СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пункте 4.6. ФГОС ДО в целевых ориентирах указано, что у детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.

Просмотр содержимого документа
«Опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 «Чебурашка»

х. Сухой Пролетарского района Ростовской области












Методическая мастерская

«Опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»




Пирогова Светлана Анатольевна

Воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ №31 «Чебурашка» х. Сухой

Пролетарского района Ростовской области

участник муниципального этапа

конкурса «Учитель года Дона - 2023»

в номинации «Воспитатель года -2023»













2023

Проработав не один десяток лет, сегодня сталкиваемся с рядом проблем в воспитании будущего поколения. Ни для кого не секрет, что все мы погружены в «виртуальный» мир. Уже примерно года два, я наблюдаю проблему зависимости детей от гаджета (телефона, планшета).

Порой родители не всегда понимают, как сами приводят своего ребенка к этой зависимости. Зачастую встречая ребенка утром, наблюдаешь такую картину: ребенок весь в телефоне: он не видит, что вокруг него происходит, кто его встречает. Сами же родители жалуются, что ребенок поздно уснул, потому что перед сном ему дают телефон, а потом не могут разбудить его утром.

Я человек современный, но я против такого использования гаджетов. Но я считаю, что именно в детском саду начинается процесс становления формирования коммуникативной компетенции личности. И очень важно правильно организовать этот процесс, поэтому я уже несколько лет работаю над темой "Опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста".

Я уверена, что многих педагогов очень волнует проблема поиска новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС ДО в целевых ориентирах указано, что у детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.

Я считаю, что в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник может удовлетворить свою любознательность, упорядочить знания и представления об окружающем его мире. Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность (изменение цвета, формы жидкости), но и понимание того, как это применить в жизни.

Главная цель моей работы с детьми - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, зима - в лето, новые вещи - в старые и т. п.

Эти процессы лежат в основе соответствующих действий, которые мы совершаем, даже не задумываясь. Нажав на выключатель - темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т. д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций.

Исходя из поставленных целей, я определила следующие задачи (см. слайд), но приоритетной является развивать умения самостоятельно и творчески мыслить.

Но здесь напрашиваются вопросы: «Как развивать мышление воспитанников? Как сформировать интеллектуально развитую личность?

Для себя я определила, что одним из способов реализации данных вопросов может выступать опытно-экспериментальная деятельность, как необходимое условие достижения нового качества образования.

Сегодня ни для кого не секрет, что родители не всегда понимают, как сами приводят своего ребенка к зависимости от гаджетов. Здесь причин много. Первая – занять своего ребенка, чтобы не мешал родителям заниматься своими делами: «Главное, что ребенок сидит, не капризничает, не шкодит». Вторая причина – заинтересовать смартфоном, чтобы быстро и без истерик накормить, одеть, дать лекарство и т.д. В итоге – ребенок быстро к этому привыкает.

Поэтому детский сад, особенно в условиях работы по стандартам нового поколения, должен обратить внимание на развитие компетенций, направленных на качество современного образования.

Мы все на занятиях применяем различные формы и методы работы. Наиболее эффективной в данном направлении я считаю опытно-экспериментальную деятельность, как одно из условий развития познавательных способностей, развитие мышления и речи у детей.

В наше время вопросами экспериментирования занимались и занимаются: Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская и др. Исследованы своеобразие, виды детского экспериментирования, рассмотрена возможность организации экспериментирования в ДОУ.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы в опытно-экспериментальной деятельности, доступные возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Изучаю и использую в своей педагогической практике современные технологии и методики, применяю здоровье-сберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые методы и приёмы, всегда пытаюсь найти что-то новое, интересное.

В процессе совместной с детьми деятельности взрослый, помня, что за каждым словом стоит определенная реальность. Современные исследования показывают, что дошкольники уже в 4-5 лет могут усваивать сложную терминологию. Это не значит, что их нужно перегружать физическими терминами, однако не следует бояться использовать адекватные слова, обозначающие физические явления («испарение», «нагревание», «твердое вещество» и т. д.)

Дошкольнику очень нравится участвовать в опытах, наблюдать за их проведением, ведь так он может найти ответы на многие свои вопросы. У дошкольников среднего и старшего возраста возможностей для исследования становится больше. У детей возникают вопросы: «Почему вода мокрая?», «Почему снег белый?» и тогда они начинают искать ответы на них. Ребенку, участвующему в эксперименте или опыте, нужно знать не только «как это нужно сделать», но и «зачем это делать» и «какой получится результат».

Классификацию экспериментов можно проводить по различным принципам. Так, например, по количеству участников эксперименты могут быть групповые или индивидуальные; по количеству наблюдений за объектом эксперименты можно разделить на циклические и однократные; по способу применения на занятии эксперименты могут быть: демонстрационные, фронтальные.

Демонстрационные проводит педагог, а воспитанники наблюдают за его исполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единичном экземпляре, когда он не может быть отдан в руки воспитанников или он представляет для детей определённую опасность.

Демонстрационный метод имеет много плюсов: проще контролировать усвоение материала: исключаются ошибки, отсутствуют непредвиденные ситуации при проведении опытов. Также воспитателю легче следить за дисциплиной и распределять внимание между наблюдаемым объектом и дошкольниками, поэтому риск нарушения правил безопасности сводится к минимуму. Легче решаются вопросы гигиены.

Но, демонстрационные эксперименты имеют также и отрицательные стороны. Индивидуализация обучения затруднена, так как инициатива детей сведена до минимума, поэтому ребенок лишен возможности лично осуществлять исследовательские действия и рассматривать объект со всех сторон. Из-за того, что наблюдаемые объекты располагаются на большом расстоянии от детей и под определенным углом, им трудно рассмотреть все детали. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного, реже двух анализаторов.

Фронтальный метод заключается в том, что эксперимент проводится детьми коллективно, но без участия воспитателя. Такие эксперименты компенсируют слабые стороны демонстрационных методов, но они тоже имеют свои положительные и отрицательные моменты.

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом (растопил в ладошках лед или сломал кусочек мела), но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения.

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в возможности детей: хорошо видеть все детали; рассмотреть объект с разных сторон; использовать для обследования все анализаторы; работать каждому в своем ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько потребуется;

Слабые стороны фронтального метода: нелегко найти столько объектов, чтобы хватило всем детям; сложнее следить за усвоением знаний каждым ребенком; наладить контакт с детьми труднее; может ухудшиться дисциплина; повышен риск нарушения правил техники безопасности и возникновения различных опасных и непредвиденных ситуаций.

В ходе проведения экспериментов мы обязательно фиксируем результаты опытов и наблюдений для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Фиксируя увиденное, анализируем явление, подчеркиваем главное. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации, оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития дошкольников, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов воспитанников.

Нестандартные занятия активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к воспитанникам, где как высшая единица обучения выступает опыт.

Подобные занятия создают условия для проявления индивидуальных, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов воспитанников.

Внесенные мною изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса помогло реализовать условия данного педагогического опыта.

Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата. Совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников способствует тому, что в группе созданы условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом.

Накопленным педагогическим опытом делюсь с коллегами и родителями:

- делюсь опытом с родителями, консультирую по интересующим их вопросам в обучении и воспитании детей дошкольного возраста;

- выступила с докладом на семинаре по изучению и введению ФГОС ДО для воспитателей МБДОУ№31, тема «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников с учётом ФГОС ДО»;

- дала открытый показ занятия по рисованию в старшей разновозрастной группе, с целью обмена опытом среди педагогов нашего детского сада.

Моё участие в инновационной деятельности ДОУ заключается в: создании личного сайта на образовательном портале – Multiurok, в ВК на странице сообщества МБДОУ №31, где я делюсь собственными разработками НОД, мероприятий, новых педагогических находок, консультациями и другой воспитательно-образовательной информацией;

  • творческих педагогических конкурсах, семинарах;

  • открытые показы педагогической деятельности;

  • участие в разработке рабочих программ педагогов ДОУ;

  • самообразование.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребёнка.

Хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносится в дальнейшем во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата.

Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.