ОПЫТНО-ЭКСПЕНИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Структура и содержание экспериментального работы.
Цель главы состоит в том, чтобы показать содержание экспериментальной работы по проблеме формирования учебной деятельности младших школьников.
Задачи экспериментальной работы следующие:
1. Выявление уровня сформированности учебной деятельности, показателями которой являются умения: определять цель деятельности, планировать работу, реализовывать план действий, контролировать и оценивать работу.
2. Проектирование программы направленной на формирование учебной деятельности и ее реализация с помощью сотрудничества на уроке на основе результатов констатирующего этапа.
3. Организация контрольного исследования уровня сформированности учебной деятельности у младших школьников.
4. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.
Первый этап – констатирующий (13.04.17 – 21.04.17), на данном этапе мы выбрали базу исследования – МБОУ «Первомайская школа №1», Первомайского района Республики Крым, 3-А и 3-Б класс. Выявили уровень сформированности учебной деятельности у младших школьников (организовали наблюдение за деятельностью учащихся на уроках; провели анкетирование и диагностические методики); изучили особенности учебно-методического комплекта (УМК) «Система Л.В.Занкова»;
Второй этап – формирующий (24.04.17 - 28.04.17). Мы разработали и апробировали программу формирования учебной деятельности младших школьников.
Третий этап – контрольный (1.05.17 – 12.05.17). На контрольном этапе мы выявили уровни сформированности учебной деятельности детей (Таблица 2.1.); сравнили и проанализировали результаты констатирующего и контрольного этапов и сделали вывод.
2.2. Содержание и анализ констатирующего этапа эксперимента.
На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Выделить и обосновать критерии и уровни сформированности учебной деятельности младших школьников.
2.Выявить уровень сформированности учебной деятельности обучающихся экспериментального класса.
3. Изучить опыт работы учителя по формированию учебной деятельности обучающихся 3-А класса.
4. Изучить возможности формирования учебной деятельности в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, по которому обучаются третиклассники.
Исследование проводилось в экпериментальном3-А классе. В данном классе обучается 18 учащихся, из них 7 девочек и 11 мальчиков (возраст 8-9 лет). В контрольном 3-Б классе обучается 19 учащихся, из них 6 девочек и 13 мальчиков (возраст 8-9 лет)
С целью изучения учебной деятельности мы в своем исследовании использовали методы наблюдения, анкетирование, специальные задания, и диагностические методики «Рукавичка» Цукерман Г.А. и «Ковер» Овчаровой Р. Для анализа результатов исследования мы разработали критерии и уровни (Таблица 2.1.).
Таблица 2.1.Критерии и уровни сформированности учебной деятельности младшего школьника
Критерии Уровни | Компоненты |
когнитивный | эмоционально-мотивационный | деятельностный |
Высокий | - знают понятия «учебная задача», «практическая задача», «цель» «отметка», «оценка», виды оценивания - знают критерии оценки за выполненную работу | - положительно относятся к оцениванию как со стороны учителя, так и со стороны учащихся - есть потребность в формулировании цели и задач урока, совершении действий контроля и оценки | -понимает и принимает учебную задачу - умеет соотносить ее с результатом работы -умеют работать самостоятельно - могут определить цели и тему урока проявляют инициативу в работе - принимают активное участие в работе на уроках -умеют слушать и держать задание до его выполнения -умеют контролировать и оценивать результаты деятельности |
Средний | - понимают суть понятий «учебной задачи», практическая задача», « цель», «отметка» и «оценки», но не могут дать характеристику по критериям | - не всегда принимают критику в свой адрес - потребность в целеполагании и совершении действий оценивания и контроля проявляется не на каждом уроке | - стараются выполнить все предоставленные задания тетради, но возникают затруднения в понимании формулировке задания, поэтому не всегда стремятся работать у доски - не всегда проявляют инициативу в работе - не всегда активны на уроках - не всегда обоснованно оценивают результаты деятельности - не всегда осуществляют контроль деятельности |
Низкий | - не знакомы с отличительными особенностями понятий «отметка» и «оценка» - не могут объяснить понятия «цель», «учебная задача», «практическая задача» | - потребность в целеполагании и совершении действий контроля и оценки отсутствует - критика в совей адрес принимается редко | - отсутствует желание работать и инициатива - не проявляют активности на уроках - не контролируют деятельность, не умеют оценивать по критериям |
Для выявления уровня сформированности учебной деятельности обучающихся экспериментального класса мы использовали метод наблюдения. На уроках мы вели протокол, в котором фиксировали работу детей. Результаты наблюдения занесены в протокол наблюдения (Приложение А)
При организации работы на констатирующем и формирующем этапах осуществлялось наблюдение за деятельностью детей экспериментального класса по следующим показателям: умение определять цели и тему урока, работать самостоятельно, слушать и держать задание до его выполнения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; активность и инициативность, умение контролировать и оценивать учебную деятельность.
В результате наблюдения за обучающимися и беседы с учителем нами была составлена характеристика. В целом дети не умеют определять цель и тему урока. В основном это происходит репродуктивно: учитель дает подводящие задания, задает наводящие вопросы либо подсказывает. Также дети не умеют работать самостоятельно. Если один работает у доски, то остальные не стараются выполнить задание быстрее и приступить к следующему, а ждут работающего у доски.
Контрольные и самостоятельные работы проходят с постоянными уточнениями и объяснениями учителя. Обучающиеся могут выполнять задания только репродуктивно, по аналогии. Если им попадается новое упражнение, которое они до этого не выполняли либо выполняли, но давно, то у детей возникают затруднения и работа приостанавливается.
Большая часть детей слушает невнимательно, учителю постоянно приходится повторять задание, объяснять его несколько раз. Дети не умеют давать полные и четкие ответы. Учитель задает наводящий вопрос и дети не могут построить ответ, через заданный вопрос, поэтому учителю, чаще всего, приходится проговорить ответ, а ученики повторяют за ним.
В целом класс не активный. Из 18 человек всегда работают только 2-3 человека. Иногда большая часть детей тянет руки, чтобы отвечать у доски либо давать комментарии, но как только им дается возможность, работа приоставливается, из-за того, что ребенок не до конца понял данное ему задание.
На уроках учитель использует фронтальную и индивидуальную формы работы.
Упражнение:
Обучающиеся самостоятельно читают задание – практическая задача.
Не могут самостоятельно построить план работы, выделить учебную задачу.
Действуют по алгоритму.
Могут оценивать деятельность, но не всегда это делают.
Учитель сам вводит тему.
Было проведено анкетирование с целью изучения знаний о компонентах учебной деятельности. Обучающимся было предложено ответить на вопросы:
Как ты понимаешь, что такое цель?
Учебная задача – это?
Что такое отметка?
Что такое оценка?
Оценить – это значит….
Тебе нравится, когда тебя оценивает:
-учитель
-одноклассник
-самостоятельно оцениваешь свою работу
Какой вид оценивания тебе нравится больше?
-похвала учителя
- отметка
При ответе на первый вопрос мы выявили, что 30% детей знают, что такое цель. Например, «цель – это когда ты чего-то хочешь добиться». Затруднились ответить на вопрос 70% детей. Анализируя результаты по второму вопросу, мы выявили, что с понятием «учебная задача» 60% знакомы. Например, «учебная задача – задача по математике, которую необходимо решить», 40% затруднились ответить на вопрос. На 5-й вопрос ответили 3-е детей из 18-и обучающихся. Например, «оценить – это, когда хорошо поработал и тебе поставили оценку». Дети не знают, что такое отметка. Они путают понятия «оценка» и «отметка». Объяснить понятие оценка смогли 6-ть человек из класса, 5-и ученикам нравится оценивать себя самостоятельно, остальные предпочитают, чтобы их оценивал учитель; большинству детей нравится вид оценивания – похвала.
В контрольном классе обучающиеся при ответе на первый вопрос ответили 40%, что такое «цель». Затруднились 60%обучающихся. При анализе результата по второму вопросу мы выявили, что 70% учащихся знакомы с понятием «учебная задача», 30% - затруднились ответить.
Для выявления уровня сформированности деятельности сотрудничества мы использовали методику Г.А. Цукерман «Рукавичка» (Приложение Б). Мы осуществляли наблюдение за выполнением совместной работы.
В ходе наблюдения нами было выявлено, что, работая в паре, дети могут ставит перед собой учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять взаимооценку.
В эксперименте принимало участие 6-ть пар. По результатам проведения методики «Рукавичка» на констатирующем этапе, мы сделали вывод, что дети умеют работать в парах, а именно договариваться, принимать мнение товарища. У 2-х пар были небольшие различия в изображенных ими рукавичках (Рисунок 2.1.).
Рисунок 2.1. Результаты методики Цукерман Г.А. «Рукавичка».
Дети с высоким уровнем деятельности сотрудничества умеют слушать и слышать цель задания, сохранять ее до выполнения задания, умеют планировать работу, договариваться, принимать мнение товарища, оценивать свою работу. Дети со средним уровнем сформированности деятельности сотрудничества умеют слушать и слышать цель задания, сохранять ее до выполнения задания, умеют планировать работу, договариваться, принимать мнение товарища, но в результате выполнения задания на варежках были небольшие отличия, также они не оценивают результаты своей деятельности. Детей с низким уровнем сформированности деятельности сотрудничества не было.
Рисунок 2.2. Результаты методики Цукерман Г.А. «Рукавичка».
У детей учебная деятельность находится на среднем уровне – 30%. Все обучающиеся поняли и приняли учебную задачу, спланировали свою работу, были активны в выполнении данного задания, у них наблюдается желание и потребность работать вместе, но не все дети выполнили контроль и оценку своей деятельности.
Но у большей части детей наблюдаются низкий уровень сформированности учебной деятельности – 60%. Организация данного задания через деятельность сотрудничество помогла некоторым детям добиться нужного результата, так как самостоятельно эти дети не могут планировать ставить перед собой цель, добиваться результата. Работа с товарищами направила их в нужное русло работы.
Итак, у большей части детей данного класса учебная деятельность сформирована на низком уровне. Дети не принимают активное участие в работе, редко проявляют инициативу на уроках, самостоятельно не могут определить тему и цели урока, учебную задачу. Они не знакомы с основными понятиями учебной деятельности: учебная задача, практическая задача, цель, оценивание. Работа в классе проходит не репродуктивном уровне. Деятельность сотрудничества у большего класса детей сформирована на высоком уровне. Когда дети работают в парах, они активизируются, вместе могут определить учебную задачу, спланировать работу и затем оценить ее. У детей со средним уровнем сформированности деятельности сотрудничество возникали небольшие разногласия в планировании.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа формирования учебной деятельности младшего школьника.
Актуальность программы заключается в том, что она разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
В программе учитываются требования деятельностного подхода, применяются разные приемы и методы. Программа реализуется в 3-А классе,в МБОУ «Первомайская школа №1» Первомайского района. Поскольку школа находится в поселке, то в ней нет достаточного оснащения, но мы постарались продуктивно организовать работу.
Цель программы: формирование учебной деятельности через организацию сотрудничества.
Задачи:
1)Способствовать развитию учебной деятельности в совместной работе на уроке.
2)Развитие познавательной активности и навыков работы в группе.
3)Создание условий развития сотрудничества на основе доброжелательности, толерантности, готовности к сотрудничеству и дружбе.
4)Использование заданий, отобранных и разработанных в соответствии с учебным содержанием.
В данной программе использовались принципы:
-природосообразности (учет возрастных особенностей детей),
-доступности (содержание понятно и доступно детям),
-деятельности (активное участие каждого ребенка в учебной деятельности).
Изучив и проанализировав результаты используемых методик, мы пришли к выводу, что в данном классе учебная деятельность сформирована на низком уровне, так как дети не умеют работать самостоятельно, работа в классе носит репродуктивный характер, дети не проявляют активность, также дети не знакомы с понятиями оценивания. Умение сотрудничать у детей сформировано на достаточном уровне, но встречались небольшие разногласия у детей.
Трудности заключались в согласовании действий и учете позиции собеседника. Изложенные факты говорят о необходимости организации учителем целенаправленной работы по формированию у детей учебной деятельности, учебной самостоятельности, работе по активизации детей. Мы решили разработать программу и выяснить, возможно ли повысить уровень учебной деятельности в данном классе, через организацию сотрудничества на уроке (Таблица 2.2.).
На основы вышеуказанных результатов была организована работа по повышению уровня сформированности учебной деятельности у учащихся 3-А класса.
Формирующий эксперимент проводился с 13 апреля по 21 апреля 2017г.
Для достижения поставленной цели было необходимо разработать и реализовать уроки, содержащие приемы формирования учебной деятельности.
На уроках дети учились целеполаганию, работе в паре и группе, распределению ролей, оцениванию товарища, умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также умению принимать чужое мнение. Данная работа была основана на доброжелательности и толерантности по отношению к товарищам.Обучающиеся приобретут положительный опыт применения деятельности сотрудничества для повышения уровня учебной деятельности.
В программу включены задания, специально направленные на формирование учебной деятельности. На каждом уроке вводятся групповые формы организации детей, формируется умение учиться, а также умение взаимодействовать.
Ожидаемые результаты:
Обучающийсянаучится:
- активно взаимодействовать со сверстниками;
- получит навыки работы в группе;
-планировать учебной сотрудничество: распределять роли, определять функции участников, способы взаимодействия;
- способности договариваться, учитывать мнения и интересы других, сдерживать свои эмоции и относиться доброжелательно к окружающим;
- активно обсуждать возникшие в ходе работы затруднения;
- овладеет способами управления свои поведением: контролирует, корректирует, оценивает.
При организации совместной работы всех детей класса (фронтально), мы вводили проблемные вопросы, диалог, беседу. Также дети работали в группах (по 4-5 человек) и в парах. (Приложение В)
Нами была составлена программа формирования учебной деятельности младшего школьника. В программе представлена актуальность, описаны планируемые результаты, цели и задачи. Данная программа отражает 15 занятий, направленных на формирование учебной деятельности и охватывает работу на уроках по предметам литературное чтение, окружающий мир, математика, русский язык, изобразительное искусство через организацию сотрудничества на данных уроках. Использованы разнообразные методы и приемы, мы попытались максимально точно отразить характеристику деятельности учащихся направленную на формирование взаимодействия и сотрудничества.
Фрагменты уроков, наиболее точно отражающие деятельность учащихся представлены в Приложении Г.
Рассмотрим на примере фрагмента урока по окружающему миру. Тема урока: «Вода – растворитель»
II этап: Первичное восприятие
ОДЗ: познакомить детей с новой темой
Вид работы: беседа, эксперимент
Учебная задача для учителя: познакомить детей с новой темой, формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, через организацию беседы, формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, через организацию работы в группах.
Учебная задача для обучающихся: сейчас мы с вами познакомимся с новым свойством воды
ПЗ: для этого проведем эксперимент
Организация деятельности: будем работать в группах. Разделитесь на 4 группы по 4 человека, у каждой группы пробирки, листы бумаги, на которых соль, песок, глина, стаканчик с соком, колба с водой. Также у всех групп есть инструкция по выполнению экспериментов. Самостоятельно ознакомьтесь с заданием, если все понятно, то выполняем эксперимент. Когда группа будет готова, возьмите друг друга за руки и поднимите вверх. Затем обсуждаем, если вы не согласны с мнение товарища, то поднимаете руку и высказываете свое мнение
Содержание:
Работа в группах
Обсуждение результатов исследования
Обобщение
Оценочно-результативный:
У: Итак, с каким новым свойством мы познакомились на уроке?
Д: растворение
У: а что именно мы узнали? Какие вещества могут растворяться в воде?
Д: сахар, соль, сок
У: теперь обобщим все свойства воды
Д: обобщают
У: а сейчас оцените работу в группах по оценочным листам
Лист самооценки и взаимооценки |
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка | Оценка группы | Комментарий |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | | | |
Я предлагал (а) новые идеи | | | |
Я принимал (а) участие в совместной работе, определял(а) цели, ставил(а) задачи | | | |
Я задавал (а) вопросы, искал (а) факты | | | |
Я оказывал (а) помощь другим | | | |
Я находил (а) и исправлял ошибки | | | |
Я чувствовал (а) ответственность за общее дело | | | |
На данном уроке дети знакомились с новой темой, проводили эксперимент с природными материалами.Мы поставили перед собой задачу – продолжить формировать учебную деятельность через организацию сотрудничества на уроках. Во время урока дети проявили себя хорошо, все были активны, каждый участник группы работал вместе со всеми. Дети распределили работу, разногласий не возникало. У каждой группы получалось сделать вывод по проведенному эксперименту и общий вывод по всем экспериментам с аргументацией своего мнения.
Дети смогли удержать учебную задачу на протяжении всего урока. В конце урока дети аргументировано оценили свою деятельность, результаты, работу в группе.
2.3. Диагностика результатов проведенного исследования по проблеме формирования учебной деятельности младшего школьника
Цель данного параграфа – изучить, проанализировать и сравнить результаты проведенного эксперимента. По завершению экспериментальной работы мы провели диагностику результатов с целью выявления эффективности программы. На данном этапе проводились такие же методики, что и на констатирующем этапе.
В контрольной и экспериментальной группах была проведена методика Р.Овчаровой «Ковер». Полученные результаты представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Результаты методики Овчаровой Р. «Ковер»
Таблица 2.3. Результаты методики Овчаровой Р. «Ковер» в экспериментальном классе.
Группа | Наличие центрального рисунка | Одинаковое оформление углов | Симметричное расположение деталей |
1 группа | + | - | - |
2 группа | + | + | - |
3 группа | + | + | + |
4 группа | + | - | - |
5 группа | + | + | + |
6 группа | + | + | - |
Таблица 2.4. Результаты методики Овчаровой Р. «Ковер» в контрольном классе.
Группа | Наличие центрального рисунка | Одинаковое оформление углов | Симметричное расположение деталей |
1 группа | + | + | - |
2 группа | + | + | + |
3 группа | + | - | + |
4 группа | + | + | + |
5 группа | + | + | + |
6 группа | + | + | - |
По результатам данной методики, мы можем сделать вывод, что 100%обучающимся нравится работать в группе: дети умеют работать в группах, у некоторых были небольшие разногласия, но в итоге они пришли к общему решению и изобразили ковер в группе.
Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что у детей повысился уровень сформированности учебной деятельности. Дети находятся на среднем и высоком уровне сформированности учебной деятельности. Дети научились ставить цель, планировать свою работу, понимать и принимать учебную задачу, стали более активными, повысилось желание и потребность работать вместе, в конце выполнения задания, все осуществили контроль и оценку своей деятельности.
У некоторых детей все еще наблюдается не умение самостоятельно работать, ставить цель, планировать работу, осуществлять контроль и оценку деятельности. У данных детей учебная деятельность сформирована на среднем уровне. Деятельность сотрудничества позволила детям со средним уровнем сформированности учебной деятельности быть успешными в работе.
Сравнив полученные результаты, можно говорить о том, что детей данного класса сформировался высокий уровень деятельности сотрудничества. Дети продемонстрировали прекрасное умение работать в группе, приходить к общему решению, научились распределять деятельность между товарищами в группе, слушать и слышать друг друга.
Также мы повторно провели анкетирование и выяснили, что 60% детей могут объяснить понятия «учебная задача», «практическая задача», «цель», «отметка» и «оценка». Остальные 40% продолжают путать критерии понятий «отметка» и «оценка» и не могут пояснить остальные понятия.
Проанализировав данные методики на контрольном этапе можно сделать следующие выводы: после реализации программы занятий, направленных на формирование учебной деятельности через организацию сотрудничества на контрольном этапе исследования у учащихся, в значительной мере, повысился уровень сформированности учебной деятельности, уровень владения деятельностью сотрудничества.
В данной момент у детей преобладает средний и высокий уровни. Дети научились определять цель, тему урока, взаимодействовать друг с другом, наблюдается повышение активности и инициативности в работе на уроках, позитивный настрой на работу, дети допускают возможность существования других точек зрения. Дети оказывают взаимопомощь, взаимоподдержку, приобрели такие качествакак эмпатия. (Таблица 2.5, Таблица 2.6.)
Таблица 2.5.Динамика уровня сформированности учебной деятельности экспериментального 3-А класса.
| Констатирующий этап | Контрольный этап |
Методика | Анкета | Рукавичка | Анкета | Ковер |
Уровень | Процентное соотношение |
Высокий | 0% | 10% | 60% | 100% |
Средний | 30% | 30% | 40% | 0% |
Низкий | 70% | 60% | 0% | 0% |
Рисунок 2.4.Динамика уровня сформированности учебной деятельности.экспериментального 3-А класса.
Сравнив полученные данные констатирующего и контрольного этапов в экспериментальном 3-А классе, можно сделать вывод, что на данный момент у детей преобладает средний и высокий уровни. С высоким уровнем 10 обучающихся – 60%, со средним уровнем 8 обучающихся – 40%, с низким уровнем – 0%. Это позволяет нам сделать вывод, что внедренные нами методики позволяют сформировать учебную деятельность младшего школьника.
Таблица 2.6. Динамика уровня сформированности учебной деятельности контрольного 3-Б класса.
| Констатирующий этап | Контрольный этап |
Методика | Анкета | Рукавичка | Анкета | Ковер |
Уровень | Процентное соотношение |
Высокий | 20% | 15% | 60% | 80% |
Средний | 30% | 45% | 30% | 11% |
Низкий | 50% | 40% | 10% | 9% |
Рисунок 2.5.Динамика уровня сформированности учебной деятельности контрольного 3-Б класса.
Анализ результатов контрольного 3-Б класса показал, что во время проведения эксперимента у обучающихся тоже формировалась учебная деятельность, но процесс этот проходил медленнее. С высоким уровнем – 60%, со средним уровнем – 30%, с низким уровнем – 10% обучающихся.
2.4. Методические рекомендации по формированию учебных навыков младшего школьника
В процессе формирования учебной деятельности младшего школьника необходимо особое внимание обращать на формирование таких структурных компонентов учебной деятельности, как мотивационной и операционной.
В исследованиях, проводимых по изучению учебной деятельности школьников предлагаются следующие направления работы по ее формированию и активизации:
1.Формирование мотива деятельности:
Формирование познавательной потребности;
Формирование стойких познавательных интересов.
2. Формирование системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения:
Формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации;
Формирование умений планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.
В рамках первого направления предлагаются следующие этапы работы:
Подготовка условий (создание благоприятных условий и атмосферы обучения; усвоение детьми определенных знаний и умений)4
Создание положительного отношения к предмету;
Организация систематической поисковой творческой деятельности в процессе которой формируется интерес;
Постановка проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые вопросы.
Реализация направления базируется на представлениях о специфике формирования действий, которые рассматриваются в связи с практической, осознанной, целенаправленной деятельностью самого обучающегося. Результаты исследований разных видов деятельности показали, что формирование всех видов действий протекает по единым закономерностям. Оно включает переход от внешних ориентировок, складывающихся в процессе практической деятельности ребенка, к их внутренним формам.
В основе этого процесса должно лежать понимание учеником взаимосвязи между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Поэтому формированию действий обязательно должно предшествовать обучение принятию целей, поставленных учителем, ознакомление с условиями и возможными способами выполнения данной деятельности.
Условия формирования активной и осознанной учебной деятельности применительно к обучению детей:
- формирование у школьников полноценных познавательных потребностей, мотивов и интересов, а также системы знаний, умений и навыков, связанных с организацией деятельности;
- совершенствование ситуации обучения путем создания положительной эмоциональной обстановки и отношения к предмету, вариативности способов предъявления учебной задачи, реорганизация работы над учебным материалом;
- повышение качества используемого дидактического материала;
- широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода в классной и внеклассной работе.
Реализация этих условий возможна через содержание обучения, деятельность учителя (методы и приемы обучения) и деятельность ученика (формы организации учения).
Обучающихся начальных классов необходимо стимулировать на совершенствование способа действий в ходе деятельности:
- способность свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на другой;
- умение переносить полученные умения в новые условия;
- способность самостоятельно видеть сходство и различия в заданиях и использовать это в своей работе.
10