СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт реализации проекта «Разговоры о важном»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации проекта «Разговоры о важном»»

Опыт реализации проекта «Разговоры о важном»

Один из модулей рабочей программы воспитания – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.

И сейчас мы продолжим наш с вами «Разговор о важном». Все вы уже достаточно хорошо погружены в тему. Речь о традиционных духовно-нравственных ценностях. Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство.

Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.

Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Поэтому позвольте остановиться на конкретных моментах этого проекта, с которым мы все уже знакомы.

В основе планирования и реализации данных занятий лежат следующие базовые понятия:

1. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

2. Воспитательная среда (пространство) – духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности.

3. Геополитическая ситуация – устоявшийся баланс политических, военных, экономических и географических вопросов в определенный период времени. Она изменяется, как только меняются эти вопросы и способы их решения.

4. Традиционные ценности российского народа – формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России.

5. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

6. Внеурочная деятельность – неотъемлемая и обязательная часть образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от преимущественно используемых на урочных занятиях. Традиционные для урока лекции, опросы, домашние задания не рекомендуется использовать в рамках внеурочной деятельности. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых обучающийся занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.). Формы внеурочной деятельности должны сочетать индивидуальную и групповую работу, а также предоставлять обучающимся возможность проявить и развить свою самостоятельность.

«Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью.

1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном".

34 часа в год, каждый понедельник с 5 сентября этого учебного года, проводится с обучающимися первым уроком данная внеурочная деятельность, уже полюбившуяся. Почему? Содержание занятий разработано для пяти возрастных групп обучающихся: 1 - 2 классов, 3 - 4 классов, 5 - 7 классов, 8 - 9 классов и 10 - 11 классов (студентов СПО). Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию, что облегчает работу педагога в разы. Не повторяющийся приятный для глаз контент, приятный голос дикторов в видеоматериалах, по всему учебному году, таким образом, у учителей в руках полный комплект методических наработок, которые можно использовать в рамках урочной деятельности. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад.

Какой же основной смысл данных уроков? В первую очередь, формирование ценностного отношения наших младших школьников к нашей великой Родине, к нашей великой России, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе нашего внимания будут события, люди, их деяния и идеи. Основной формат работы — это беседа, беседа по душам с детьми. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии учитель должен создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.

Проект «Разговоры о важном» реализуется с помощью трех вариантов.

Первый вариант заключается в том, что каждый понедельник, после церемонии поднятия флага, ученики расходятся по кабинетам со своими классными руководителями, где знакомятся с материалами, предоставленными кураторами на определенную тему, согласно графику тем внеурочных занятий. Данная модель имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: занятия проводятся еженедельно в формате классных часов, имеют одного модератора – куратора, что позволяет не только последовательно формировать личностные результаты обучающихся, но и анализировать их развитие. Основным недостатком данной модели является дефицит времени и компетентности классного руководителя. Подготовка к данным занятиям, учитывая их деятельностный формат (конкурсы, дискуссии, проекты), требует много времени и соответствующих компетенций от организатора. Организовывать и проводить подобные мероприятия еженедельно крайне сложно. Каждый кабинет должен быть оборудован информационными технологиями для транслирования презентаций и проведения интерактивных игр, что зачастую является проблемой. Поэтому в нашей школе классные руководители часто объединяются в группы (по 2-3), где у каждого свои функции. Таким образом, внеурочное занятие проходит более целостным, выстроенным логически, обучающиеся более оживленно принимают участие в «Разговоре о важном», делятся друг с другом своим мнением. Беседа проходит оживленнее, что еще больше мотивирует в участие данного проекта. Данный формат является вторым вариантом проведения «Разговоров о важном». Третий вариант – это объединение школьников для проведения общешкольного внеурочного мероприятия.

Но каким бы не был формат проведения, наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.

Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены.

Спасибо за внимание!

Заместитель директора по УВР Долгова И.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!