Опыт работы «Воспитательная работа по социализации школьников с ЗПР»
«Социальная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями».
В своем Послании Президент В. В. Путин сказал: «…Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».
В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В связи с этим введено понятие «дети с особыми образовательными потребностями».
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии". Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.
Основные направления воспитательной работы по социализации школьников с ЗПР. Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. Где, как не в школе, дети готовятся к самостоятельной жизни? В нашей школе разработана модель социализации воспитанника, которая охватывает все стороны адаптации и показывает, насколько они готовы к этой жизни, их умение ориентироваться в социуме.
Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей, в школе применяются педагогические технологии, основанные на том, что ученик становится активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце.
Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, в которых отражены спортивные мероприятия, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Мы анализируем результаты проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений. Работа в данном направлении даёт положительный результат.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ЗПР – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.
Роль классного руководителя.
Ещё каких-то лет двадцать назад в нашей стране развивалась сеть специализированных детских учреждений для детей с различными заболеваниями. Но государство взяло курс на интеграцию таких учащихся в общеобразовательные школы. Это внесло, конечно, свои трудности в образовательный процесс, но уже трудно представить школу без отдельных программ для таких детей и индивидуальной работы на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями. В моем классе обучаются двое таких детей: Семёнов Илья и Пирожкова Анастасия. В изучении индивидуальных особенностей детей в классе помогает психолог школы. Вместе с психологом, социальным педагогом и заместителем директора по ВР Лентьевой И.Л. ведётся постоянная работа с этими детьми.
Цель:
Содействовать созданию обстановки психологического комфорта детям и способствовать развитию на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
1.Выявить интересы и потребности ребят.
2.Формировать здоровый образ жизни .
3. Обеспечить учащимся с ЗПР поддержку и заботу.
4.Создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в школе;
5. Развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
6. Создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни
Фиксируются все проблемы, с которыми встретился ребёнок, достижения в учёбе, в труде, в общении. В начале и в конце учебного года запланирована диагностика, и классный руководитель, сравнивая результаты, проведёт анализ своей работы за год, сделает выводы и поставит цели на следующий год. Такая кропотливая работа по изучению личностных особенностей поможет и в построении программы работы с классом.
Особо хочется сказать о работе с родителями этих учащихся. Семьи этих детей благополучные, полные, родители уделяют должное внимание своим детям. Очень часто родители обращаются с просьбой дать совет, как общаться с детьми, какие методики использовать при изучении программного материала. С этим классом я работаю первый год, в этом учебном году поставила перед собой следующие задачи:
прививать детям любовь к труду, навыки культурного поведения;
оказывать помощь в учении и в разумной организации досуга;
поддерживать постоянную связь с родителями;
способствовать участию детей в секциях, в кружках.
В воспитательной работе моего класса осуществляется самоуправленческая деятельность в разных видах:
а) ежедневное чередование поручений;
6) участие в классных мероприятиях;
г) дежурство;
д) участие в общешкольных мероприятиях.
В своей деятельности я реализую идеи и принципы успешного обучения, применяю в учебном процессе систему дифференциации, использую в учебной и внеклассной деятельности творческую работу, развиваю интеллектуальность, нравственность, коммуникативность, эстетичность и физический потенциал личности каждого учащегося. Отношение к ученикам доброжелательное, со вниманием, стараюсь верно, оценить педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант ее решения. При помощи интуиции чувствую изменения в личности ребенка и выбираю адекватные способы педагогической поддержки или коррекции этих изменений.
В каждом образовательном учреждении существует такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Главное – верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.