СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Волшебница - вода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с разными свойствами воды. Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Волшебница - вода»»

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему

«Волшебница - вода»



Цели и задачи:


Образовательная область: «Познание»

- Познакомить с разными свойствами воды.

- Прививать бережное отношение к воде.

- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.



Образовательная область: «Коммуникация»

- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.

- Способствовать развитию мышления, любознательности


Образовательная область: «Труд»

- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.



Образовательная область: «Социализация»

-Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности,

-Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

- Воспитывать любовь к природе.



Образовательная область: «Здоровье»

- Продолжать учить принимать правильную позу при опытах за столом.


Задачи:

-формирование представление о свойствах воды;

-развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы;

-воспитание чувства восхищения явлениями природы;

-воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.




Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды

  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой

  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»



Материал для занятий

- вода, глобус, прозрачные стаканчики, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, лимонная кислота, растительное масло, мука, пихтовое масло, таз с водой, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.



Ход занятия:

Дети входят в зал и встают в круг.

Воспитатель: Ребята давайте с вами поздороваемся:

Кто то придумал просто и мудро

При встрече здороваться –Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам!

Воспитатель: Ребята у нас сегодня с вами необычное занятие. Ой, а кто это к нам пришел?

( ответы детей, слайд № 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что случилось с Лунтиком?

    Лунтик упал куда то и стал совсем мокрый. Почему?

Ребята, скажите, куда упал Лунтик? Почему он стал мокрым? (ответы)

Воспитатель: Ребята, а Лунтик не знает что такое вода и просит нас с вами рассказать все что мы знаем. Поможем Лунтику?

Воспитатель: Сейчас мы с ребятами, тебе все расскажем и покажем. Правда ребята? (ответы)

Но сейчас нам с вами необходимо отгадать загадку, слушайте внимательно:

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус )

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)



- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют) Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).


- Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день?Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

- Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? 

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Но прежде чем занять свои рабочие места давайте вспомним правила поведения в лаборатории. А теперь занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются )

Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1 «Вода – жидкость»

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (ответы детей)

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода - жидкость.


Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.


Опыт 3. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Скажите мне если мы добавим в воду краску она изменит цвет или нет. (ответы детей: да, нет)

А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?

(ответы детей)

Давайте проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель берет 

(2-х человек) и предлагает им смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам.

Теперь скажите, изменила ли вода цвет (ответы детей, скажите, что будет, если я еще раз перелью воду (она опять поменяет цвет)

Вывод: Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.


Опыт 4. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.


Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло. Двое детей выполняют это задание.

Опыт 5. «Пар – это вода».

- А сейчас я покажу вам опыт, как вода превращается в пар (демонстрация как вода испаряется)

- Посмотрите, как из чайника выходит пар.

- Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала воду.

Вывод: Вода при нагревании превращается в пар.

-Когда пар поднимается и остывает, он снова превращается в воду. Но если поставить над паром зеркало или стекло, то можно пронаблюдать, как скапливается вода.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Такое скопление мелких частичек воды в природе, высоко в небе мы называем облаками.



Физкультурная минутка


- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.


Опыт 6. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.


Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 7. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная.

Вода – безвкусная.

Вода – не имеет запаха

Вода - не имеет формы.

Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.

- Ну, что Лунтик тебе все ясно?

- Молодцы, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.

Хорошо сегодня поработали в лаборатории.. Спасибо вам за активную работу.



(в снег, иней, лед, ледяные узоры).