СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт реализации программы профориентации в области агрономии в малокомплектных школах.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт реализации программы профориентации в области агрономии

Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации программы профориентации в области агрономии в малокомплектных школах.»

Опыт реализации программы профориентации в области агрономии в малокомплектных школах.

В последнее время в нашей стране образовательные реформы объединяет общая цель - более эффективная подготовка молодежи к жизнедеятельности в современном высокотехнологическом обществе. Стратегия современного образования направлена на развитие готовности молодёжи к профессиональному труду, осознанию роли труда в обеспечении собственной успешности, правильному выбору профессии и непрерывному образованию. Сегодня села и деревни Татарстана находятся на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому остро нуждаются в притоке молодых квалифицированных специалистов. Однако, наблюдается отток сельской молодежи в город. Существует проблема закрепления молодежи на селе. Для Черемшанского района актуальным является формирование мотивации школьников на выбор профессий агротехнологической направленности, так как район занимается развитием сельскохозяйственных предприятий и выращиванием зерновых культур. Между тем, как показывает жизнь, обучающиеся сельских школ имеют низкий уровень мотивации к труду на селе, нечасто выбирают профессии сельскохозяйственной направленности и возвращаются на малую родину. Для воспитания людей инициативных, трудолюбивых, любящих своё родное село, готовых к преобразованию своей жизни наша школа ведет практико-ориентированный образовательный процесс, который позволяет ребёнку познакомиться со своим краем, изучить особенности сельского хозяйства, дать основу для выбора профессии. Целью данного образовательного процесса является:

- формирование у обучающихся профессиональной и предпринимательской компетентностей, мотивации их на самореализацию в условиях села, закрепление молодёжи в селе;

- подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, специальности, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности;

- создание системы непрерывного агрономического образования через сочетание учебной и внеучебной деятельности.

Одним из самых ярких мероприятий профориентационной работы является «День открытых дверей», который мы уже несколько последних лет проводим совместно с Черемшанским аграрным техникумом. В этот день школьников знакомят с материально-технической базой, со специальностями, по которым ведется подготовка, они участвуют в различных мастер-классах, а также обеспечиваются информационными материалами. В комплект информационных материалов входят правила приема, буклеты, листовки по направлениям подготовки. Для подготовки специалистов высокого качества необходимо на деле, а не на словах, продемонстрировать выпускникам школ современное оборудование, показать всю цепочку технологического процесса, поэтому мы проводим школьникам экскурсии с выездом в техникум. Очень важно вести профориентационную работу не только среди школьников, но и среди родителей. Влияние родителей на своих детей достаточно велико. Поэтому важно помочь родителям сделать правильный выбор будущей профессии своих детей. С этой целью организуются встречи с родителями. В итоге учащиеся нашей школы ежегодно пополняют ряды студентов Черемшанского аграрного техникума, успешно заканчивают обучение и трудятся на полях нашей республики.

В рамках конкурса АгроНТИ - 2021 на базе Казанского аграрного университета родителей и учащихся ознакомили с презентацией учебного заведения, с основными специальностями, которые осуществляются при помощи информационных технологий. Участники конкурса, родители имели возможность проследить учебный процесс и творческую жизнь университета, а также имели возможность побывать на опытно-полевых участках, на площадках апробации и тиражирования инновационных технологий в сельском хозяйстве. Все это способствует формированию у школьников повышенного интереса к будущей профессии, появлению уверенности в своей востребованности.

Наша школа МБОУ «Нижнекармальская ООШ» имеет пришкольный участок площадью 0,25 га. На участке выращиваются овощные культуры (лук, морковь, свекла, картофель, капуста, томаты, огурцы, кабачки); плодово- кустарниковые культуры (яблони, вишня, смородина, малина, боярышник, черемуха), цветочные культуры (петунии, бархатцы, мальвы, сальвии, георгины, ирисы). Пришкольный участок это лаборатория под открытым небом. Работы  на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию растений, воспитанию у обучающихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду. Участок позволяет школе иметь возможность для обеспечения школьной столовой продуктами питания, выращенными своими руками в чистой экологической среде.

  Самое пристальное внимание при организации труда учащихся на пришкольном  участке уделено опытнической работе. Тематические опыты с растениями ( картофелем), направлено на решение вопросов, связанных с повышением урожайности овощей.

Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи учителей, персонала школы, учащихся. Работая все вместе, ребята получают ясные представления о главных агрономических приёмах возделывания сельско - хозяйственных культур и ухода за ними. В процессе работы у обучающихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства. Мы  стараемся проводить не менее 3-5 опытов, начиная с апреля и во время летних каникул:

1. Поиск симптомов вирусных болезней на своем участке;

2. Исследование почвы поля на источники фитофтороза

3. Определение фитофтороза на листьях картофеля методом «влажной камеры».

4. Борьба с вредителями растений.

5. Выращивание картофеля с помощью системы «Ародозор».

Это новый сервис для сельчан, разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом фитопатологии. «Агородозор» самостоятельно определяет необходимость применения фунгицидов, сроки опрыскивания и выбор препаратов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Система осуществляет полноценную поддержку принятия решений по борьбе с заболеванием картофеля – фитофтороза и альтернариоза, а также некоторых заболеваний пшеницы. Система «Агродозор» помогает нам точно определить время проведения обработки и правильно выбрать необходимый препарат. Это очень важно для тех, кто выращивает на своем участке картофель. В случае же появления на поле еще и альтернарии, «Агродозор» автоматически скорректирует программу защитных мероприятий для противостояния в том числе этому заболеванию. В этой работе нам активно помогают родители. так как детям до 18 лет работа с данными препаратами запрещена.

Активно сотрудничаем с ВНИИ Фитопатологии, ученица Зайцева Олеся занимается в Школе юного агронома «Агродозор» при ВНИИ, где для учащихся были проведены лекционные занятия по темам «Профессия агроном», «Введение в фитопатологию», «Болезни картофеля», «Применение цифровых технологий для защиты растений» и «Основные агротехнические приёмы, применяемые для защиты растений». Как уже было сказано выше, во время летних каникул работа не останавливается: проводятся опыты и уход за растениями. В ходе таких исследовательских практикумов учащимися отрабатываются общие метапредметные умения и навыки: ведение дневниковых записей; постановка исследовательских задач; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; проводить рефлексию; работать в команде, умение сотрудничать при решении исследовательских задач; умение работать со справочной литературой; умение осуществлять проверку полученных данных.

Так же наши учащиеся с 2019 года являются активными участниками конкурса АгроНТИ , проводимого на базе Казанского аграрного университета. В очередной раз наши ученицы Зайцева Олеся (8 класс) и Домнина Виктория (9 класс) продемонстрировали свои практические знания в передовых технологиях, связанных с цифровым сельским хозяйством, таких как точное земледелие и использование космических снимков и веб-ГИС технологий в цифровизации сельского хозяйства.

По плану МКУ «Отдел образования» Черемшанского района в последний месяц лета проводятся кустовые семинары директоров по обмену опытом работы пришкольных участков. На базе нашей школы такой семинар проведен 5 августа. Директор школы Волосатова Н.И. ознакомила коллег с продукцией, выращенной на пришкольном участке. Была проведена экскурсия по участку и обсуждены проблемы выращивания овощей и фруктов в сложных климатических условиях в районе. Наталья Ивановна отметила, что всё же пришкольный опытный участок несет большую пользу. Во-первых, школа получает выгоду (за счёт выращенной продукции сокращается сумма средств, необходимых для питания учащихся). Во-вторых, все продукты, произведенные на участке, являются действительно экологически чистыми, что очень редко в наши дни. Но самое главное - это то, что благодаря участку дети уже с раннего возраста приучаются к сельскохозяйственной деятельности и учатся ценить труд.

В нашем районе установилась добрая традиция проводить школьные ярмарки в день проведения Августовской конференции работников образования Черемшанского района.

  Выставки - продажи, которые стали традицией помогают не только распространению опыта трудового воспитания, но и подробному анализу состояния пришкольных участков. Именно через пришкольные участки дети получают первые навыки по основам агрономии, опытничества, проектной деятельности и экспериментальной работы, экологии и экономическим знаниям. Критерии, по которым жюри оценивает работу школ, серьезны. Тут важны соблюдение трудового законодательства, техническое оснащение, бытовые условия, структура сельхозугодий, эффективность и профессионализм педагогов. Мы хотим, чтобы наши дети были настоящими хозяевами своей земли.


Часть сельскохозяйственной продукции, полученной в результате производственной деятельности школы, идёт на питание учащихся. Деньги, вырученные от реализации сельскохозяйственной продукции, идут на поощрение учащихся, приобретение семенного и посадочного материала, оформление интерьера школьных рекреаций.

Также ежегодно в октябре на базе Агропромышленного парка «Казань» проходит традиционная республиканская ярмарка сельскохозяйственной продукции и изделий народно-художественных промыслов с участием муниципальных районов и образовательных организаций РТ. Наша школа в составе районной делегации принимает участие в этом мероприятии. На ярмарке школы представляют излишки своей продукции, выращенной на пришкольных участках, разнообразные консервированные заготовки. Горожане с удовольствием приобретают данную продукцию, пополняя бюджет школ на школьные расходы.

Наша программа профориентации в области агрономии направлена на рациональное использование школьного земельного участка для развития предпринимательской деятельности, на привлечение учащихся школы с целью воспитания трудолюбия, предприимчивости и ответственности с развитием качеств и задатков лидера-предпринимателя, способного к успешной профессиональной самореализации.

Теоретическая значимость программы заключается в подготовке к самостоятельной жизни в условиях нынешней рыночной экономики, умение применять знания на практике, получение новых знаний и умений, научиться искать, анализировать и составлять бизнес-план. На основе полученных результатов открывается возможность начать своё дело и реально зарабатывать деньги в условиях села.

При реализации данной программы у учащихся вырабатывается социально-активное отношение к окружающей среде. Школьники приобретают навыки опытнической и исследовательской деятельности по внедрению научно обоснованных методик и технологий выращивания сельскохозяйственной продукции.

Формирование гражданской позиции, воспитание любви к малой Родине осуществляется через приобщение детей к труду, получения ими материального и духовного удовлетворения от решения поставленных перед ними задач, воспитание истинных хозяев на своей земле, а не просто потребителей её благ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс