СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт целостного изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Рабочие материалы Часть 2.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал является продолжением работы над романом Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Урок по 2-й части романа сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Опыт целостного изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Рабочие материалы Часть 2.»

Опыт целостного изучения романа «Преступление и наказание»

Часть 2.

Условия работы:

перспективный план анализа романа (раздаточный материал);

план анализа каждой части романа (раздаточный материал);

наличие текста у каждого ученика.



План анализа 2-й части романа

1. Назовите основные события, которые происходят с Раскольниковым в первый день после убийства.

2. Какую роль играет в повествовании Настасья? Проанализируйте её реплики и поведение по отношению к Раскольникову.

3.Как ведет себя герой в полицейской конторе? Чем вы можете объяснить такое поведение героя?

4. Найдите эпизоды, в которых идет речь об убийстве старухи. Кто о нем говорит? Как реагирует Раскольников на это?

5. Почему Раскольников скрывает улики преступления?

6. Что обнаруживает Раскольников для себя после совершенного преступления?

7. Почему Раскольников падает в обморок при встрече с матерью и сестрой?









Работа над 2-й часть романа (1-7 главы)

Нравственные мучения Раскольникова. Осмысление «психологического процесса преступления».

Материал для анализа. Формы работы с текстом

Предполагаемые выводы, сделанные учениками в процессе анализа текста и результаты работы

Примечания

Запишите основные события, которые происходят с Раскольниковым в первый день после убийства.

Работа класса в тетрадях.

Цель: восстановить в памяти события, изложенные во 2-й части романа.

Сцена в конторе (Илья Петрович, Никодим Фомич)

Прячет вещи

Разумихин (перевод)

Панорама Петербурга (монетка – ножницы)

Сон про избиение хозяйки

Болезнь

Разумихин о красильщике Миколке

Лужин. Спор

Выход из дому.

«Хрустальный дворец». Заметов

«Хочу быть один».

Самоубийца на реке

Возвращение в дом старухи (толпа, дворники, поиски пятен крови, колокольчик)

Смерть Мармеладова. Соня. Полечка.

Разумихин. Свет в окнах. Мать и сестра


До убийства Раскольников находился в глухом одиночестве, но его тянуло к людям. Все его касалось и задевало.

Что с ним происходит после убийства?

Может быть, болезнь его - бунт против закона, написанного на бумаге, или закона (заповеди), вписанного в само естество человека Тем, Кто создал и человека, и мир, и его законы?

Образ Настасьи в романе

Гл. 1, 2, 3. Индивидуальное задание до урока.

С образом Настасьи в роман входит непосредственный голос человека из народа. Из ее уст мы слышим такие знаменательные реплики, которые звучат, как самый суровый приговор: «А ты что, умник, лежишь, как мешок, ничего от тебя не видать!», «А тебе бы сразу весь капитал!», «А это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» Эти выражения встают в один ряд со словами, звучащими из толпы и выражающими безоговорочное осуждение преступления: «Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!»

Кроме того что Настасья с жалостью и состраданием относится к Раскольникову, она является самым благодарным слушателем Разумихина. Она смеется над его прибаутками, подыгрывает ему, с удовольствием пьет с ним чай, разговаривает. А сами сцены с Разумихиным с их грубовато-шутливым непринужденным тоном строятся на контрасте с тем, что происходит в это время в душе Раскольникова.


Эпизод «В полицейской конторе» Причина обморока в конторе.

Гл.1 Пересказ с опорой на текст

Раскольников боится быть пойманным и уличенным, поэтому испытывает радость и чувство облегчения, когда узнает причину вызова в контору.

Но полицейские говорят о его преступлении как уголовном: его продуманный поступок воспринимают как рядовое уголовное дело. Полицейских интересуют обстоятельства дела и возможность обнаружения преступника, но его личность и еще меньше основания убийства.


Эпизоды, в которых идет речь об убийстве старухи. Кто о нем говорит?

Групповое задание

Гл.4, 5 – разговоры у постели больного Раскольникова

Слушая рассказ Разумихина о красильщике Миколке, Раскольников несколько раз сам выдает себя. Его поражает точность, с какой Разумихин воспроизводит ход событий и состояние преступника, его психологический портрет.


Гл.6 – разговор с Заметовым в «Хрустальном дворце».

Понаблюдайте за поведением Раскольникова во время разговора его с Заметовым.

Индивидуальное задание

Раскольникову словно бы хочется , чтобы его поймали. Он дразнит в трактире Заметова. Возможно, ему снова хочется пережить ужас и восторг, как в момент бегства с места преступления, пощекотать себе нервы. Достоевский говорит, что в нем пробудились звериные инстинкты: звериная хитрость, звериное чутье. Он силен! Он не бланбек (молокосос). В этом он пытается убедить себя.

Гл.6 – во дворе дома старухи.

Что делает Раскольников во дворе дома старухи- процентщицы?

Индивидуальное задание

Он блуждает по городу, но возвращается на место преступления. В этой точке словно закончилась его прежняя жизнь. Раскольников начинает понимать ,что отрезал себя от людей.

Поведение Раскольникова после убийства.

Гл. 5 – ссора с Лужиным, причина.

Пересказ

Индивидуальное задание

Раскольников агрессивно настроен против Лужина, т.к понимает конечную цель «жениха» - унижение Дуни и матери впоследствии после свадьбы.

Но еще большую ненависть вызывает у героя рассуждение Лужина о «целом кафтане», этот человек живет по принципу «все позволено». Никакой он не великий, в глазах Раскольникова, он подлец и негодяй. Таким быть Раскольников просто не может, не имеет права.


Гл 7. – смерть Мармеладова.

Пересказ

Индивидуальное задание


Смерть Мармеладова возвращает Раскольникову веру в свою силу, в нужность людям. Хотя он просит Полечку помолиться за него.

Гл. 7 - визит на новоселье Разумихина.

Зачем, на ваш взгляд, Раскольников идет к Разумихину?

Индивидуальное задание

С верой в свои силы он идет к Разумихину

Причина обморока при встрече с матерью и сестрой.

Гл.7

Понаблюдайте за состоянием Раскольникова, когда он подходит к своему дому.

Индивидуальное задание.

Спокойствие Раскольникова пропадает, когда он видит свет в окне своей каморки. Первая причина угнетенного состояния – страх быть разоблаченным - влечет за собой две другие: понимание, что не выдержал «проверки», и отрезанность от мира людей, в первую очередь, от своих самых близких и родных.

Несмотря на уверенность в своей непогрешимости, Раскольников и после убийства растерян, подавлен, потрясен, потому что в нем жива совесть. Автор предоставляет возможность своему герою услышать о своем преступлении со стороны, послушать свою совесть, поэтому его первый день после убийства становится одним из этапов постижения своей натуры. Чувства в Раскольникове колеблются, что позволяет автору и читателю надеяться на возвращение его к людям.

Домашнее задание

Чтение 3 части с опорой на план анализа 3-й части.

Подготовиться к письменному пересказу фрагмента «Я только в главную мысль мою верю» – до конца монолога Раскольникова.








4