Просмотр содержимого документа
«Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду.»
Ковалева О. Д.
(г. Челябинск, Россия,
МБДОУ «ДС № 366 г.Челябинска»,
[email protected] )
Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду
Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу обеспечить доступность и вариативность образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.
В настоящее время в системе дошкольного образования успешно применяются новые разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.
Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально – исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому экспериментально – исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство экспериментально – исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов – обогащение памяти, речи, активизация мышления умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально – исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирования трудовых навыков, умение доводить начатое дело до логического завершения.
Ребенку гораздо интереснее мыслить, чем запоминать, поэтому на занятиях в повседневной жизни воспитатели чаще всего обращаются к детям с заданиями: подумать, догадаться, что – то усовершенствовать, спроектировать. Найденное в процессе мышления решение становится прочным знанием для ребенка, нежели информация, которую ему предложили запомнить.
Исследования российских ученых А.Н. Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддьякова позволяют сформулировать следующие положения:
Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции.
Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования) (3. С. 6)
Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности является тот факт, что экспериментально – исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Некоторые дети не любят играть, но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким – либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.
В аксиоме: «Усваивается все крепко и надежно, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
Литература:
Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду.2013. №3 С. 4.
Локтионова З.А. Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду//Методист.2006. №8. С. 60 – 64.
Поддьяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический весник. 2007. №1. С.6.