СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Опытно─Экспериментальное исследование игровых технологий как средства формирования познавательных интересов младших школьников
Диагностика исходного уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Для выявления исходного уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались:
1. Обращённость учащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.
2. Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (проявление положительных эмоций, сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость).
3. Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся самостоятельно участвовать в деятельности, стремление творчески применять свои познания).
Для выявления уровня сформированности познавательного интереса младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на базе Зыбинской ОШ 1-3 ступеней Белогорского района АР Крым был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса, которые были разделены на две группы. Первая группа – контрольная, вторая – экспериментальная. Эксперимент проводился на констатирующем этапе, цель которого – определить сформированность исходного уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 класса. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи.
1. Определить исходный уровень сформированности познавательных интересов.
2. Выявить стимулы познавательных интересов учащихся.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников мы выделили следующие критерии и показатели, которые отображены в таблице 2.1
Таблица 2.1
Критерии, показатели и задания для проверки исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников
Критерии |
Показатели |
Диагностические задания |
Мотивационно-когнитивный | −наличие познавательных вопросов | Опросник „Нравится ли тебе?”
|
−стремление к познанию нового | „Методика с конвертами” (по Г.И. Щукиной)
| |
Эмоционально-волевой | −проявление положительных эмоций по отношению к деятельности | Игра-предложение „Что если…” |
−стремление преодолевать трудности | „Анкетирование по методике Г.И.Щукиной” | |
Самостоятельно-творческий | − умение самостоятельно применять познания на практике
| Задание „Что я знаю о животных” |
− умение творчески применять на практике свои познания | Методика „Наши крымские горы”
|
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных и качественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в
процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для определения исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к выделенным критериям и показателям был подобран ряд диагностических методик исследования. В процессе исследования мы использовали следующие методы исследования: опросник „Нравится ли тебе?”, „Методика с конвертами” (по Г.И. Щукиной), анкетирование учащихся по методике Г.И. Щукиной.
Мотивационно-когнитивный критерий
В рамках мотивационно-когнитивного критерия младшим школьникам предлагалось два диагностических заданий на выявление уровня сформированности познавательного интереса, где следовало определить наличие познавательных вопросов и стремление младших школьников к познанию нового.
Показатель: наличие познавательных вопросов.
Опросник „Нравится ли тебе?”
Цель: определить наличие познавательных вопросов у младших школьников.
Детям предлагается ряд вопросов, на которые они должны ответить.
Условие проведения опроса: вопросы задаются индивидуально каждому ребенку.
1. Нравиться ли тебе задавать вопросы?
2.Любишь ли ты делиться с товарищами, учителем новой информацией?
3.Любишь ли читать книги?
4.Нравится ли тебе узнавать что-то новое?
5.Читаешь ли ты энциклопедии, справочники?
6.Нравятся ли кружки, секции, которые ты посещаешь?
7.Какие бы хотел (а) посещать?
8. Чем занимаешься в свободное время?
9.Нравится ли слушать своих друзей, когда они рассказывают новую историю?
10.Нравится ли тебе рассказывать новую историю своим друзьям?
Отвечая на вопросы, дети откровенно и предельно точно отвечали на поставленные вопросы.
Оценка результата:
Высокий уровень - 3 бала – устойчивый познавательный интерес, достаточно активно оперируют имеющимися знаниями,
Средний уровень – интерес к познанию относительно устойчив,
Низкий уровень - непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям.
Показатель: стремление к познанию нового.
«Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).
Цель - выявить стремление младших школьников к познанию новой информации.
Мы предположили, что наличие познавательного интереса у ученика обнаруживается при явно выраженной корреляции между выбором конверта, предметное содержание которого ещё для него не определено точно и особым интересом к чтению книг на избранную тематику. Степень же развития исследуемого интереса зависит от характера выполнения предложенных в конвертах заданий.
Раздел 1 носит репродуктивный характер. Задания, отнесенные к разделу 2, были рассчитаны на эффективное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации. Задания раздела 3 требовали от испытуемого активного поиска, догадки, проблемного подхода, а также желание изучать дополнительную литературу.
Перед детьми выкладывались конверты (Приложение А). Ученику предлагалось выбрать любой конверт и отвечать на те вопросы, на какие он захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать в том случае, когда ответы на вопросы, с точки зрения ученика, были исчерпаны. Разрешается самостоятельно работать над поиском ответов по дополнительной литературе и представить их потом.
Экспериментальные задания выполнялись с каждым учеником классного коллектива отдельно. Метод сочетался с наблюдением и интервью, уточняющими ответы школьника.
Диагностическими показателями познавательного интереса выявилось:
характер выбора конверта (случайный или вполне направленный);
содержание выбранных познавательных заданий (чему он оказывает предпочтение: решению познавательных задач или же заданиям репродуктивного характера);
характер выполнения задания (элементарные действия или оригинальный подход, желание работать по дополнительной литературе).
Результаты исследования исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников по данным диагностическим заданиям в рамках мотивационно-когнитивного критерия представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в рамках мотивационно-когнитивного критерия
Уровень | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
Высокий | 14, 9 | 11,7 |
Средний | 34,4 | 31,8 |
Низкий | 50, 7 | 56, 5 |
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что у большинства младших школьников был выявлен низкий уровень сформированности познавательного интереса, 50,7% – в экспериментальной группе, 56,5% – в контрольной группе. Со средним уровнем зафиксировано 34,4% – в экспериментальной группе, 31,8% – в контрольной группе. Высокий уровень сформированности познавательного интереса младших школьников выявлен 14,9% – в экспериментальной группе, 11,7% – в контрольной группе.
Эмоционально-волевой критерий
В рамках эмоционально-волевого критерия с показателями проявления положительных эмоций по отношению к деятельности и стремления самостоятельно преодолевать трудности предложено два диагностических задания: игра-предложение „Что если…” и „Анкетирование по методике Г.И. Щукиной”.
Показатель: проявление положительных эмоций по отношению к деятельности.
Игра-предложение „Что если…”
Цель: выявить положительные эмоции в различных ситуациях.
Детям предложили различные ситуации разделить на две группы: ситуации, которые вызывают у них положительные эмоции и ситуации, в которых дети не хотели бы участвовать. Для этого детям для выявления положительных и отрицательных эмоций раздали по два смайлика – „улыбающийся ” и „грустный”. Отвечая на вопросы, каждый поднимал один из смайликов.
Приходя домой, вам предложили сразу выполнять домашнее задание.
Приходя домой, вас встречает бабушка: „Внучок, кушай и иди играть”.
Во время учебной деятельности учитель предлагает:
а) самостоятельную работу;
б) игру.
4. Учитель предлагает участие в предметных олимпиадах.
5. Учитель предлагает участие в празднике школы.
6. Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:
а) использование игр;
б) работа с учебником;
в) творческих заданий.
При использовании этой методики мы выявили, какие эмоции по отношению к деятельности проявляли дети. При ситуациях, которые сопровождались проявлением положительных эмоций, дети показывали „улыбающийся смайлик”.
Показатель: стремление самостоятельно преодолевать трудности.
Метод «Анкетирование по методике Г. И. Щукиной» .
Цель анкетирования: выявить у детей стремление самостоятельно преодолевать трудности.
Выполнение: учащимся предлагалось 5 вопросов, каждый из которых раскрывал эмоционально-волевой критерий уровня сформированности познавательного интереса.
Умение преодолевать трудности.
1. Когда при выполнении работы, ты встречаешься с трудностями:
а) стараешься самостоятельно разобраться, без помощи учителя.
б) зовёшь учителя.
в) прекращаешь выполнения задания.
2. Интересно ли тебе на уроках школе?
а) да
б) не всегда
в) нет
3. На уроках в школе, ты:
а) всегда сам активно работаешь на уроке
б) отвечаешь только тогда, когда спрашивает учитель
в) не отвечаешь вообще
4.Что именно тебя интересует в уроках в школе?
а) мне нравится отвечать у доски, выполнять упражнения
б) выполняю задания, потому что это нужно, нравится как объясняет учитель
в) интересно, когда на уроках мы играем и учитель показывает картинки.
5. Когда учитель даёт задание, ты:
а) быстро и самостоятельно выполняешь, с интересом.
б) выполняешь с неохотой
в) списываешь у соседа
Ответы учащихся оценивались в баллах:
ответы группы «А» - 3балла
ответы группы «Б» - 2 балла
ответы группы «В» - 1 балл.
В соответствии с количеством баллов выделяются три уровня развития познавательного интереса.
Оценка результата:
Высокий уровень −15-18 баллов: увлеченный процесс самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.
Средний уровень − 10-14 баллов: познавательная активность, требующая побуждений учителя; зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи.
Низкий уровень − 6-9 баллов: познавательная инертность; мнимая самостоятельность действий; полная бездеятельность при затруднениях.
Данные, полученные в результате предложенной игры и анкетирования, отображены в таблице 2.3 – „Уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в рамках эмоционально-волевого критерия”
Таблица 2.3
„Уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в рамках эмоционально-волевого критерия”
Уровень | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
Высокий | 23, 7 | 20,4 |
Средний | 46,2 | 43,6 |
Низкий | 30, 1 | 36,0 |
По результатам, предоставленным в таблице, можно сказать, что в процессе диагностики в рамках эмоционально-волевого критерия, у большинства детей был выявлен средний уровень сформированности познавательного интереса, 46,2% – в экспериментальной группе, 43,6% – в контрольной группе. С низким уровнем зафиксировано 30,1% – в экспериментальной группе, 36,0% – в контрольной группе. Высокий уровень сформированности познавательного интереса младших школьников выявлен 23,7% – в экспериментальной группе, 20,4% – в контрольной группе.
Самостоятельно-творческий критерий
В рамках самостоятельно-творческого критерия с показателями умение самостоятельно применять познания и умение творчески применять свои познания на практике предложено два диагностических задания: „Что я знаю о животных”, методика „Наши крымские горы”.
Показатель: умение самостоятельно применять познания на практике.
На этом этапе подбиралось задание, которое помогает младшему школьнику самостоятельно продвигаться по ступенькам знаний. За основу этой работы была предложена методика „Что я знаю о животных”, которая предусматривает несколько компонентов развития школьника: умение добывать знания и умение самостоятельно применять познания на практике.
Методика „Что я знаю о животных”
Цель: выявление самостоятельности применения познаний о животных.
Задание заключалось в том, что детям предлагается свои знания самостоятельно применить на практике (составить ребус, кроссворд), предложить выполнить задание с использованием словаря.
Показатель: умение творчески применять на практике свои познания.
Методика „Наши крымские горы”
Цель: выявить, как младшие школьники умеют творчески применить свои познания о горах Крыма.
Учитель выясняет, как школьники представляют выполнение этого задания, какую бы интересную информацию каждый хотел бы предоставить.
Затем можно предложить ученикам составить рассказ, подобрать интересную информацию в картинках, в стихах, сделать рисунок, составить книжку-кроссворд.
Творческий подход к выполнению задания определил три уровня сформированности познавательного интереса:
а) Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);
б) Средний уровень (выполняя задания, ученику требуется небольшая помощь учителя),
в) Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).
Анализируя выполнение заданий, возникли следующие трудности у учеников третьего класса: многие дети не проявляют самостоятельность, им трудно применить свои познания на практике, для выполнения задания требуется помощь учителя. При выполнении творческого задания большинству детей требовалась помощь, выполняли простые задания.
При использовании выше сказанных методик, мы определили насколько самостоятельно дети применяют свои познания на практике, как они творчески работают.
Результаты исследования познавательного интереса младших школьников по данным диагностическим заданиям в рамках самостоятельно-творческого критерия представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в рамках самостоятельно-творческого критерия
Уровень | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
Высокий | 11,6 | 12,3 |
Средний | 38,9 | 40,4 |
Низкий | 49,5 | 47,3 |
По результатам таблицы у большинства младших школьников был выявлен низкий уровень сформированности познавательного интереса, 49,5% – в экспериментальной группе, 47,3% – в контрольной группе. Со средним уровнем 38,9% – в экспериментальной группе, 40,4% – в контрольной группе. С высоким уровнем сформированности познавательного интереса младших школьников выявлено 11,6% – в экспериментальной группе, 12,3% – в контрольной группе.
На основе выполнения всех диагностических заданий по трем выявленным критериям (мотивационно-когнитивный, эмоционально-волевой, самостоятельно-творческий), определяли общий уровень сформированности познавательного интереса младших школьников.
Количественные данные исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Уровень сформированности познавательного интереса младших школьников
Уровень | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
Высокий | 16,7 | 14,8 |
Средний | 39,8 | 38,6 |
Низкий | 43,5 | 46,6 |
На низком уровне развития познавательного интереса находилось 43,5% детей экспериментальной группы и 46,6% учеников контрольной группы. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
На среднем уровне познавательных интересов оказалось 39,8% в экспериментальной группе и 38,6% в контрольной. Эта подгруппа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но вместе со взрослым.
Наименьшее количество детей (16,7 % в экспериментальной группе и 14,8% в контрольной) находились на высоком уровне познавательных интересов. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи, творчески подходить к их выполнению. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата.
На основе сравнительного анализа результатов в экспериментальной и контрольной группе было установлено:
В результате анализа ответов Олега Б. было выявлено, что он проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов, то есть достаточно активно оперирует имеющимися знаниями. Интерес к учению устойчив. Познавательный интерес имеет широкую локализацию, то есть Олег активно пользуется дополнительными источниками информации. На уроках активно участвует в обсуждении поднятых вопросов, поправляет своих товарищей, любит высказывать свою точку зрения. В свободное от учебы время занимается в спортивной школе по классу фигурное катание. Уровень сформированности познавательного интереса Олега мы отнесли к высокому.
У Кати А. открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, которую Катя получает на уроке. Локализация познавательных интересов неясная, но на уроках Катя внимательна, почти никогда не отвлекается, любит задавать вопросы и делиться новой информацией с друзьями. В классе чувствует себя не совсем уверенно. Свободное время ребенка не занято. На основе вышесказанного можно отнести уровень сформированности познавательного интереса Кати А. к среднему.
Познавательный интерес Лизы Д. ситуативен, ограничен яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию. Локализация познавательных интересов аморфная. Регулятивные процессы сформированы не достаточно, так как Лиза не всегда внимательна, часто отвлекается. Девочка посещает посещает музыкальный кружок, овладевает двумя инструментами - баяном. Признается, что также мечтает научиться играть на гитаре. Проанализировав результаты исследования, делаем вывод, что уровень развития познавательных интересов - средний.
В результате анализа наблюдения и ответов у Влада Я. было выявлено, что познавательный интерес у него ситуативный и требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных
впечатлений. Регулятивные процессы не сформированы, так как Влад невнимателен, постоянно отвлекается. Слыша звонок на перемену сразу демобилизируется, перестает слушать, оставляет неоконченным начатое задание, закрывает книги и первым выбегает на перемену. В свободное время занимается футболом. Уровень развития познавательных интересов – низкий.
Нариман Ф. редко задает какие-либо вопросы, практически не участвует в обсуждении поднятых на уроке вопросов, не стремится поправлять своих товарищей, если те допускают ошибки. Необходимо постоянно прибегать к стимуляции интереса к учению. Свободное время Нариман проводит за просмотром телепередач. На уроках невнимателен, отвлекается. Уровень развития познавательных интересов - низкий.
Познавательная активность проявляется в характере процесса деятельности, то есть готовность к действию или безразличие к заданию; уровень выполнения задачи - самостоятельно, по образцу, путем списывания с доски готового решения; отношение к процессу своей деятельности - внимателен или рассеян. Ученикам интересно познавать различные учебные предметы посредством коллективно - творческих дел, то есть во внеучебное время. К сожалению, большая часть класса тратят свое свободное время на занятия связанные с компьютерными играми, с просмотром телепередач. Сформированность познавательного интереса является обязательным условием их успешного обучения. Однако в условиях сельской школы, сформировать стойкий познавательный интерес затруднительно.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательных интересов, что говорит о необходимости их развития.
Программа формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий
Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает логику, любознательность. В играх заложена огромная информация различных знаний. Учащиеся получают их свободно, в форме игры. Игра стимулирует развитие мышления, умение применять на практике полученные знания, помогает выявлять способности обучающихся. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникает много вопросов «Что?», «Где?», «Когда?» и «Почему?», на уроках и во внеурочное время. Ответить на эти вопросы поможет программа формирования познавательного интереса, которая готовит детей к играм.
Отличительной особенностью младших школьников является любознательность, стремление к познанию нового, к изучению окружающей действительности. Данная программа разработана в соответствии с учетом познавательных интересов школьников младшего школьного возраста.
Основная цель - подготовка учащихся к играм; развитие интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей посредством включения их в интеллектуально-познавательную деятельности для активной социализации в обществе.
Задачи:
Воспитательные:
Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;
Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер;
Формировать ценностное отношение к интеллекту.
Обучающие:
Обучать младших школьников интеллектуально - познавательным играм, конкурсам, викторинам;
Создавать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода через включение в активную социально - досуговую деятельность.
Развивающие:
Развивать у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим);
Развивать навыки частично-поисковой деятельности младших школьников;
Развивать у детей логическое мышление;
Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.
Формы организации деятельности обучающихся разнообразны – игры с буквами и словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, проведение викторин, участие в интеллектуальных играх, конкурсах, выполнение практических занятий.
К каждому занятию дети получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно. Задания самые разнообразные: найти зашифрованные буквы; составить слова из букв; расшифровать слова, пословицы, загадки; из букв данного слова составить слова в системе; разгадать ребус, кроссворд, подготовить сообщение на заданную тему, выполнить тестирование по изученным темам. Все эти задания являются важным этапом при подготовке к интеллектуальным играм.
Программный материал построен в соответствии с возрастными особенностями детей. При выполнении заданий оценивается только успех. Задания носит не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Основное назначение - вызвать интерес обучающихся, дать возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность внедрения программы заключается в том, что занятия проводятся в общеобразовательном учреждении (преимущественно в группах продленного дня).
Новизна программы заключается в том, что она готовить детей к участию в различных конкурсах и играх с разными стартовыми способностями. В настоящее время проводятся разнообразные заочные конкурсы, олимпиады, в которых ребята могут участвовать самостоятельно.
Программа имеет следующую тематику:
Игры с буквами и словами, ребусы, головоломки, кроссворды с целью подготовки к играм. (Приложение В).
Растения. Значения воды в жизни растений.
Насекомые и птицы.
Животные домашние и дикие.
Интеллектуальная игра „Знатоки природы”
Викторина „Что? Где? Когда?”
1. Игры с буквами и словами, разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов способствуют развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, развитию памяти и логического мышления, все это направлено на дельнейшее прохождение программы – подготовке к предстоящим играм.
2. Растения. Значения воды в жизни растений. Растения являются составной частью живой природы. Они производят кислород и дают необходимое питание человеку и животному. Знакомить с разнообразием растений нашей области: лиственными, хвойными и лекарственными и учить оберегать их.
3.Насекомые и птицы. Учить отличать насекомых и птиц от других животных: тело у насекомых разделено на голову, грудь и брюшко; у них всегда три пары ног; тело птиц покрыто перьями. Насекомые и птицы умеют летать.
Животные домашние и дикие – знакомить детей с конкретными животными нашей области, расширять знания об их жизни, учить любить и охранять животных.
Охрана природы. Дать детям представление о значении природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. Формировать нормы поведения в природе, систематизировать знания учащихся о природе.
Учащиеся в результате освоения программного материала будут знать:
- правила работы со словами, ребусами, кроссвордами, головоломками;
- устанавливать связь между человеком и природой;
- экологическую ситуацию;
- животных и растения своей местности;
- правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
- играть с буквами и словами, разгадывать кроссворды, ребусы, головоломки;
- работать со справочной литературой;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- выполнять тестирования после каждой темы.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
- любознательность, усидчивость, организованность, ответственность;
- умение работать в коллективе;
- культура общения.
Приемы и методы работы с детьми
Методика обучения предполагает доступность восприятия теоретического материала, которая достигается за счет максимальной наглядности и неразрывности с практическими занятиями.
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесный, игровой, наглядный;
- метод соревновательного общения;
- творческий и частично-поисковый.
Тестирование «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
Учащимся предлагается отгадать загадку в словесной форме и нарисовать отгадку.
Прежде чем мы его съели, все наплакаться успели (лук).
В землю – крошка, а из земли лепешка (репа).
Что красно снаружи, бело внутри, зелено на голове (редиска).
И зелен и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …(картошка)
Привязан кустик к колышку, на кустике – шары,
Бока подставив солнышку, краснеют от жары (помидоры).
Нужнее всех из овощей для винегретов и борщей.
Из урожая нового красавица лиловая (свекла).
Воду пьет – себя торопит. И растет и листья копит.
Набирает вес кубышка, в середине – кочерыжка (капуста).
Играли в прятки ребятки с грядки.
И прямо с грядки попали в кадки (огурцы).
Все узнают молодца, что растет на грядке:
Он побольше огурца, толстый он и гладкий.
Тоже держится за плеть… Приходите посмотреть (кабачок).
12 . За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая (морковь).
13. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка (тыква).
Интеллектуальная игра „Знатоки природы”
Тема: интеллектуальная игра «Знатоки природы».
Задачи: 1. Развивать мышление (учить анализировать, сравнивать), воображение и творческие способности обучающихся;
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни;
4. Воспитывать бережное отношение к природе. (Любить – значит знать. Знать – значит наблюдать за животными, помогать им, читать книги);
5. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Ход игры
Сообщение цели игры.
ЗАДАНИЕ 1. Какое слово зашифровано?
Рассмотрите фигуры. В них зашифрована тема нашей игры. Вам необходимо её расшифровать.
С | К | Т |
| |||
И | В | Е | ||||
М | Е | И | Ц | |||
1 | 10 | 8 |
| |||
4 | 6 | 2 | ||||
3 | 7 | 9 | 5 |
5 6 2 8 9 10 - 1 7 3 4 5 6 2 8 4 10
Ц В Е Т И К - С Е М И Ц В Е Т И К
Какую волшебную силу имел этот цветок? (Исполнял желания)
Какие в этой сказке волшебные слова?
Разучивание слов:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Из какой сказки этот необычный цветок? Помните? «Цветик -семицветик», В. Катаева. Маленькая девочка Женя загадывала желания, которые исполнял цветок, а мы с вами попробуем с помощью лепестков решить задачи по окружающей нас природе. Вопросы необычные. Ведь природа помогает людям в жизни, делает человека добрым.
Сегодня мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Сейчас мы поиграем и выясним, кто из вас лучший знаток природы. Ведь знания помогают человеку в сложной ситуации, помогают и природе.
Мы с вами разделимся на две команды. Придумайте название команд. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
ЗАДАНИЯ 2. Игра «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
РАСТЕНИЯ.
1-й тур.
Цветами какого растения украшала причёску королева Франции? (Картофеля).
Почему у деревьев весной клейкие листочки? (Смолистые вещества защищают их от заморозков).
От какого слова происходит название «капуста», что оно обозначает? (От слова «капут» - голова).
Почему медуницу называют «цветок-букетик»? (На веточке цветки розового, голубого и фиолетового цветов).
Что носили рыцари на груди как талисман? (Луковицу)
Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? (Тыкву).
За сутки это растение может вырасти на метр? (Бамбук).
Почему листья на верхушке дерева опадают последними? (Они моложе остальных).
Откуда родом картофель? (Из Южной Америки).
В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья как лианы? (В Индии).
2-ой тур. Веришь ли ты?
Веришь ли ты, что дрова, заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров, заготовленных летом? (Да, дерево зимой «спит» и не впитывает влагу).
Веришь ли ты, что есть растения-хищники? (Да).
Веришь ли ты, что осину называют спичечной королевой? (Да, из неё самые лучшие спички).
Веришь ли ты, что дятел пьёт берёзовый сок? (Да).
ЛЕСНАЯ АПТЕКА. Сейчас мы поговорим о лекарственных растениях.
1-й тур.
Почему полезно есть ягоды смородины, земляники, шиповника? (Они богаты витаминами).
Все знают, что листья этого растения надо прикладывать к ранам? (Подорожника).
Из листьев этого растения, тёплых с одной стороны и холодных с другой, готовят отвар от кашля? (Мать и мачеха).
Какое растение поможет при бессоннице? (Валериана).
Эти цветы не только «предсказывают судьбу», но и весьма полезны при мытье волос. (Ромашка).
Из лепестков этого растения получают ароматное масло, делают духи и варенье. (Розы).
Если болит сердце, то какой лекарственной травой его надо лечить? (Ландыш). При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А ещё цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
Что делать, если у вас плохой аппетит? (Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика. Его охотно едят животные.)
Какое лекарственное растение помогает вылечить ангину? (Лекарственная ромашка).
Какое лекарственное растение используют при авитаминозах? (Это рябина – копилка натуральных поливитаминов. Для лекарственных целей годны плоды как зрелые, так и прихваченные морозом. Используют их свежими и сушёными.)
2-й тур. Веришь ли ты?
Веришь ли ты, что лекарственные растения надо собирать в сухую нежаркую погоду? (Да).
Веришь ли ты, что клюкву и крыжовник называют северным лимоном? (Да).
ВОДА. Вода есть везде – на земле, она занимает 1/3 часть суши; и под землёй.
1-й тур.
Положищь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит. (Лёд).
Над окном серебряная монета висит. (Сосулька).
Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара).
Как называются морские волны, возникающие при землетрясениях? (Цунами).
Заря-зарница, красная девица, по полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидел, солнце подняло. (Роса).
В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено (Прорубь).
Меня часто просят, ждут, а только покажусь, сразу прятаться начнут. (Дождь).
Выросло, сповыросло, из бороды повылезло,
Солнышко встало, ничего не стало. (Туман).
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю. Я от матери рождён, сам её рождаю. (Лёд).
Кругом вода, а с питьём беда. (Море).
2-й тур. Веришь ли ты?
Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться).
Веришь ли ты, что облака и туман не одно и тоже? (Нет, туман и облака – это мельчайшие капельки воды).
ПТИЦЫ.
1-й тур.
Нос – и мешок и кладовая. (Пеликан).
Кто зимой вьёт гнёзда? (Клёст)
У какой птицы зимнее имя? (Снегирь).
Какая птица ходит по снегу на «лыжах»? (У куропатки к зиме на лапах вырастают густые перья, на которых она бегает по снегу, как на лыжах, не проваливаясь).
Эта птица как бы напоминает писаря прежних времён, заложившего гусиное перо за ухо. Что это за птица? (Секретарь).
Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин).
Чьё яйцо больше: утиное или куриное? (Утиное).
Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнёздах? (Кукушка).
Каких птиц называют «санитарами леса»? (Дятла, синицу).
Какая птица любит нырять в прорубь? (Птица-оляпка).
2-й тур. Веришь ли ты?
Веришь ли ты, что у птиц бывает зуб? (Да, у птенцов есть на клюве шишечка, «яйцовый зуб», им птенец разбивает скорлупу).
Веришь ли ты, что по носу птицы можно определить, чем они питаются? (Да, у насекомоядных – узкий, тонкий; у птиц, питающихся зернами, семенами, - толстый, твёрдый; у хищников – крючковатый).
ЗВЕРИ. Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.
1-й тур
Почему звери и птицы зимой жмутся к человеческому жилью? (Легче добывать пищу).
Почему говорят: Волка ноги кормят? (В отличии от других животных, он не стережёт добычу, а догоняет).
Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц в лесу).
По чаще идет таёжный хозяин – валежник ломает, пчёл разгоняет. Что за зверь. Кто отгадает?(Медведь).
Серый зверюшка, длинные ушки. А хвостик – клубком. Спит под кустом. Там его дом. Зима наступает – шубу меняет. Кто его знает? (Заяц).
Самый быстрый хищник на земле? (Гепард. Его ещё называют «Собака с кошачьей головой». Быстрее его ни одно животное на свете бежать не может. 110 км и даже 140 км иногда – со скоростью урагана! – мчится он в погоне за добычей).
Горбоносый, длинноногий великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить. Знайте, это … (Лось).
Как называют животное, которое по происхождению близко к кротам и так же, как крот к подземелью, очень приспособлен к водной стихии. (Выхухоль).
Что за хищный зверь, у которого шкурка представляет собой большую ценность: пушистая, тёплая, лёгкая и красивая. (Соболь).
Назовите животное, которое является одним из самых крупных быков мира: рост его - до двух метров, вес – до тонны. Могучее телосложение не мешает ему быть очень быстрым и ловким в движениях. Держаться эти животные группами: коровы, молодые бычки и тёлки, по шести-восьми голов. (Зубр).
2-й тур. Веришь ли ты?
Веришь ли ты, что медведь за день может съесть до 200 000 ягод? (Да).
Веришь ли ты, что некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи? (Да, это слоны, носороги, бегемоты).
Веришь ли ты, что верблюд может выпить за день до 136 литров воды? (Да).
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
1-й тур.
Почему весной нельзя охотиться на пушных зверей? (Появляются детёныши).
Почему весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Шум пугает зверей, птиц, они бросают гнёзда, детёнышей).
Почему нельзя уничтожать в лесу ядовитые грибы? (Ими лечатся животные).
Почему нельзя оставлять непотушенным костёр в лесу? (Может произойти пожар)
Какой вред приносит пожар?
Почему нельзя рвать охапками цветы в лесу? (Они могут исчезнуть, среди них много лекарственных растений).
Почему нельзя разорять муравейники? (В них кипит жизнь, в одном муравейнике может находиться до 3 тысяч муравьёв).
Почему надо подкармливать птиц зимой? (Они охраняют лес, сберегают урожай, радуют нас своими песнями).
Почему нельзя вырубать лес? (Дает нам чистый воздух, красоту, сохраняет влагу, задерживает порывы ветра и т.д.).
Почему надо охранять птиц? (Они спасают деревья от вредных насекомых, радуют нас своим пением).
2-й тур.
Веришь ли ты, что лес – источник здоровья? (Да).
Веришь ли ты, что причиной лесных пожаров может стать удар молнии, небрежность человека? (Да).
ЗАДАНИЯ 3. Творческая работа.
Какой формы может быть лепесток? (Овальной, треугольной, круглой).
Нарисовать цветок-лепесток с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное желание.
Проверка (Ученик говорит волшебные слова и читает своё заветное желание).
Итог занятия.
Сегодня мы говорили о природе. Вы показали, что любите природу, много знаете о ней.
- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? (Лес - это чистый воздух, лес - это дом для зверей и птиц, лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лес – это лекарственные растения, лес – это красота и т.д.).
- А сейчас давайте вспомним правили поведения в лесу. (Не ломать зелёные ветки и деревья, не разорять муравейники и птичьи гнёзда, не рвать охапками цветы, беречь лес от пожара).
- Разжигая костёр что вы должны помнить? (Окопать костёр и обязательно потушить покидая лес. А также не забывайте убирать за собой мусор6 его можно сжечь ил закопать в землю, а еще лучше увезти выбросить в контейнер).
Викторина для младших школьников «Что, где, когда?»
Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, музыка, мир живой природы, литература, загадки. А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая флажок.
Раунд общих вопросов
1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)
2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»)
4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка)
5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло — валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)
6. У кого усы длиннее ног? (У таракана)
7. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)
8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы)
9. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик)
10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль)
Раунд блицвопросов
1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)
2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)
3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)
II
1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)
2. Самая маленькая птичка. (Колибри)
3. Что такое чардаш? (Венгерский танец)
III
1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)
2. Какую страну носят на голове? (Панаму)
3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь)
Географический раунд
1. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
2. На каком материке нет рек? {В Антарктиде)
3. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)
4. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Солнце)
Музыкальный раунд
1. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми)
2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)
3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)
4. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)
5. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре вместе с Незнайкой? («В траве сидел кузнечик»)
Раунд «Мир живой природы»
1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)
2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)
3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)
4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)
5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)
6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)
7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)
8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? {Петрушки)
Литературный раунд
1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)
2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку)
4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)
6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? (Сольдо)
7. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери через порог и на улицу». Кто это? (Буратино)
8. «Вышел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». Кто это? (Продавец лечебных пиявок Дуремар)
9. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
Раунд загадок
1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)
2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
3. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)
4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)
5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
6. Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)
7. В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (Соль)
8. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
9. Что за зверь:
Белый как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест. (Гусь)
10. Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)
11. Много рук, а нога одна. (Дерево)
12. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:
Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
Полноценное соединение знаний и практических навыков.
Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.
Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.
Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
Участие младших школьников играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.