СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье я делюсь собственным опытом внедрения ФГОС на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Опыт внедрения ФГОС»

Ильгиза Ильясовна Шарипова., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6, г. Бугульма, Республика Татарстан

Опыт внедрения ФГОС на ступени начального общего образования

на уроках математики

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.

На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися, были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Приведу примеры использования “проблемных ситуаций из своего педагогического опыта.

На уроке математики во 2 классе при изучении темы «Куб» (УМК «Перспектива») на столе у каждого ученика был цветной пластмассовый кубик и модель квадрата из картона. В процессе обсуждения сходств и различий этих фигур возникла проблемная ситуация, в ходе решения которой дети «открыли» понятия «объёмные» и «плоские фигуры». Изучая элементы куба, каждый ребёнок имел возможность тактильно ощутить его грани и рёбра, коснуться его вершин, что способствовало лучшему усвоению нового материала. Домашним заданием было сделать модель по предложенной развёртке куба. Подобные домашние задания: склеить, слепить, построить модели различных геометрических фигур, пользуются у учащихся большой популярностью.

При изучении темы “Умножение” (УМК «Перспектива») во 2 классе в устный счёт, состоящий из выражений на сложение одинаковых слагаемых (“Ситуация успеха”) включаю задание, где одинаковое слагаемое повторяется 856 раз. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось сосчитать?”. Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем? и «открытия» действия умножения.

Использование “проблемных ситуаций» помогает детям осмыслить пути научного знания, учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики.

Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника.

В своей работе широко использую информационно-коммуникативные технологии и ресурсы сети Интернет. Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала и при закреплении пройденного материала, применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Также я эффективно применяю тренажёры на усвоение действий умножения и деления. Перекачивая их на информационные носители, учащиеся дома имеют возможность тренировать математические умения. Тренажёры образовательного проекта портала Внеурока.ру пользуются наибольшей популярностью: имеют разноуровневый подход и построены в виде игры «Кто хочет стать миллионером».

В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Моя задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования», а дать ему возможность, как паруснику, при попутном ветре привести ребёнка к успеху.



Список литературы

  1. Асмолов, А. Г. Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе: учебное пособие - М.: Просвещение, 2008. - 151c.

  2. Ковалева Г.С. Стандарт второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов в начальной школе // Школьные технологии. - 2010. - №2.-С.154-163.

  3. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - №1.-С.6-10.

  4. [Официальный сайт по ФГОС] – Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/

  5. Реализация Федерального государственного стандарта второго поколения // Начальная школа. - 2009. - №9.-С.3-25.

  6. Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации // Одаренный ребенок. - 2009. - №3.-С.48-59.