Опыт работы
заместителя директора по воспитательной работе
Юрченко Ольги Васильевны
В соответствии с Законом ДНР «Об образовании» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. На выполнение этих задач нацелена система воспитательной работы школы.
Определяя приоритеты своей деятельности на должности заместителя директора по воспитательной работе, исхожу из понимания образовательного процесса как организованной деятельности педагогов, обучающихся и родителей по достижению оптимальных результатов обучения для каждого ученика, а также целей и задач современной образовательной политики государства по воспитанию подрастающего поколения.
В своей работе ставлю перед собой следующие цели и задачи:
- цель: создание единого воспитательного пространства, обеспечивающего достижение инновационных результатов.
- задачи:
1)Создание системы повышения профессионального и методического уровня педагогов, классных руководителей по вопросам воспитательной деятельности.
2)Создание единого образовательного и воспитательного пространства школы, отвечающего современным требованиям к воспитанию подрастающего поколения.
3)Развитие системы поддержки талантливых детей.
4)Сохранение и укрепление здоровья школьников.
5)Повышение уровня вовлеченности родителей в учебную и внеучебную жизнедеятельность школы.
Создание системы повышения профессионального и
методического уровня педагогов
Среди многочисленных функциональных обязанностей заместителя директора по ВР немаловажное значение имеет организация методической помощи классным руководителям. Исходя из полученных данных, планирую работу: с одними педагогами – индивидуально, с другими – в микрогруппах. Некоторые вопросы выносятся на заседания методического объединения классных руководителей, руководителем которого я являюсь. Также тематика заседаний методического объединения классных руководителей определяется, исходя из проблем, выявленных в ходе анализа воспитательной работы школы. Учителя делятся своим опытом работы на МО классных руководителей, на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы, проводят общешкольные внеклассные мероприятия, открытые классные часы.
Особое внимание в работе уделяется организации контроля над деятельностью педколлектива, направленного на создание системы воспитательной работы. Эта работа ведётся с целью сбора информации о ходе реализации воспитательных задач, координации и коррекции деятельности, анализа достижения цели и задач. Контроль осуществляется в ходе следующих мероприятий:
-проверка документации у руководителей кружков и классных руководителей;
-посещение классных часов;
-посещение кружков;
-посещение родительских собраний;
-индивидуальные беседы с учителями;
-посещение уроков;
-посещение внеклассных мероприятий и др.
Создание единого образовательного и воспитательного
пространства школы
Воспитательная проблема школы «Воспитание творчески развитой, социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности», поэтому приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является использование технологий личностно-ориентированного воспитания, самоуправление, использование ИКТ, КТД, игровых и других форм работы.
В помощь классным руководителям для работы с детьми и родителями оформляю методические рекомендации, папки, тематические стенды, провожу индивидуальные и групповые консультации как с молодыми специалистами, так и со стажистами.
Одним из показателей результативности методической работы является участие педагогов и обучающихся в школьных, районных и республиканских методических и творческих конкурсах, неоднократно занимающих призовые места.
Определены основные направления воспитательной деятельности школы.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина ДНР.
Формирование у обучающихся высокого патриотического сознания реализуется через систему мероприятий и во внеурочной деятельности:
«День учителя», «Осенний бал», «Вечер встречи выпускников»
Акции «Забота», «Ветеран», «Растим патриотов», «Бессмертный полк»
Операции «Памятник», «Ветеран живет рядом»
Военно-спортивные игры «Зарница», «Будущий воин»
Конкурсы инсценированной военно-патриотической песни, Уроки Мужества, встречи с ветеранами и др.
Забота о здоровье детей, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и родителей - приоритетное направление работы всего педагогического коллектива. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся реализуется через участие детей в общешкольных и районных спортивных соревнованиях: турниры по шахматам, теннису, волейболу, футболу, фестиваль «Соколенок Донбасса» и др.
Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Внеурочная деятельность обучающихся реализуется через оптимизационную модель – участие в работе кружков «Родник памяти», «Тропами Донбасса», «Белая ладья», «Футбольный» в 2017-2018 учебном году и «Здоровячок», «Родник памяти», лингвистический и хореографический в 2018-2019 учебном году. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы, обучающиеся, родители.
Развитие ученического коллектива
Большое значение отводится развитию детского самоуправления. Смысл ученического самоуправления заключается в обучении детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В школе созданы две детские организации: «Соколята» (1-4 классы) и «ДАНКО» (5-11 классы).
В школе и каждом классе составляется план работы школьного самоуправления на год. Ученическое самоуправление организует соревнование между классами, совместно с учителями проводит много интересных воспитательных мероприятий, направленных на развитие и сплочение детского коллектива: День знаний, День учителя, осенние и новогодние праздники, выборы президента школы, выпускной бал, разнообразные Акции, Операции, Рейды и т.д.
Развитие системы поддержки талантливых детей
Педагогический коллектив школы поддерживает общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений талантливых ребят. В своей деятельности наш коллектив старается расширить систему олимпиад (участие в онлайн-олимпиадах), конкурсов, практику дополнительного образования. С каждым годом увеличивается количество участников конкурсов, получение призовых мест в районных и Республиканских конкурсах.
Повышение уровня вовлеченности родителей
в учебную и внеурочную жизнедеятельность школы
Одним из основных направлений работы коллектива является организация взаимодействия с родителями, которое осуществляется через общешкольные родительские собрания, конференции, совет профилактики, заседания родительского комитета, совместные КТД: «День Знаний», «День матери», «8 марта», «День Защитника Отечества» и т.д. Традиционным стал у нас праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», круглые столы и диспуты на правовую тематику.
Итоги воспитательной работы:
увеличение числа активных форм работы, успешно реализующихся через традиционные мероприятия, способствующие формированию общешкольного коллектива;
активизирование обучающихся по участию в конкурсах;
активизирование деятельности классных руководителей по участию в профессиональных конкурсах;
участие в конкурсах различного уровня.