Просмотр содержимого документа
«Опыт решения проблемы "Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся"»
«Самый классный Классный – 2020»
Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся
Смирнова Ольга Юрьевна
МКОУ «СОШ № 9»
Миасский городской округ
Актуальность педагогической проблемы
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процесса профессионального самоопределения школьников
Цель работы классного руководителя:
Подготовка учащихся к сознательному, обоснованному выбору профессии
Задачи:
- формирование у учащихся системы знаний о мире профессий;
- развитие интересов и склонностей к различным видам профессиональной деятельности;
- воспитание стремления к самопознанию и самоопределению;
- формирование профессиональной направленности школьников.
Основные принципы работы классного руководителя по профессиональному самоопределению учащихся:
- непрерывность, систематичность, преемственность;
- принцип индивидуального стиля деятельности: раннее выявление наклонностей и способностей каждого ребенка;
- принцип профпригодности – это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности;
- взаимосвязь профориентационной работы с трудовым воспитанием.
Этапы формирования профессиональной ориентации школьников:
Этапы формирования профессиональной ориентации школьников:
5-7 классы - этап формирования профессиональной направленности.
- анкетирование и тестирование – выявление способностей, наклонностей, профессиональных интересов; формирование представления о собственных возможностях (образа «Я»).
- целенаправленное знакомство с профессиями на классных часах, встречах с представителями профессий, привлечение родителей
- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.
- развитие трудовых умений, приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
Этапы формирования профессиональной ориентации школьников:
8-9 классы – этап формирования профессионального самосознания.
- ознакомление с основами правильного выбора профессии (хочу-могу-надо) на тематических классных часах и во время индивидуальной работы;
- более глубокий анализ способностей и наклонностей каждого ребёнка (тестирование, биометрия) с привлечением специалистов центра занятости, психологов;
- знакомство со средними специальными профессиональными учебными заведениями разного типа (особенно актуально для тех, кто не пойдет в 10 класс);
- через внеурочную деятельность развитие индивидуальных качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки;
- создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.
Формула осознанного выбора профессии
Этапы формирования профессиональной ориентации школьников:
10-11 классы – этап уточнения социально-профессионального статуса
- индивидуальная работа с учащимися;
- особое внимание к составляющей «надо»: изучение рынка труда и перспективы трудоустройства;
- формирование знаний и умений по определенной профессии.
- корректировка программы самоподготовки к избранной профессии.
- встречи с представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей; Дни открытых дверей – обязательное посещение!
- экскурсии на предприятия, в вузы;
Профориентационная система «В будущее с уверенностью»
Система профессиональной ориентации
Мои выпускники
100%
90 %
80%
70 %
60 %
50 %
40 %
30 %
20 %
10 %
76 %
63 %
37%
24 %
2014 год
2009 год
2019 год
- работают по выбранной профессии
- работают не по выбранной профессии