СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт создания этнографической выставки в школьной библиотеке

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы помогут педагогу-библиотекарю создать этнографическую выставку 

Просмотр содержимого документа
«Опыт создания этнографической выставки в школьной библиотеке»

Опыт создания этнографической выставки в школьной библиотеке.

 

 

        Мир народной культуры открывает перед нами нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, справедливость. Народное искусство должно стать частью жизни современного человека, чтобы оно в дальнейшем помогало переживать трудности, сделало более яркими минуты радости. Необходимо, чтобы национальное искусство стало понятным и близким для школьника, явилось неиссякаемым источником эстетического наслаждения, чтобы ввело школьника в мировое искусство.

     Бесспорно, в задачи образования входит укоренение в сознании учащихся понятий родина, семья, родной язык, родная природа, народ. Они определяют духовную жизнь нации и являются фундаментом становления этнокультурной личности. Таким образом,  основой успешного развития этнопедагогических традиций является воспитание интереса к фольклорному наследию и традиционной обрядности родного края, к декоративно – прикладному искусству. В этих условиях как никогда  возрастает роль предметов общественно - гуманитарного и эстетического циклов.

   Школьник, целенаправленно введенный в традиции народной культуры, - это этноличность, открытая миру, откликающаяся на горе и радости других народов, принимающая и понимающая условный образный язык этнохудожественного воплощения действительности, этноличность, которая  способна перенять опыт предков и передать его другим. Идеи гуманизма, ценности человеческой жизни, красоты родной природы, созидательного труда, ответственности перед будущими поколениями школьник  воспринимает  через темы искусства его малой родины и всего  Отечества. И процесс этого восприятия должен происходить не только на уроке.

   В нашей школе имеется опыт по созданию музейных экспозиций, в частности, этнографической экспозиции. Этот  опыт показывает, что при изучении краеведческого материала и предметов декоративно- прикладного искусства  ученик поставлен в позицию исследователя, стремится к активному  поиску материалов и самостоятельному их изучению.

     Формы  деятельности, которые мы активно используем в работе над созданием выставок: поиск, собирание, изучение предметов материальной и духовной культуры, (особенно декоративно-прикладного искусства), изучение печатных и архивных документов, сбор данных о событиях и людях родного края, переписка и беседы с различными людьми. В подобной работе можно использовать социологический опрос и консультации научных сотрудников, работников библиотек.

     Поисковая деятельность учащихся при работе над экспозицией стимулирует их интерес к собственным предкам. Ребята больше общаются с родственниками, дедушками и бабушками, узнают о семейных традициях, устанавливают важные для семьи факты и события, изучают семейные реликвии – то есть осознают свою сопричастность к семье и роду, родному краю, окружающим людям. В этих условиях картины труда, быта, главные ценности народов республики  воспринимаются зрительно, более эмоционально, а значит – более прочно. Они принимают личностный смысл и таким образом превращаются в убеждения – руководящие мотивы действий и поступков.

   Методически работа над созданием этнографической выставки может быть организована как работа над междисциплинарным проектом (проектная деятельность в обучении в последнее время приветствуется). Начинаем с анализа имеющегося материала, затем организуем инициативную группу, перед которой ставим задачу, составляем план работы. Прием педагогической деятельности, наиболее подходящий к ситуации – диалог, это значит, учитель является не наставником, а консультантом, советчиком и другом.

Темы экспозиции могут быть различными, например:

«Прошлое, настоящее и будущее в искусстве родного края»,

«Выдающиеся земляки – художники, скульпторы, композиторы, писатели»,

«Обряды и обычаи  народов»,

«Быт народов республики»,

«Природа в творчестве народа».

    Каждую из этих тем можно раскрыть шире или, наоборот, сузить. Все зависит от желания и творчества учителя и учеников. Главное здесь донести основополагающую идею, то, ради чего эта работа задумана. Идея – это  концепция, которая будет определять отбор материала и его расположение. Но основная мысль – это мысль том, что все народы взаимосвязаны, они - братья, что главные темы в искусстве всех народов тоже сходны: труд, дом, красота родной природы, что все в народном творчестве проникнуто любовью к родной земле. А потом уж можно вместе с ребятами сравнивать какие-то экземпляры, находить  особенности, определять самобытность, эксклюзивность материала.

   Когда определились с темой и концепцией проекта, распределяем совместно с учащимися «роли»: выбираем экономистов, дизайнеров, архивариусов, экскурсоводов, технологов и смотрителей музея. Также нам понадобятся заведующий – распорядитель и оформители. А уж хозяйственники-смотрители – несомненно: экспонаты нужно содержать в чистоте!  Дизайнеры представляют общий вид (макет, например). Технологи могут разработать проект создания витрин, стендов, полок для размещения экспозиции. Экономисты рассчитывают необходимые материальные затраты. Сотрудники по связям с общественностью идут к директору. За материальной помощью. Конечно, все это может быть гораздо проще, если в школе уже есть все необходимое для размещения такой экспозиции (тогда Вам повезло, и мы рады за Вас), но чаще всего это не так.

   Входя в роль, ребята вносят свои предложения, которые рассматриваются, и наиболее целесообразные принимаются. В процессе работы ребятам хочется попробовать себя в разных ролях – препятствовать не надо. Иногда ученики находят себя в неожиданной для них ипостаси.

   Далее переходим к этапу поиска. Самым важным моментом является огромная разъяснительная работа среди учащихся и учителей. Нужно довести необходимость, важность этой работы до каждого. Здесь главную роль поначалу играет учитель – организатор выставки. Потом этому обучаются ребята-участники проекта или просто Ваши помощники. Когда материалы начинают поступать, начинается научно – исследовательская работа, то есть изучение, классификация, занесение в каталоги, описание и создание сопроводительной записи, содержащей историю экспоната, оформление ярлычка с информацией о возрасте предмета, назначении его и владельце.

     Если вы задумали что-то более грандиозное, чем просто экспозиция, то можно собирать в отдельную папку сочинения – описания об интересных вещах, истории семейных реликвий ваших учеников, сопровождаемые фотоснимками – будьте уверены, после посещения вашей экспозиции понесут и их, и предметы. Этап поиска будет постоянным, и выставка будет пополняться вновь прибывающими предметами. Заведите тетрадь для отзывов – пригодится! С удовольствием будете читать вместе с ребятами.

    Этап отбора экспонатов для выставки проводим совместно со всей группой.  Во время поиска, изучения, отбора экспонатов происходит подготовка экскурсоводов. Каждый участник проекта может им стать: как правило, ребята уже знают историю многих предметов выставки (мы говорили, что в отборе принимают участие все члены проекта), у них уже есть любимые экспонаты. А мы с вами незаметно для всех уже достигли одной своей цели – пробудили у школьников интерес к народному искусству, по ходу решив еще несколько воспитательных задач в направлении патриотизма, профориентации, социализации.

   На нашей выставке представлены предметы быта народов республики: старинные самовар, угольный утюг, медный подсвечник, деревянный и металлический фонари, керосиновая лампа, фонарь времен Великой Отечественной войны. Есть здесь и домотканое полотно, вышитый подзор, маленький яркий цветной половичок. Интересны керамический горшок для готовки в печи и берестяная утварь,  повидавший многое на своем веку сказочный короб из древесной коры. Отдельный уголок занимают несколько видов самотканого полотна разного плетения, веретена, льняная и конопляная нити. Рядом с ними мы разместили национальную марийскую одежду. Наша гордость – это прялка-колесо и головной убор марийской невесты - шарпан. 

    Особый интерес у посетителей выставки вызывает свадебное платье и шаль, которой 150 лет, привезенные из Рязанской области.

Кроме того, в экспозицию входит раздел декоративно-прикладного искусства, где можно увидеть плетеные изделия, матрешки, деревянные расписные ложки, множество салфеток, выполненных крючком и на иголках, салфетки похожи на снежинки, цветы и паутину. Здесь же представлена декоративная кухонная утварь, сувенирные лапти, вышитые полотенца. Корзинки разных размеров выстроились «по рангу».

    Ребятам помладше больше всего нравятся утюг («А где у него провод?» – удивляются они), самовар и матрешки. Они с удовольствием крутят колесо прялки. Те, кто постарше, долго сравнивают русский и марийский старинные свадебные наряды, разглядывают вышивку, узоры и цвета. Удивляются, что сама шаль истончилась, а цвет остался ярким, делают выводы о мере долговечности натуральных и синтетических тканей. Они уже знают, какие более ценны. А тут ясно понимают, что все на Земле меняется и многое исчезает: нет ничего вечного. Поэтому и нужно все это хранить и беречь…

     Многие ребята приходят по несколько раз, приводят друзей и одноклассников. С восторгом они рассказывают нам, что из старинных вещей увидели у себя дома, раньше не замеченное, не ценимое, или что показала бабушка, когда он дома рассказал о выставке. 

     Однако самое главное - то, что приобщение школьников к искусству своего народа посредством работы над созданием этнографической экспозиции и даже просто ее посещения дает им возможность осознать себя наследниками художественного и духовного опыта народа.

   Национально-региональный компонент – сложная структура, включающая совокупность природных, экономических, экологических, исторических, социокультурных, медицинских, демографических и этнопсихологических особенностей региона. Задача учителя сегодня в том, чтобы донести до учащихся культурное наследие. Сегодня важно сохранить это богатство, и одним из способов является создание музейных экспозиций в школах республик. 

    Деятельность учащихся по созданию этнографических экспозиций содействует овладению основами знаний по искусству народов республики, развивает у школьников интерес и уважение к истории и культуре народов,  дает им возможность осмыслить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Она действительно способствует взаимопониманию народов и восприятию идей гуманизма, воплощенных в искусстве. Несомненно, народное искусство, проникнутое гуманизмом и любовью к родной земле, природе и жизни несет огромный воспитательный потенциал.