СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт решения конкретной педагогической задачи. "Работа с родителями- неотъемлемая часть системы работы классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт решения конкретной педагогической задачи. "Работа с родителями- неотъемлемая часть системы работы классного руководителя"»



Работа с родителями-

неотъемлемая часть системы работы классного руководителя.



 

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №3» г. Избербаш

Гаджиева Гульжанат Омаровна,

классный руководитель

3 «Б» класса



2023г.

«Слова выявляют воспитанность говорящего».


«Язык - показатель истинной воспитанности.

- Эй ты, дурень! Слышал, как тут протопали солдаты?- спросил человек слепого фермера.

Через минуту к нему обратился другой человек:

- Слепец! Открой-ка рот и скажи, слышал ли ты, как здесь промаршировали солдаты?

Чуть позже раздался третий голос:

- Сэр, вы не слышали, проходили ли по этой дороге солдаты?

Наконец подошёл ещё один человек и, положив руку на плечо фермера, спросил:

- Дорогой мой, пожалуйста, скажи мне, слышал ли ты, как по этой дороге проходили люди?

И слепой человек правильно описал тех, кто задавал ему вопросы: первый был солдатом, второй - капитаном, третий - генералом, а четвёртый – царём. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык - это оружие сердца; он охраняет жизнь человека. Слишком долгие разговоры, громкая речь, грубые и несдержанные слова, полные злобы и ненависти,- всё это влияет на здоровье человека и порождает злобу и ненависть в других; такая речь ранит, отчуждает, ожесточает. Почему говорят, что молчание - золото? Молчаливый человек не имеет врагов, хотя, может быть, и друзей. У него есть досуг, возможность углубиться в себя и выявить свои недостатки и ошибки. У него нет склонности искать их у других. Если вы оступились, то можете отделаться вывихом, если же оступился ваш язык, вы нанесёте удар вере и счастью другого человека. От этого удара он может никогда не оправиться, рана будет всегда болеть. Поэтому используйте язык с большой осторожностью. Чем мягче вы говорите, чем меньше вы говорите, чем нежнее вы говорите, тем лучше и для вас, и для других».


Семья – это естественная ячейка глубочайших человеческих чувств, где ребёнок усваивает основы нравственности, развивает чувства. Воспитание ребёнка, адаптация в окружающем мире, развитие ребенка на три четверти зависит от семейных отношений взрослые – ребёнок, взрослые – взрослые.

Современная семья всё больше становится главным звеном в воспитании ребёнка. Она должна обеспечить достаточные материальные и педагогические условия для интеллектуального, нравственного и духовного развития.

Родители. Какими они должны быть? Общих рецептов нет. И всё же… Нежная, весёлая мать, умеющая быть едва – едва холодноватою. Сдержанный отец, что порой улыбнётся и изредка пошутит. Возможно, на таких небольших мелочах и должен держаться авторитет и любовь к детям.

А ребёнок, каким бы он ни был, когда ему везде плохо, должен быть защищён дома, должен знать: там всегда горит огонёк, что согреет без лишних вопросов и наставлений.

В воспитании подрастающего поколения важным фактором должна стать семья, семейное воспитание. Как учителя, так и родители должны хорошо знать личностные качества ребёнка, его физическое и психическое здоровье, устойчивость нервной системы и те или другие виды раздражений, интересы и возможности.

Помощь в этом вопросе родителям предоставит классный руководитель или учитель, у которого учится их ребёнок.

Представленная проблема очень актуальна, потому, что важным условием эффективной учебно – воспитательной работы является сотрудничество школы и семьи, которое предусматривает надлежащий уровень педагогической культуры родителей. Именно в этом подчинении программы школы для родителей и педагогической культуры современной семьи, которые опираются на систему проверенных опытом многих поколений важнейших семейных ценностей.

Система работы, выбранная мною, основывается на личностно- ориентированном подходе, наиболее корректному и эффективному в работе с семьёй, который учитывает конкретные жизненные и индивидуальные особенности.

Тесная взаимосвязь школы и семьи может развиваться благодаря педагогическому просвещению родителей и привлечение их к воспитательной работе.


I. Система работы классного руководителя с родителями.


          Благодаря этой системе родители  детей чувствуют, что жизнь их детей не безразлична мне как учителю. Они тянутся в школу и, полны решимости, вместе с учителем заниматься воспитанием своих детей.




Принципы общения с родителями:

  1. Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

  2. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

  3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Основа работы учителей начального звена – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Исходя из цели воспитательной работы с родителями, определяем следующие задачи:

- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;

- создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

- привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми;

- установление контакта общей благоприятной атмосферы общения с родителями учеников;

- изучение воспитательных возможностей семей;

- формирование активной позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

- предупреждение наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

- оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования;

- для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал;

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Проблема работы с родителями была предметом исследований многих учёных и методистов. В течение многих лет над этой проблемой работали учёные, которые предлагают нам современные педагогические технологии при работе с родителями. Много материала по этой проблеме можно найти и в журналах « Начальная школа», « Начальное образование», « Начальное обучение и воспитание», « Классный руководитель», где своим опытом работы делятся классные руководители многих городов и посёлков нашей родины.

Уделяют внимание вопросу работы с родителями и наши основные нормативные документы. Они утверждают, что именно совместная работа семьи и школы окажет позитивный результат в отношении развития всесторонне развитого ребёнка.



II. Учебно – воспитательная деятельность.

  1. С чего начинать. Адаптация будущих первоклассников

Работу с родителями учителя начальных классов нашей школы начинают ещё до того, как их ребёнок придёт в школу, когда составляются первые списки детей. Уже тогда мы посещаем семьи детей с целью составления социального портрета семей будущих первоклассников. В нашей школе осуществляется выраженная преемственность между дошкольным и начальным образованием, поэтому часто учителя посещают детские сады с играми, выступлениями. Дошколята видят, что уже умеют их старшие товарищи и у них проявляется интерес и желание идти в школу. А старшим детям нравится играть с малышами в разные игры, дарить подарки, сделанные своими руками.

В конце августа, за 4-5 дней до начала учебного года, наши учителя собирают родителей будущих первоклассников для того, чтобы иметь возможность пообщаться. Очень вовремя, именно в этот день проводим анкетирование, которое помогает нам в дальнейшей работе.


Анкета

  1. Ф.И.О. ребенка.

  2. Умеет ли ребёнок читать? Как?

  3. Умеет ли ребёнок писать?

  4. Умеет ли считать? До какого числа?

  5. Каким ласковым именем вы называете ребёнка дома?

  6. Особенности вашего ребёнка?

  7. Какое у ребёнка зрение? Слух?

  8. Ф.И.О. родителей. Их образование. Кем работают? В какую смену?

  9. Кто ещё, кроме родителей, принимает участие в воспитании ребёнка?

  10. Сколько в семье детей?

  11. Какую помощь вы можете оказать классу, школе?

Последний вопрос задаётся не случайно. Именно этим мы стараемся всячески способствовать тому, чтобы большее число родителей принимало участие в работе родительского комитета, который  выбирается на этом же сборе.

В наше время много внимания уделяется первоклассникам. А именно тому, как происходит их адаптация в новой среде. Потому что именно от того, как ребёнок будет чувствовать себя в школе, зависят и его успехи в учебном процессе. Поэтому на родительском собрании в сентябре проводим с родителями деловую игру « Мой малыш» с целью познакомиться с интересами детей в свободное время, их отношение к школе, способствовать привлечению родителей к сотрудничеству, учить их помогать детям, поддерживать моральный климат в семье.


Игра « Мой малыш»

Родителям раздаются листы бумаги. Предлагается сложить лист напополам и без помощи ножниц «вырезать» фигурку ребёнка.

Затем предлагается поднять фигурки и посмотреть, что все они очень красивые, но очень беззащитные. Чтобы быстрее прошёл процесс адаптации, родителям нужно ответить на несколько вопросов:

-Что любит ваш ребёнок?

- Чего он боится?

- Ваш ребенок с удовольствием идёт в школу?

- Рассказывает ли вам ребёнок, что происходит в школе?

- Придерживается ли он режима дня?

Фигурки прикрепляются к доске. Учитель подводит итог, говоря о том, что ответы на эти вопросы он учтёт. Они помогут более детально познакомиться с привычками и интересами детей, и это поможет детям быстрее и лучше освоиться в новом коллективе. Детям, которым будет тяжело даваться адаптация, психолог и медицинский работник, будут проводить индивидуальные консультации с родителями и с детьми.

2. Индивидуальные консультации и беседы, тестирование, тренинги, мониторинги, анкетирование.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одинаковые проблемы, у них есть идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы, а так же друг друга нацелено на её совместное решение.

Именно индивидуальные консультации и беседы учителя начальных классов считаю важным аспектом в работе с родителями. Проводя беседу с глазу на глаз, можно рассказать о том, что на общем собрании рассказать невозможно или не совсем удобно. В такой среде можно найти из многих вариантов тот единственный, который обнаружит желаемое действие для школьника. Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть уверены в том, что эта проблема относится к ним и требует немедленного решения.


Чаще всего  провожу индивидуальные беседы по таким вопросам как:

- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь в этом?

- Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

- Грубость и непонимание в семье.

- Талантливый ребёнок в семье.

- Вредные привычки. Как с ними бороться.

- Как правильно выполнять домашние задания?

- Как преодолеть трудности в чтении?

 

Много внимания стараюсь уделять психическому здоровью учащихся.

Важным аспектом для психического здоровья ребенка является психологический климат в семье. Он очень влияет на ребёнка, определяет состояние комфорта или дискомфорта.

Некоторые родители не могут быть не только образцом для своих детей, но они негативно влияют на их психологическое состояние. Очень негативно влияют на детей ссоры, а иногда и драки родителей в присутствии детей.

Мы считаем, что лучшее профилактическое средство – добрые взаимоотношения родителей и детей. Родители чувствуют проблемы детей, их волнение. Известно, что не существует готовых рецептов воспитания, которые можно применить к своему ребенку. Хотя воспитание ребёнка – право родителей и некоторые рекомендации учителя не будут лишними. 

Только в случае, когда ребёнок совсем не слушается, родители могут подумать о наказании. Понятно, что наказание должно быть соответствующим поступкам, а ребёнок должен знать, за что его наказали. Родители сами решают, как наказывать, но нужно иметь ввиду, что физическое наказание должно быть последней мерой. Учителя рассказывают родителям, что наказание – моральное покушение на физическое и психологическое здоровье ребёнка. Оно не должно вытеснять любовь.

Поводом для индивидуальной беседы с родителями может быть не только ребёнок, но и сами родители, семья. Эти поводы  выявляю, проводя тестирования, тренинги, анкетирование, мониторинги. Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг.

Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.


Тренинговые упражнения

для работы с родителями и учащимися

Игровые упражнения, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

  • Сказать дружно друг другу “Привет!;

  • Стукнуться кулачками;

  • Потереться спинками;

  • Обнимаемся.


Упражнение «Апельсины»

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».


Упражнение «Бумажные салфетки»

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться,  а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.


Упражнение «Как мы похожи!»

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.


Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.


Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.


Игра  «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка?  (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический  и покажем на нашем ребенке.  Мы  будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)


Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.


3. Внедрение инновационной технологии « Создание ситуации успеха»

В 2020-2021 учебном году  в работе с детьми я решила применить такую новейшую педагогическую технологию, как « Создание ситуации успеха». Её суть заключается в том, чтобы дать детям радость в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. Чтобы их душа не угнетала мысль, что они не на что не способны. Но достичь положительного уровня в данном направлении можно только благодаря совместной работе с родителями. Поэтому на первом родительском собрании я предложила родителям данную идею, раскрыв содержание технологии, сказав, что «ситуация успеха» помогает личности ребёнка почувствовать радость от преодоления трудностей, даёт понимать, что даром в жизни ничего не даётся, везде нужно приложить усилия. Я делала акцент на то, что в жизни происходит постоянное чередование успехов и неудач. Однако и существует определённый баланс между ними, который при активном поисковом поведении ученика должен быть сдвинут в направление успеха. Весь предыдущий опыт преодоления трудностей, ранее сложившиеся и оправданные ожидания радости будто вступают в противоборство с оценкой новой ситуации. Ученик пытается её преодолеть, переломить. Технология «Создание ситуации успеха» производит ценнейшее человеческое качество- стойкость в борьбе с трудностями. А неудачи, которые произошли, его не сломят и не остановят. Организация «ситуации успеха» решает много проблем, но избавиться от них можно только благодаря совместной работе семьи и школы. Это проблемы агрессивности ребёнка, непослушание, как постоянная черта характера, изолированность в группе, лености и т.п.   Внимательно выслушав мои доводы, родители решили меня поддержать.

Мы совместно определили 4 правила, которых необходимо будет придерживаться как мне, так и родителям.


Вот они:

  1. Необходимо акцентировать внимание на самых незначительных победах наших детей, чтобы ребёнок чувствовал результат и стремился достигнуть лучшего;

  2. Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, каждый ребёнок – индивидуальность;

  3. Никогда не подсказывать ребёнку готовых решений;

  4. Не нужно стыдиться любви к своему ребёнку, хотя нужно следить, чтобы наша любовь не превратилась во вседозволенность.

Результаты применения «ситуации успеха» не заставили себя ждать. В классе училась девочка с большими дефектами речи. Девочка ни с кем не разговаривала, не отвечала на уроках. На вопросы учителя всегда отвечала: « Я не выучила». После беседы с родителями, выяснила, что девочка всегда готовит дома уроки, но отвечать она стесняется, потому что плохо разговаривает. Вот именно в данном случае и необходима « ситуация успеха». Я предложила родителям поговорить с девочкой дома, чтобы она не стеснялась и отвечала на уроке. Когда на уроке чтения Мариям очень выразительно, но тихо и не совсем уверенно прочла сказку « Теремок», я похвалила ребенка. И тут в классе раздался шквал аплодисментов и похвал от её одноклассников, а соседка по парте даже обняла Мариям.

На следующий день девочка уже не стеснялась отвечать на уроках, начала общаться с товарищами по классу. А через некоторое время стала принимать участие во внеклассных мероприятиях и у неё проявились хорошие артистические способности.

Вот так, благодаря тому, что учитель и родители, обратились к данной технологии, у ребёнка появилась вера в себя. Дети на уроках  не боятся ошибаться, потому что не ошибается только тот, кто не работает, а мы – работаем и стараемся вместе исправлять допущенные нами ошибки.


4Родительские собрания.

Неотъемлемой частью работы с родителями является родительское собрание. На них родители могут узнать не только о том, как учится их ребенок, но и получить конкретные знания и рекомендации относительно воспитания их ребенка.
Родительское собрание для учителей начальных классов - это не просто лекция. Мы стараемся вызвать родителей к разговору, чтобы они имели возможность поделиться своим опытом в воспитании.
Готовясь к родительским собраниям, стараюсь придерживаться таких принципов:


1) Родители должны знать определенный день проведения родительских собраний. Тогда они могут заранее планировать освобождение времени того дня и психологически подготовиться обязательность его посещения. Я думаю, что необходимым моментом должна стать запись в дневниках о дате и времени проведения родительского сбора для напоминания родителям.


2) Выступление перед родителями обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Содержать анализ отрицательных явлений и включать реальные предложения по выявлению негатива; факты, о которых говорит учитель всегда должны быть проверенные и не вызывать сомнения; для того, чтобы поддержать интерес каждого родителя к работе в процессе сборов, необходимо показать деятельность их детей.


3) Нельзя «отчитывать» родителей за неудачи их ребенка или выставлять на обозрение его плохое поведение, это приводит к тому, что родители перестанут посещать собрания.
Во время родительских собраний время  стараюсь использовать нетрадиционные формы, такие как время общения детей и родителей по любой теме; родительские диспуты; ролевые и деловые игры по темам: « Утро в вашем доме», « Ребенок пришел из школы», « Поощрения и наказания в семье», «Семейный совет» и другие.

Для меня общая цель родительских собраний состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений учащихся класса, учителя и родителей для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.

Я считаю, что главное назначение родительских собраний состоит в том, чтобы обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Форма родительских собраний самая разнообразная:

- педагогические ринги (Столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю);

- собрание – диспут;

- деловая игра;

- родительская конференция по обмену опытом воспитания;

- конференция отцов;

- итоговые совместные собрания детей и родителей;

- собрание-чаепитие "за круглым столом";

- презентация семейного воспитания и т.д.


ІІІ. Внеурочная деятельность


1.Участие родителей в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий

Довольно часто я  приглашаю родителей принимать участие в проведении классных часов и внеклассных мероприятий. Хочется отметить, что родители  принимают участие не только в проведении мероприятий, но и подготовке к ним. Это способствует тому, что родители и дети с удовольствием общаются вне дома, что меняет их отношения.
Я провожу «Семейные вечера», тематические утренники с посещением родителей.


2. Организация экскурсий

Еще в своей практике я регулярно использую такой вид работы, как организация экскурсий, в которых обязательно принимают участие родители. Это экскурсии в музеи, театры. Также очень часто посещаем кинотеатры. Предоставленный вид работы дает возможность родителям по-другому посмотреть на своих детей.

Для всестороннего развития детей мы вместе с родителями организуем посещения музеев города. Ведь каждый ребенок должен знать историю своей страны, своего города.

Очень важны и экскурсии в природу. Во- первых, они сближают родителей и детей, ведь в наше время скоростей, родителям приходится мало общаться с детьми, а тут выпадает такая замечательная возможность. А во-вторых, такие походы воспитывают у детей любовь к природе, бережное отношение к ней, развивают экологическое воспитание.


3. Посещение учащихся на дому

Чтобы лучше узнать семью ученика, ее воспитательный потенциал, условия жизни ребенка, я посещаю учеников у них дома.

Здесь я знакомлюсь с условиями жизни своего ученика. Из бесед с родителями и другими членами семьи получаю представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и младшими членами семьи. Если необходимо, даю советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирую их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде.

Первое посещение семьи ученика обычно провожу до начала учебного года или в начале первой четверти.

При первом посещении ученика целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:


1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки.


Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершил  недостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому  накапливается ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем используется  при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).



4. Совместная работа с родительским комитетом

Большую роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. Считаю, что от слаженности и ответственности в работе этого комитета зависит атмосфера классного коллектива, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции, одной из которых является помощь в организации учебно-воспитательного процесса: например, предлагаю родительскому комитету организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь, рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам.
Еще одна важная функция родительского комитета класса - помощь классному руководителю во внеклассной работе. Помощь родительского комитета в решении проблем с посещением театров, музеев, выставок является довольно значительной, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.
Многое может сделать родительский комитет для решения хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдения санитарно-гигиенических и профилактических норм - это и многое другое может находиться в компетенции родительского комитета. 
        Каждый год я стараюсь подчеркивать, что работа в родительском комитете каждого из родителей позволит осознать проблемы классного руководителя и помочь ему от них избавиться общими усилиями. Четкая и слаженная работа родительского комитета класса приносит немалую пользу. Школьники всегда рады тому, что их родители присутствуют на внеклассных мероприятиях, совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

В моей работе сложилась хорошая традиция проведения своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи мы проводим в конце учебного года. Считаем, что они являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.



Выводы

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя, кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей.

Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Но... Мы живём в XXΙ веке. Жизнь меняется. В связи с переходом школы на ФГОС, существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих детей.
Мы видим, что согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеурочной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

Если рассматривать работу с родителями в свете требований ФГОС, то родители являются активными участниками образовательного процесса. Соответственно  изменилась и методика проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий и т. п. Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной исследовательской и игровой деятельности и проводятся в виде диспутов и т. д. Совместная проектная, исследовательская деятельность. Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок". Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами, участвуют в научно-исследовательской деятельности, участвуют со своим ребенком в конкурсах, в праздниках.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно. Считаем, что педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. И поэтому одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание, которое нужно проводить нетрадиционно: час общения, вечер вопросов и ответов, "круглый стол", собрание-консультация, собрание-рекомендация. 
Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!