете?



Ш.: Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах заселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.



Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить... А в то же

время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?



Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

9.(просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте)

Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

10. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение.

Прочтите приведённые отрывки.



1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"



2. «- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе».



3. « -Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все

стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирят этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему».



Кому из героев принадлежат данные высказывания?

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского.Кажется, что его устами говорит сам автор.)

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский?

Слово учителя: Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

11 Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Человеческое сердце – это символ того, что «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это слова А. П.Чехова, и я с ними полностью согласна!

Слово учителя: кто же прав в споре Борменталь или Преображенский? (оба правы отчасти, потому что в Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, рабская философия Шарика, инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью и хамством Чугункина породили чудовище)

Отметки за урок.

Домашнее задание:

Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить свое отношение к его эксперименту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!